КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ползучесть. Разрыв при ползучести
9.1. ВВЕДЕНИЕ Ползучесть в своей простейшей форме представляет собой постепенное накопление пластической деформации в образце или в детали, находящихся под напряжением при повышенной температуре в течение некоторого периода времени. Разрушение вследствие ползучести происходит, когда накопленная пластическая деформация приводит к тому, что перемещения детали превосходят допустимые пределы. Разрыв при ползучести представляет собой развитие ползучести до такой степени, что нагруженный элемент действительно разделяется на две части. На рис. 22 показана разница между разрывом при кратковременной и длительной ползучести. Деформации ползучести практически не имеют особого значения до тех пор, пока эксплуатационная температура не достигает 35—70% температуры плавления по абсолютной шкале. Одно из первых исследований ползучести было проведено французским инженером, обратившим внимание на изменение со временем удлинения проволочных канатов, использовавшихся в подвесных мостах. Однако лишь после первой мировой войны ползучесть стала действительно опасным видом разрушения. С этого времени разрушения вследствие ползучести начали наблюдаться во многих приложениях. На электростанциях, нефтеперерабатывающих заводах и химических предприятиях появились машины, несущие элементы которых эксплуатируются при температурах от 500 до 900°С. Для деталей энергетических установок стала нормальной температура от 900 до 1200°С. На лопатки роторов газовых турбин одновременно с центробежными усилиями воздействуют температуры от 600 до 1200°С. Сопловые блоки и обтекатели ракет и космических кораблей подвергаются непродолжительному воздействию даже более высоких температур. Температура обшивки летательных аппаратов при скоростях, соответствующих 7М, по некоторым оценкам составляет около 3000°С, при этом деформации ползучести и выпучивание при ползучести влияют на аэродинамические и прочностные характеристики, а разрыв при кратковременной ползучести становится опасным видом разрушения. Рис. 22. Иллюстрация ползучести и разрыва при ползучести (εс — деформация ползучести). 1 — разрыв при кратковременной ползучести; 2 — разрыв при длительной ползучести; 3 — ускоренная ползучесть (стадия III); 4— установившаяся ползучесть (стадия II); 5— неустановившаяся ползучесть (стадия I). Важными последствиями процесса ползучести являются не только недопустимо большие перемещения, но также и разрыв вследствие ползучести, термическая релаксация, динамическая ползучесть при циклических нагружениях и циклических температурных воздействиях, ползучесть и разрыв в условиях многоосного напряженного состояния, накопление эффектов ползучести и совместное проявление эффектов ползучести и усталости. Все эти вопросы заслуживают пристального внимания. Деформация ползучести и разрыв начинаются на границах зерен и проявляются в виде скольжения вдоль границ и разделения зерен. Таким образом, разрушение при ползучести является межкристаллическим в противоположность, например, транскристаллическому разрушению в процессе усталости при комнатной температуре. Хотя ползучесть представляет собой явление пластического течения, в результате межкристаллического характера разрушения поверхность разрыва выглядит так же, как и при хрупком разрушении. Разрыв при ползучести происходит обычно без образования шейки и без каких-либо предупредительных эффектов. Для сплавов, хорошо сопротивляющихся ползучести, обязательна металлургическая стабильность в процессе длительной выдержки при повышенных температурах. Увеличение времени выдержки при повышенных температурах действует как искусственное старение, и любое начальное улучшение свойств вследствие закалки может исчезнуть. Для хорошо сопротивляющихся ползучести сплавов важны также сопротивляемость окислению и воздействию других коррозионных сред. Больший размер зерен также может сказаться благоприятно, поскольку в этом случае протяженность границ зерен, т. е. мест, где в основном происходит процесс ползучести, меньше. 9.2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛЗУЧЕСТИ Действительно надежные данные могут быть получены лишь с помощью проведения испытаний на длительную ползучесть, при которых, насколько это возможно, воспроизводятся эксплуатационные нагрузки и температурные условия. К сожалению, расчетчику невозможно долгие годы дожидаться получения необходимых данных для анализа разрушения при ползучести. Именно поэтому были разработаны некоторые практически полезные методы приближенного описания поведения материалов при длительной ползучести по результатам ряда кратковременных испытаний. Результаты испытаний на ползучесть графически могут быть представлены множеством разнообразных способов. Основными переменными, характеризующими процесс ползучести, являются напряжение, деформация, время, температура и скорость деформации. Любые две из этих основных переменных могут быть взяты в качестве координат, остальные переменные при этом будут служить параметрами, значения которых на получаемой кривой не меняются. Наиболее распространенными методами использования данных, полученных при кратковременной ползучести, для описания длительной ползучести являются метод экстраполяции, метод механического ускорения и метод термического ускорения. Эти три метода рассмотрены ниже. Следует, однако, отметить, что при применении любого метода испытаний в случае, если время испытаний составляет менее 1 % ожидаемого срока эксплуатации, вряд ли можно рассчитывать на удовлетворительные результаты. В тех случаях, когда это возможно, желательно, чтобы время испытаний составляло, по крайней мере, 10% ожидаемого срока эксплуатации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |