Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и приемы, используемые в семейном консультировании




Этапы семейного консультирования.

Методы и приёмы

Психологическое консультирование – это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента.

Психологическое консультирование – многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинга) и динамику всего процесса консультирования.

Для осмысления динамики можно воспользоваться метафорой совместного путешествия от наличной ситуации к желаемому будущему. Тогда консультирование предстанет как помощь клиенту в решении трех основных задач:

1. определить «место, на котором в момент обращения находится семья» (В чем состоит проблема? В чем сущность семейного неблагополучия и его причины?);

2. выявить «место, куда хочет прийти путник», т.е. состояние, которого хочет достичь семья или отдельный обратившийся клиент (сформировать образ желаемого будущего, определить его реальность) и выбор направления изменений (Что делать? В каком направлении двигаться?);

3. помочь клиенту (семье) туда перебраться (Как это сделать?).

Процесс решения первой задачи соответствует диагностическому компоненту сопровождения; третью можно представить как преобразование или реабилитацию. Для второй задачи готового термина еще нет; она решается в ходе соглашения между клиентом и психологом. Условно этот этап можно назвать «ответственным решением» или «выбором пути».

Эта трехчленная модель имплицитно присутствует в ряде интегративных подходов к консультированию в психологии и социальной работе (В.А.Горянина, 1996; Дж.Иген, 1994 и др.).

Конечно, на начальном этапе освоения профессии консультанту необходимы в качестве ориентира более простые и мобильные схемы. По содержанию возможно выделить три общие стадии процесса сопровождения:

• осознание не только внешних, но и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений);

• реконструкцию семейного или личного мифа, развитие ценностного отношения;

• овладение необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.

Традиционно основным методом психологического консультирования считается интервью, т.е. терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования (в том числе и семейного) широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике).

Во многом выбор методов и контактных техник определяется тем уровнем, на котором осуществляется консультационный процесс. Выделяют 2 уровня консультирования:

внешний и внутренний уровни консультирования.

Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече (особенно при консультировании семейной пары). Здесь широко используются технологии создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К.Роджерс, Ф.Василюк и др.). Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него на уме, и выразить свои подлинные чувства. Это первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе самому и к другому человеку.

Используются на этом уровне и различные техники, разработанные в поведенческой психологии. В частности, бихевиористская модификация «контрактной терапии», когда супруги договариваются вознаграждать друг друга за то поведение, которого они ожидают от партнера.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и психодраме.

Интервьюирование - метод получения информации в ходе непосредственного устного общения. В психологическом консультировании используется 3 основных вида интервью: свободное, стандарти­зированное и полустандартизированное.

Свободное интервью - беседа, в ходе которой исследователь имеет право самостоятельно изменять направленность, порядок и структуру вопросов, добиваясь необходимой эффективности процеду­ры. Оно характеризуется гибкостью тактики проведения диалога в пределах заданной консультативной темы, максимальным учетом ин­дивидуальных особенностей клиента. Свободное интервью дает наи­лучшие возможности для свободного формулирования его точки зре­ния относительно обсуждаемых проблем и более глубокого выражения им своей позиции.

Стандартизированное интервью предполагает проведение опроса по заранее разработанной схеме. Полустандартизированное интервью основано на использовании двух видов вопросов. Одни из них - обязательные, другие - «подвопросы», уточняющие, применяются или исключаются из интервью в зависимости от конкретных ответов консультируемого. Это дает возможность использовать определенную вариативность проведения психологической консультации, учитывать индивидуальные особенности клиента и изменение коммуникативной ситуации в процессе консультирования. При этом консультант имеет возможность активно управлять диалогом, при необходимости фоку­сируя внимание клиента на каких-то определенных моментах.

В.Ю. Меновщиков [31] выделяет ряд ситуаций, с которыми встречается интервьюер в зависимости от меры осознания клиентом собственных действий. Та или иная ситуация определяет применение в процессе психологического консультирования различных видов интервью.

1. Клиент знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе.

2. Клиенту не хватает информации для определения мотивов своего действия.

3. Консультант ставит себе целью получить симптоматиче­скую информацию, хотя клиент не определяет ее как таковую.

В первом случае консультант может использовать достаточно стандартный набор вопросов, сходный для целого ряда клиентов. Такое интервью чаще всего используется на ранних стадиях консультативного процесса. В двух других ситуациях требуется использовать методы, предполагающие сотрудничество психолога и клиента в процессе поиска необходимой информации, в частности, свободное и клиническое интервью.

В литературе описывается «пятишаговая» модель проведения семейных консультаций и консультативного интервью:

1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу и со­трудничество.

2. Сбор информации, поиск ответа на вопрос: «В чем проблема?».

3. Осознание желаемого результата, поиск ответа на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».

4. Выработка альтернативных решений: «Что мы можем сделать по этому поводу?».

5. Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом. Трансформация личности или проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.