Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сбор данных

Установление контакта.

Установление контакта (раппорт) первая и ключевая фаза любого консультативного процесса. Ее реализация - залог успеха в решении проблем клиента. По мнению Г. Хэмбли [55, с. 14] «...первая цель любого консультирования - это установление отношений доверия Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости». Особенностью проведения семейных консультаций являет­ся то, что необходимо установить контакт сразу со всеми членами семьи, что порой бывает сделать достаточно сложно. Для того чтобы стимулировать членов семьи к началу работы можно использовать следующий речевой оборот: «Я рад (-а) встрече с вами и понимаю, что вам надо со мной о чем-то поговорить. Кто хотел бы начать первым?» [2, 60]. Практика показывает, что первым начинает рассказ самый активный член семьи. В процессе установления контакта также можно использовать различные формы присоединения к клиенту (языковое, невербальное, эмпатическое и др.). Помимо этого в процессе реализации данного этапа психолог ~ консультант начинает и диагностиче­ский этап работы, пытаясь определить истинную проблему клиента, реальное положение дел в семье.

Сбор данных о семье предполагает накопление информации о происходящих внутри нее процессах. На основе совместного исследования в процессе реализации данного этапа психолог и клиент определяют ориентиры консультативной работы (цели и задачи) распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки Итогом данного этапа является суммирование проблемы — своеобразное подведение итогов с подчеркиванием того, что в семье действительно существует проблема, но эта проблема принадлежит не одному человеку, а касается каждого члена семьи, всей семьи в целом.

Основными методами, которые используются на данном этапе, являются психодиагностические процедуры, а также своеобразные консультативные приемы, так «называемые микротехники выслушивания» [2, 31, 37], используемые психологом в процессе проведения диагностического интервью. В литературе описываются следующие виды таких приемов:

1) Открытые вопросы,

Начинаются со слов: «Что?», «Как?», «Почему?», «Не могли бы Вы..», «А если..» и т.п. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ клиента. Их использование позволяет собрать более подробную информацию о семье и характере проблемы. В психологическом кон­сультировании семьи наиболее часто используются следующие типы открытых фраз:

- Не скажете ли Вы о чем пойдет у нас разговор...?»

- Как Вы чувствуете себя в этой ситуации?

- А что бы по потом?

- Как вы думаете, почему это случилось?

Таким образом, в процессе реализации этапа сбора данных консультант должен собрать максимум информации о самом клиенте, особенностях его семейных взаимоотношений и существующей про­блеме. В литературе описывается определенная последовательность. открытых вопросов, которые могут быть заданы консультируемому с этой целью:

- Что произошло и что происходит?

- Как часто это случается?

- При каких обстоятельствах?

- Когда возникла проблема?

- В какой временной последовательности развивались события?

- Что предваряло эту ситуацию?

- Как изменялась проблема в процессе ее развития?

- Где это происходило (в какой обстановке, с какими людьми и т.п.)?

- Как Вы реагировали?

- Как Вы себя чувствовали? [2]

2) Закрытые вопросы.

Закрытые вопросы обычно содержат частицу «ли». Эти вопросы могут предполагать ответ «да» или «нет». Они используются для сбора более подробной информации, концентрации внимания клиента и су­жения области обсуждаемых вопросов. Таким образом, закрытые во­просы не позволяют клиенту уходить от обсуждаемой проблемы, но слишком частое их использование влечет за собой риск отпугнуть кли­ента, снижает степень его откровенности и открытости.

3 ) Нерефлексивное слушание [37].

Нерефлексивное слушание, по сути, является умением молчать. Однако это достаточно активный процесс, предполагающий значительное внимание к речи собеседника. В процессе нерефлексивного слушания могут использоваться повтор или поддержка, предполагаю­щие соответственно прямое повторение сказанного или использование фраз типа «Да!», «Понимаю Вас», «Это как?», «Продолжайте, это интересно» и т.п. Эти приемы активизируют речь клиента и дают ему возможность понять, что его внимательно и заинтересовано слушают. Т.о., подобные речевые обороты способствуют активному общению консультанта и клиента. Нерефлексивное слушание используется при изложении напряженных ситуаций, когда человеку необходимо выговориться, еще раз прожить ситуацию.

4) Рефлексивное (активное) слушание.

Рефлексивное слушание позволяет дать говорящему обратную связь и позволяет психологу уточнить содержание услышанного. Оно предполагает расшифровку смысла сообщений, выяснение их реального значения. В процессе рефлексивного слушания могут использоваться следующие приемы [2, 16, 31]:

- Выяснение ~ обращение к говорящему за уточнением: «Пожалуйста, объясните это» и пр.

- Перефразирование - выражение мысли клиента другими словами с целью проверки точности понятого содержания. При перефразировании могут использоваться следующие речевые обороты: «Как я понял Вас...», «Если я правильно понимаю, Вы думаете (говорите, что...». При этом повторяется основная мысль собеседника без прояснения его установок и чувств.

- Пересказ - краткое изложение основных слов и мыслей клиен­та. При использовании этого приема передается объективное содержание сказанного без прояснения смысла и значения слов, а лишь с под­черкиванием самого главного.

- Отражение чувств - прием близкий к пересказу, однако, в данном случае повторяется не содержание сказанного клиентом, а от­ражаются его эмоции.

- Отражение значения - предполагает прояснение субъективного смысла сказанного. В процессе использования этого приема идентифицируются глубокие, подспудные значения слов. Это позволяет клиенту повторно интерпретировать свои переживания.

- Дальнейшее развитие мыслей собеседника. Этот прием может использоваться только в контексте высказанного собеседником смысла. В противном случае дальнейшее развитие мыслей может быть воспринято как игнорирование его рассказа

- Уточнение - просьба о дополнительном разъяснении опреде­ленных моментов сказанного. Может использоваться в контексте уточнения содержания и уточнения чувств.

- Резюмирование. Применяется в продолжительных беседах с целью привести события и факты в смысловое единство. В процессе резюмирования консультант как бы собирает воедино мысли и чувства клиента, его слова и смысл сказанного и представляет все это ему в законченной форме. Резюмирование предполагает подытоживание основных идей сказанного клиентом. Это можно сделать с помощью фраз типа: «Как я понимаю, Вашей основной идеей является...», «То, что Вы сказали, может означать..», «Если подвести итог сказанному Вами...» и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы и приемы, используемые в семейном консультировании | Осознание желаемого результата Постановка целей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.