Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональная сфера

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляемый в форме пристрастного переживания человеком смысла явлений и предметов окружающего мира.

Чувства – высшая форма эмоционального переживания человека, характеризующаяся устойчивостью и завязанная на личностных установках человека.

Эмоции первичны и ситуативны. Первая эмоция – радость, первая социальная потребность. Новорождённый становится младенцем, реакция оживления.

Эмоции кратковременны, существуют внутри ситуации.

Чувства вторичны, надситуативны. Первое чувство – любовь к родителям.

Эмоциональная сфера развивается всю жизнь.

Функции:

Ø Сигнальная (сигнализируют о важных изменениях в мире).

Ø Регуляторная (способны видоизменять наше поведение).

Значение эмоций и чувств:

Ø Способствуют познанию мира.

Ø Способствуют самопознанию.

Ø Являются элементом общения.

Ø Делают нашу жизнь более яркой.

Причины возникновения эмоций и чувств:

Ø Внешние социальные причины (другие люди и их деятельность).

Ø Внутренние психологические причины.

Ø Оценка себя.

Ø Внутренние непсихологические причины (потребности).

Свойства эмоций и чувств:

Ø Фазовость, динамика.

Ø Полярность. Максимальная достигается при состоянии амбивалентности (одновременное переживание двух противоположных эмоций, направленных на один объект).

Виды эмоций и чувств:

· По знаку:

Ø +, субъективно приятные

Ø -, субъективно неприятные

Ø Неопределённые. Возникающие в странной, непонятной, незнакомой ситуации, в которой у человека нет опыта поведения. Кратковременны. По мере уточнения ситуации переходят в + или -. Недоумение, удивление.

· По силе:

Ø Страсть – сильное, стойкое, длительное ощущение, проявляющееся в деятельности. Объектами страсти могут быть: другие люди, виды деятельности, материальные вещи, идеи. Страсти могут быть + (во имя и на благо людей) и – (для себя, эгоистической/эгоцентрической направленности).

Ø Увлечения – менее стойкие, менее длительные. Характерны для влюбчивых людей.

Страсть, потухая, может стать увлечением и наоборот. Страсти и увлечения могут конкурировать между собой за время и средства.

· По содержанию:

Ø Моральные. Эмоциональное отношение к другим людям и к себе. Особенности: социальный характер, действенный характер, сложность и многогранность. Развитость чувств этой группы позволяет судить о личности и её моральных качествах.

Ø Интеллектуальные. Проявляются во время интеллектуальной деятельности. Любопытство, интерес, сомнение, удивление. Чувство юмора и иронии. Развитость этих чувств говорит о развитости интеллекта.

Ø Эстетические. Возникают при восприятии чего-то прекрасного. Позволяют судить об эстетической составляющей личности.

Эмоциональные состояния – особая группа эмоциональных переживаний, которые способны окрашивать всю психическую деятельность, в т.ч. эмоции; основаны на причинности.

· Настроение. Причинные настроения: самочувствие (интрацептивные ощущения), более высокие потребности; внешние несоциальные причины; внешние социальные причины; внутренние психические причины. Настроения бывают кратковременными и устойчивыми. Могут встроиться в личность человека и стать определённой чертой характера. Могут даже перестроить личность человека. Настроение управляемо, его надо держать в положительной части спектра.

· Аффективные состояния и аффекты характеризуются постоянно нарастающим эмоциональным напряжением, вызванным каким-то конфликтом. Исход: исчезновение состояние, если исчезает причина конфликта; аффект.

Аффект – стремительный, бурно протекающий процесс взрывного характера, требующий разрядки в действии. Обычно в состоянии аффекта не работают память, мышление, воля; внимание ослаблено. Аффект неуправляем. Важно его перехватить, не допустить.

· Эмоциональный, психический стресс – состояние, возникающее в неожиданной, рискованной ситуации, связанной с риском для жизни или здоровья.

Стрессоустойчивый человек Стрессонеустойчивый человек
Повышается психическая деятельность (ясность сознания) Снижается психическая деятельность (ухудшается память, внимание, уровень мышления)
Улучшается порог срабатывания ощущений Ухудшаются движения
Субъективное замедление (компрессия) времени Ошибки восприятия (кажущаяся опасность превышает реальную)
Появляются сверхординарные (супер) способности.

Зависит от волевой сферы, уровня эмоций, опыта.

· Фрустрация – состояние, возникающее при неудовлетворении крайне значимой для человека потребности. Переживается двумя путями:

Ø Полная апатия

Ø Состояние крайней озлобненности

В большинстве случаев человек не может самостоятельно выйти из фрустрации. Фрустрация случается и у детей, чаще всего – избалованных.

Возможные причины: смерть близких, неудача в карьере и т.п.

Чтобы вытащить человека, нужно внушить ему мысль, что жизнь не кончена. Воплотить это бывает трудно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мышление | Общение и речь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.