КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сбор данных
Установление контакта. Установление контакта (раппорт) первая и ключевая фаза любого консультативного процесса. Ее реализация - залог успеха в решении проблем клиента. По мнению Г. Хэмбли [55, с. 14] «...первая цель любого консультирования - это установление отношений доверия Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости». Особенностью проведения семейных консультаций является то, что необходимо установить контакт сразу со всеми членами семьи, что порой бывает сделать достаточно сложно. Для того чтобы стимулировать членов семьи к началу работы можно использовать следующий речевой оборот: «Я рад (-а) встрече с вами и понимаю, что вам надо со мной о чем-то поговорить. Кто хотел бы начать первым?» [2, 60]. Практика показывает, что первым начинает рассказ самый активный член семьи. В процессе установления контакта также можно использовать различные формы присоединения к клиенту (языковое, невербальное, эмпатическое и др.). Помимо этого в процессе реализации данного этапа психолог ~ консультант начинает и диагностический этап работы, пытаясь определить истинную проблему клиента, реальное положение дел в семье. Сбор данных о семье предполагает накопление информации о происходящих внутри нее процессах. На основе совместного исследования в процессе реализации данного этапа психолог и клиент определяют ориентиры консультативной работы (цели и задачи) распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки Итогом данного этапа является суммирование проблемы — своеобразное подведение итогов с подчеркиванием того, что в семье действительно существует проблема, но эта проблема принадлежит не одному человеку, а касается каждого члена семьи, всей семьи в целом. Основными методами, которые используются на данном этапе, являются психодиагностические процедуры, а также своеобразные консультативные приемы, так «называемые микротехники выслушивания» [2, 31, 37], используемые психологом в процессе проведения диагностического интервью. В литературе описываются следующие виды таких приемов: 1) Открытые вопросы, Начинаются со слов: «Что?», «Как?», «Почему?», «Не могли бы Вы..», «А если..» и т.п. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ клиента. Их использование позволяет собрать более подробную информацию о семье и характере проблемы. В психологическом консультировании семьи наиболее часто используются следующие типы открытых фраз: - Не скажете ли Вы о чем пойдет у нас разговор...?» - Как Вы чувствуете себя в этой ситуации? - А что бы по потом? - Как вы думаете, почему это случилось? Таким образом, в процессе реализации этапа сбора данных консультант должен собрать максимум информации о самом клиенте, особенностях его семейных взаимоотношений и существующей проблеме. В литературе описывается определенная последовательность. открытых вопросов, которые могут быть заданы консультируемому с этой целью: - Что произошло и что происходит? - Как часто это случается? - При каких обстоятельствах? - Когда возникла проблема? - В какой временной последовательности развивались события? - Что предваряло эту ситуацию? - Как изменялась проблема в процессе ее развития? - Где это происходило (в какой обстановке, с какими людьми и т.п.)? - Как Вы реагировали? - Как Вы себя чувствовали? [2] 2) Закрытые вопросы. Закрытые вопросы обычно содержат частицу «ли». Эти вопросы могут предполагать ответ «да» или «нет». Они используются для сбора более подробной информации, концентрации внимания клиента и сужения области обсуждаемых вопросов. Таким образом, закрытые вопросы не позволяют клиенту уходить от обсуждаемой проблемы, но слишком частое их использование влечет за собой риск отпугнуть клиента, снижает степень его откровенности и открытости. 3 ) Нерефлексивное слушание [37]. Нерефлексивное слушание, по сути, является умением молчать. Однако это достаточно активный процесс, предполагающий значительное внимание к речи собеседника. В процессе нерефлексивного слушания могут использоваться повтор или поддержка, предполагающие соответственно прямое повторение сказанного или использование фраз типа «Да!», «Понимаю Вас», «Это как?», «Продолжайте, это интересно» и т.п. Эти приемы активизируют речь клиента и дают ему возможность понять, что его внимательно и заинтересовано слушают. Т.о., подобные речевые обороты способствуют активному общению консультанта и клиента. Нерефлексивное слушание используется при изложении напряженных ситуаций, когда человеку необходимо выговориться, еще раз прожить ситуацию. 4) Рефлексивное (активное) слушание. Рефлексивное слушание позволяет дать говорящему обратную связь и позволяет психологу уточнить содержание услышанного. Оно предполагает расшифровку смысла сообщений, выяснение их реального значения. В процессе рефлексивного слушания могут использоваться следующие приемы [2, 16, 31]: - Выяснение ~ обращение к говорящему за уточнением: «Пожалуйста, объясните это» и пр. - Перефразирование - выражение мысли клиента другими словами с целью проверки точности понятого содержания. При перефразировании могут использоваться следующие речевые обороты: «Как я понял Вас...», «Если я правильно понимаю, Вы думаете (говорите, что...». При этом повторяется основная мысль собеседника без прояснения его установок и чувств. - Пересказ - краткое изложение основных слов и мыслей клиента. При использовании этого приема передается объективное содержание сказанного без прояснения смысла и значения слов, а лишь с подчеркиванием самого главного. - Отражение чувств - прием близкий к пересказу, однако, в данном случае повторяется не содержание сказанного клиентом, а отражаются его эмоции. - Отражение значения - предполагает прояснение субъективного смысла сказанного. В процессе использования этого приема идентифицируются глубокие, подспудные значения слов. Это позволяет клиенту повторно интерпретировать свои переживания. - Дальнейшее развитие мыслей собеседника. Этот прием может использоваться только в контексте высказанного собеседником смысла. В противном случае дальнейшее развитие мыслей может быть воспринято как игнорирование его рассказа - Уточнение - просьба о дополнительном разъяснении определенных моментов сказанного. Может использоваться в контексте уточнения содержания и уточнения чувств. - Резюмирование. Применяется в продолжительных беседах с целью привести события и факты в смысловое единство. В процессе резюмирования консультант как бы собирает воедино мысли и чувства клиента, его слова и смысл сказанного и представляет все это ему в законченной форме. Резюмирование предполагает подытоживание основных идей сказанного клиентом. Это можно сделать с помощью фраз типа: «Как я понимаю, Вашей основной идеей является...», «То, что Вы сказали, может означать..», «Если подвести итог сказанному Вами...» и т.п.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |