Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бенчмаркинг




В поиске путей более эффективной деятельности промышленные предприятия, сталкиваются с рядом проблем:

• разработка непрерывного процесса самоусовершенствования, основанная на постоянном сборе и анализе информации о конкуренте;

совершенствование показателей для сравнения предыдущего опыта со стандартами и достижениями лидеров;

изучением процессов и методов, используемых конкурентами в разрешении проблем, т.е. разработкой системы бенчмаркинга пере­дового опыта.

Термин «бенчмаркинг» (benchmarking) является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Он произошел от слова «benchmark», означающего отметку на объекте, например, на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле benchmark — это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.

Бенчмаркинг должен быть постоянным процессом, нацеленным не только на соответствие конкуренции, но и на победу над ней.

Бенчмаркинг рассматривается как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное положение на рынке. Бенчмаркинг — этонепрерывное улучшение процесса соизмеримости продуктов, услуг и практического опыта по отношению к самым сильным конкурентам.

При этом в центре внимания находятся такие вопросы, как:

кто, какая фирма находится на вершине конкуренции?

• почему собственное предприятие не является лучшим?

• что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим?

как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?

Бенчмаркинг относят к совокупности управленческих инструментов, таких как глобальное управление качеством, измерение удовлетворенности покупателей.

Бенчмаркинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше и изучение, усовершенствование и применение их методов работы.

Бенчмаркинг приводит к совершенствованию предпринимательства, повышению эффективности, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей.

«Бенчмаркинг» - это сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) предприятия и его конкурентов.

Внедрение бенчмаркинга позволяет усовершенствовать пла­нирование, управление и производство на предприятии и повысить его конкурентоспособность.

Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследова­ния надежно установить вероятность успеха предпринимательства.

Направления использования бенчмаркинга:

- бенчмаркинг вскрывает проблемы в работе, конкретизирует их.

- анализируются процессы, создающие товар или услугу и продвигающие их на рынок

- бенчмаркинг служит для обеспечения конкурентоспособности и создания предпосылок проверки производительности фирмы

- Бенчмаркинг рассматривается способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное положение на рынке.

«Бенчмаркинг» проводится по следующим параметрам:

· рыночная доля,

· качество продукции,

· цена продукции,

· технология производства,

· себестоимость выпускаемой продукции,

· рентабельность выпускаемой продукции,

· уровень производительности труда,

· объем продаж, каналы сбыта продукции,

· близость к источникам сырья,

· качество менеджерской команды,

· новые продукты,

· соотношение внутренних и мировых цен,

· репутация фирмы

Существует много видов бенчмаркинга:

Внутренний бенчмаркинг — бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации сопоставлением характеристик производственных единиц, схожих с аналогичными процессами.

Бенчмаркинг конкурентоспособности — измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов.

Функциональный бенчмаркинг бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций в том же секторе.

Бенчмаркинг процесс а — деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.

Общий бенчмаркинг бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.

Различают бенчмаркинг: затрат, характеристик, клиента, а также стратегический и оперативный.

Первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реин­жиниринг или ретроспективный анализ продукта.

Второе поколение - бенчмаркинг конкурентоспособности — раз­вивается как наука в 1976 — 1986 гг. благодаря деятельности фир­мы «Ксерокс».

Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982 — 1986 гг., когда предприятия — лидеры качества выясняют, что существует возможность поучитьсяу предприятийвне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурен­тов.

Четвертое поколение бенчмаркинга — это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.

Пятое поколениеглобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства.

Развитие бенчмаркинга тесно связано с тем, как предприятия понимают качество. Выделим несколько этапов в изменении понимания и отношения предприятий к качеству:

Этап 1. Инспекция. Он характеризуется проверкой качества готовой продукции. Для обеспечения контроля качества фирма вкладывает средства в усовершенствование систем качества, а не бенчмаркинг. Подобное было в СССР, когда само понимание качества в основном носило технократический подход, и упор делался на качество продукции, обеспечиваемое совершенствованием конструкции и технологии.

На этом этапе частично применялся продуктовый бенчмаркинг, основной целью которого было сравнение собственной продукции с товарами конкурентов. Однако недостаток информации не позволяет в полной мере использовать опыт и знания конкурентов.

Этап 2. Усиление контроля. На фирмах внедряются стандарты качества ISO 9000. Бенчмаркинг применяется по всем ключевым вопросам бизнеса. Важнейшим становится качество процесса, в котором качество продукции является л ишь одним из элементов или составляющей общего качества. Фирмы начинают осознавать, что удовлетворение потребителя является залогом их успехов в бизнесе.

Этап 3. Возникновение между фирмами и внутри них партнер­ских отношений и кооперации. Это связано с изменением понимания конкуренции не только между фирмами, но и внутри организации. Кооперация и партнерство внутри фирмы приводят к более эффективному информационному обмену между подразделениями.

Аналогичное происходит и на межфирменном уровне. При этом в понятии «конкуренции» появляется новая составляющая — взаимодействие. Именно взаимодействие и соперничество фирм в современном бизнесе являются основой для удовлетворения потребностей потребителей и завоевания конкурентных пре­имуществ.

Этап 4. Бенчмаркинг конкурентоспособности и стратегический бенчмаркинг. Этот этап связан с тем, что вся организация представ­ляет единое целое или единый механизм. Процесс принятия решений происходит только на основе исчерпывающей и точной информации при условии обеспечения общей эффективности деятельности фирмы. На этом этапе стратегический бенчмаркинг переходит в глобальный.

Факторы успеха, которые определяют бенчмаркинг, можно классифицировать следующим образом:

а) объективные («жесткие») факторы:

— определение четких границ проекта;

— тонное планирование времени;

— соблюдение стандартов качества;

— принятие во внимание бюджетных ограничений;

б) субъективные («мягкие») факторы:

— хороший климат для сотрудничества;

— положительный настрой — ориентация на достижение результата;

— осознание важности качества;

— заинтересованность;

— творческий подход;

— этика предпринимательства (анализ превосходства — это не промышленный шпионаж).

Анализ превосходства — это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующей целью:

— определить лучшие результаты;

— проанализировать свою работу;

— выявить недостатки в функционировании;

— устранить слабые места;

— создать мотивацию к постоянному улучшению.

Данная концепция является вспомогательным средством для сбора информации в целях постоянного улучшения производительности и качества и опережения конкурентов.

Анализ превосходства:

• непосредственно нацелен на повышение производительности предприятия;

• ведет к ориентации культуры предпринимательской деятельности на такие ценности, как способность к обучению, повышение своего собственного потенциала и достижений, что в свою очередь является толчком для процесса развития.

Объект исследования: Предприятие само производит и осуществляет анализ производства применительно к товарам, услугам, функциям, стратегиям, процессам и т.п.

При исследовании стратегических вопросов необходимо выяснить, какие факторы особо важны для реализации конкурентных преимуществ, установить критерии измерения, полностью описывающие эти факторы, и выделить фирмы, явно добивающиеся наилучших результатов в данном секторе. Вслед за этим нужно найти те методы, которые приводят к наилучшим результатам.

Различают три основных типа анализа:

внутренний анализ превосходства относится к сравнениям внутри организаций, например, между отделами, подразделениями или товарными группами;

внешний анализ превосходства сравнивает сходные виды дея­тельности в различных областях, например, между конкурентами или коллегами, работающими на различных рынках;

функциональный анализ превосходства, при котором сравнивают похожие функции или процессы в различных отраслях.

Основные принципы бенчмаркинга:

1. Аналогия. Оперативные процессы партнеров должны быть схожими. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.

2. Взаимность. Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон.

3. Измерение. Поскольку бенчмаркинг — это сравнение харак­теристик, измеренных на нескольких предприятиях, то его целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достичь их наилучшего значения.

4. Достоверность. Организация работ по бенчмаркингу должна проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.