Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и условия распространения систем экологического менеджмента в России




Принимая решение в пользу разработки и внедрения СЭМ, высший менеджмент организации исходит как из ее преимуществ с финансовой точки зрения (экономия и ресурсосбережение, повышение производительности и эффективности, получение новых рыночных возможностей), так и рисков, обусловленных формированием неадекватного отношения к экологическим аспектам работы предприятия.[13]

Исходя из этого, можно выделить ряд важнейших факторов, определяющих развитие СЭМ на современных предприятиях.

1. Ужесточение законодательства в области экологии и контроля за его соблюдением. В последние годы на всех уровнях государственного управления значительно усиливается контроль за соблюдением экологических показателей производственной и общехозяйственной деятельности организаций с одновременным увеличением санкций за допущенные нарушения требований разрешений и нормативных актов. Новые, особенно серьезные административные и уголовные наказания вводятся в тех случаях, когда нормативные требования касаются ситуаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде.

Органы государственной власти усиливают контроль и менее охотно идут на компромиссы с организациями, у которых имеются проблемы с выполнением установленных требований. Это, зачастую, приводит к повышению уровня капиталовложений предприятий, например, связанных с приобретением нового природоохранного оборудования и других технических средств. К тому же, во многих случаях организации вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку на выполнение мероприятий за реабилитацию допущенных загрязнений.

Гибкость, которую проявляют российские компании, адаптируясь к экологическим требованиям сегодня, может стать основой для успешного учета в будущем возрастающих требований безопасности.

2. Повышение внимания заинтересованных сторон и уровня их информированности, необходимость поддержания имиджа и улучшения репутации. В качестве заинтересованных сторон, как правило, рассматриваются финансовые институты, страховые компании, а также население и общественность той местности, где расположено предприятие. Все заинтересованные стороны ожидают от организации, что оно ведет социально и, соответственно, экологически ответственный бизнес, повышая уровень своего внимания к решению экологических проблем.

В глазах экономических партнеров предприятий в последние годы все чаще стало складываться мнение, что организации, не уделяющие должного внимания повышению эффективности экологической деятельности, не в состоянии производить высококачественную продукцию или оказывать качественные услуги. Доверие партнеров, заинтересованных сторон и органов власти стали заслуживать только такие предприятия, которые устанавливают для себя высокую экологическую планку, и которые уверены, что они должны заслужить право вести свою деятельность в конкретном районе.

Возможности облегчения применения нормативных требований, рационального сочетания методов административного регулирования и контроля с инициативной экологической деятельностью предприятий, улучшение отношений предприятий с органами государственной власти и управления, общественностью, компаниями-партнерами, потребителями и др., формирование благоприятного имиджа компаний в целом, определяют потенциальные выгоды компании и характеризуют экологически грамотное поведение, значительно укрепляющее репутацию организации.

3. Повышение конкурентоспособности. Одной из тенденций современности является становление и развитие культуры «зеленого потребления». Продукция, в большей степени соответствующая экологическим предпочтениям потребителей, может получить важное рыночное преимущество по сравнению с продукцией конкурентов, не придающих должного значения экологическим аспектам своей деятельности. Особенно важен данный конкурентный фактор при небольшой разнице цен.

ВТО уделяет растущее внимание экологическим требованиям в развитии международной торговли по мере того, как экологические стандарты и учет экологических аспектов начинают носить характер общепринятой практики деловых международных отношений. Поэтому «зеленый имидж» организации позволяет получать дополнительные конкурентные преимущества на рынках, характеризующихся высокими экологическими требованиями.Сертификация на соответствие требованиям ISO 14001 становится все более явным условием продвижения продукции и услуг на международных рынках. Только за последние пять лет справедливость этого положения испытали на себе компании многих отраслей отечественной экономики. Так, например, в 2002 году отечественная компания проиграла тендер на разработку нефтяных месторождений в Юго-Восточной Азии – одной из основных причин стало отсутствие свидетельства формальной сертификации или даже самодекларации внедрения СЭМ.[12]

Глобализация рынка проявляется также во внедрении новых подходов при формировании связей между ключевыми производителями и их поставщиками. Крупные (транснациональные) корпорации предъявляют жесткие требования к поставщикам относительно наличия сертификата и практического подтверждения эффективности функционирования систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, систем обеспечения производственной безопасности и т.п. В настоящий момент такие тенденции четко прослеживаются в автомобильной, химической, фармацевтической отраслях, внедряющих еще к тому же и специфические отраслевые системы менеджмента на основе соответствующих международных стандартов.

Внедрение и сертификации систем экологического менеджмента повышают адаптивные возможности российских компаний, способствуя упрочению их рыночных позиций.

4. Повышение экономической эффективности деятельности организации. Внедрение СЭМ позволяет активизировать природоохранную деятельность и повышать уровень экологической безопасности предприятия и выпускаемой продукции, существенно сокращая на этой основе текущие производственные издержки. Снижению затрат способствует более рациональное использование энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия. Но осознание взаимозависимости экологических и экономических результатов пока что остается на достаточно низком уровне. Но есть и положительные примеры, в качестве которого выступает опыт предприятия электротехнической отрасли. Поэтапный отказ от использования хлорсодержащих полимеров для выработки изоляции позволил резко сократить вероятность поступления персистентных органических загрязняющих веществ (ПОЗВ) в окружающую среду. Причем затраты на производство изоляции, не содержащей поливинилхлорида, оказались ниже, чем предполагалось изначально в связи с доступностью отечественных полимеров соответствующего качества. Кроме того, прекратилась тяжба в природоохранительными органами, требовавшими организации неправдоподобно дорогих измерений концентраций ПОЗВ (один анализ обходится в 800-1000 долларов) в отходящих газах и установки очистного оборудования, близкого к таковому, разработанному для мусоросжигательных заводов.[12]

Предприятия, которым удается найти эффективные способы сокращения загрязнения, достигают не только высокие экономические результаты хозяйствования, но и получают дополнительное государственное стимулирование за счет снижения размеров уплачиваемых налогов и платежей за выбросы, сбросы и размещение экологически опасных отходов.

Кроме того, свидетельство о том, что в компании внедрена действенная СЭМ, способствует увеличению оценочной стоимости основных фондов предприятия. Это особенно важно при разработке совместных проектов с зарубежными партнерами в части определения доли в международном бизнесе российских компаний. Предшествующие этому стандартные процедуры аудита приняты многими банками и активно используются консультационными компаниями – в перечень непременных вопросов входят и те, которые напрямую относятся к СЭМ. Например, в 1998-2000 годах в России получил развитие крупный международный проект в автомобильной отрасли. Распределение вкладов партнеров (в числе которых был и Европейский банк реконструкции и развития), отражало вклад российского производителя в натуральном выражении (здания, сооружения, коммуникации, труд проектировщиков и т.п.). И в результате проведения экологического аудита было принято решение о снижении долевого вклада отечественного партнера, что повлекло в последствии снижение потенциальных доходов компании.[12]

Несмотря на такие весомые факторы, побуждающие современные организации различных сфер хозяйственной деятельности к внедрению СЭМ, приведенные ранее данные о темпах внедрения СЭМ на отечественных предприятиях не позволяют характеризовать данный процесс как активный. Темп роста количества российских предприятий, имеющих сертификаты на СЭМ, не соответствует темпам роста влияния факторов, определяющих развитие экологического кризиса.

Накопленный практический опыт позволяет указать на основные проблемы, замедляющие распространение СЭМ на российских предприятиях. Причем, существуют как отраслевые, так и региональные особенности проявления этих проблем, но в целом их можно отнести к четырем категориям.

1. Недостаточно высокий уровень развития общего менеджмента на предприятиях. Поскольку СЭМ тесно связана с общей системой менеджмента организации в целом и должна быть включена в нее как составная часть, в организации до ее внедрения должна быть определена миссия, сформирована система целей и задач, осуществляться комплексное планирование на разных уровнях, должны разрабатываться соответствующие процедуры. Однако в настоящее время для большинства российских предприятий многие из перечисленных условий являются пока еще недостаточно осознанными и практически нереализуемыми. Кроме того, для российской промышленности в целом характерен низкий уровень менеджмента, что проявляется, например, в недостаточном использовании современных подходов к планированию и анализу результативности, невнимании к мотивации персонала, формальном подходе к его обучению.

2. Узкое понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента. До сих пор в большинстве случаев экологическая деятельность российских предприятий рассматривается исключительно как деятельность, осуществляемая на основе концепции «Конец трубы». Естественно, что применение защитных устройств, внедрение и эксплуатация экологически безопасного оборудования является необходимым направлением экологической деятельности. Однако использование превентивного подхода, основанного на глубоком и систематическом анализе производственного процесса, приводящего к более продуктивным решениям, не нашло еще достаточно широкого применения. Поэтому создание СЭМ во многих случаях также первоначально рассматривается как реорганизация работы отдела по охране окружающей среды. Наряду с этим, оптимизация существующих технологических процессов, сокращение потерь могут потребовать относительно небольших затрат, приведя в конечном счете как к снижению воздействия на окружающую среду, так и к получению дополнительного экономического эффекта. Но создание эффективной СЭМ требует принципиального решения высшего руководства о важности такой системы для предприятия, его дальнейшего участия в ее внедрении, а также вовлечения всего персонала в экологическую деятельность организации.

3. Неверное понимание характера действия стандартов ИСО серии 14000. Применение данных стандартов имеет добровольный характер, и это представляет трудности понимания самой их природы и их соотношения с методами государственного регулирования. Российские организации стремятся рассматривать их как обязательные, т. е. руководители предприятий нередко рассматривают стандарты ГОСТ Р ИСО серии 14000 как еще один инструмент государственного регулирования, который вот-вот будет введен в действие. На этой основе предприятия, как правило, идут по пути формального внедрения СЭМ и создания требующейся системы документации. И не всегда предприятиями осознается тот факт, что стандарты в области СЭМ предлагают инструмент, позволяющий помимо решения прочих задач эффективно организовать учет и соблюдение предприятиями требований регулирующих органов.

4. Отсутствие международно-признанной системы сертификации СЭМ в России. Во многих странах мира были созданы соответствующие национальные органы по аккредитации или расширена область аккредитации ранее существовавших органов. Госстандартом России также зарегистрировано несколько систем добровольной сертификации, объектом сертификации которых являются СЭМ. Одна из проблем, с которой столкнулись органы по сертификации этих систем, это непризнание выдаваемых ими сертификатов зарубежными органами по сертификации и, соответственно, зарубежными потребителями. Отсутствие такого признания наносит существенный ущерб российской экономике, поскольку на российском рынке развертывают свою деятельность зарубежные органы по сертификации, оказывая сертификационные услуги за весьма высокую (по российским меркам) плату. К тому же такие услуги в ряде случаев оказываются не вполне качественными. С другой стороны, в целом ряде случаев российские организации, предлагающие услуги сертификации СЭМ, не имеют необходимого опыта и навыков, не соблюдают международные требования к сертификации, а качество их услуг также вызывает явные сомнения. Поэтому актуальность создания системы аккредитации органов по сертификации СЭМ, которая смогла бы претендовать на признание ее зарубежными партнерами, постоянно возрастает.

Таким образом, распространение СЭМ может позволить российским организациям совмещать достижение целей основной производственной и природоохранной деятельности, обеспечивая тем самым экономически эффективное снижение и предотвращение воздействия на окружающую среду. В национальном и региональном масштабах внедрение и развитие СЭМ способствует устойчивому развитию общества, позволяя гармонично сочетать экономический рост с сохранением высокого качества окружающей среды, что делает такой подход особенно актуальным в современных российских условиях.

Библиографический список

1. Бабина, Ю.В. Планирование в системах экологического менеджмента: цели, задачи и программы/ Ю.В. Бабина //Экология производства. - 2008. - № 5. - С. 29-36.

2. ГОСТ Р ИСО 14001 – 2007. СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. Требования и руководство по применению. – М.: Стандартинформ, 2006. - Дата введения - 2007-10-01. – 17с.

3. Гусева, Т.В. Экологический аудит как современный инструмент менеджмента организации/ Т.В. Гусева, Р.А. Перелет //Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5. - С. 117-130.

4. Гусева, Т. В. Системы экологического менеджмента: основные понятия и принципы / Т. В. Гусева. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/printref/id.50032_1.html. – Загл. с экрана.

5. Зенченко, С. А. Экологический менеджмент в системе корпоративного управления / С. А. Зенченко, А. С. Зенченко. – Киев: [б. и.], 2004. – 129 с.

6. Масленникова, И. С. Экологический менеджмент: учебное пособие / И. С. Масленникова, Л. М. Кузнецов, В. Н. Пшенин. – СПб.: [б. и.] 2005. – 200 с.

7. Норт, К. Основы экологического менеджмента / К. Норт. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 390 с.

8. Основные сведения о стандартах серии ISO 14000. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecoonline.ru/2008/02/07/. – Загл. с экрана.

9. Общественный Регистр сертификации систем экологического менеджмента. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.14000.ru/register/ – Загл. с экрана.

10. Петросян, Е.Р. Нормативное обеспечение экологического менеджмента и социальная ответственность/ Е.Р. Петросян //Компетентность. - 2008. - № 9-10. - С. 60-64.

11. Плущевский, М.Б. Стандарты для систем экологического менеджмента/ М.Б. Плущевский //Экология производства. - 2009. - № 2. - С. 38-43.

12. Роль экологического менеджмента в повышении экологической безопасности общества / Г.И. Элькин, В.П. Капашин, Б.С. Пункевич и др. //Методы оценки соответствия. - 2007. - № 5. - С. 6-8.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.