КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение Устава железнодорожного транспорта РФ
Классификация грузов Вопросы: 1. Как классифицируются грузы? 2. Какие группы грузов различают по условиям и способам хранения? Литература: 1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 42)
На железнодорожном транспорте различают транспортную классификацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно-разгрузочных работ. В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность. Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. Рисунок – Транспортная классификация груза Насыпные грузы перевозят по железным дорогам насыпью. Они представляют собой однородную массу частиц, кусков, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью). К ним относятся зерновые грузы (пшеница, рожь, семена), продукты их перемола (мука, отруби, комбикорма, крупа и др.), каменный уголь, минеральные удобрения, цемент, руда, песок, известь, щебень и т.п. (свыше 400 наименований). К навалочным грузам относятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест (штук) и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным: камень, металлический лом, металлы, слитки стальные и т.п. (свыше 200 наименований). Тарно-штучные грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдельных грузовых мест. В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-штучные грузы подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их, как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах. Тарно-штучные грузы второй группы (тяжеловесные с массой одного места более 500 кг), третьей группы (длинномерные и громоздкие длиной 3 м, шириной 2,6 м, высотой 2,1 м) и четвертой группы (негабаритные) перевозят в открытом подвижном составе. К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах. Они подразделяются на нефть и нефтепродукты (светлые, темные), сжиженные газы, химические продукты и пищевые продукты. К живности относятся животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, дикие звери), птица всякая, живая рыба, рыбопосадочный материал и раки, пчелы. По условиям и способам хранения различают три группы грузов. Первую группу составляют ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры. К ним относятся скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольственные товары широкого потребления и т.д. Хранение этой группы грузов осуществляется в закрытых складах. Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче, это бумага, металл, хлопок, сено и т.д. Грузы этой группы хранят в крытых складах или на крытых площадках (под навесами). В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и др. Грузы этой группы хранят на открытых площадках.
Вопросы: 1. Что регулирует Устав ж.д. транспорта РФ? 2. Что определяет Устав ж.д. транспорта РФ? 3. Что устанавливает Устав ж.д. транспорта РФ? 4. Этапы развития правовой политики на железнодорожном транспорте. Литература: 1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 19) 2. Устав ж.д. транспорта РФ. М. Транспорт 2003 г. Выполняя перевозки грузов железнодорожный транспорт вступает в определенные правовые взаимоотношения с грузоотправителями и грузополучателями, другими видами транспорта и собственниками транспортных средств. Важнейшими правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие между железными дорогами и грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, являются Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Продолжающийся в России процесс перехода к рыночным отношениям поставил перед железнодорожным транспортом новые задачи, связанные с более эффективным использованием этого вида транспорта при перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа. Учитывая это обстоятельство, в 2003 г. был введен в действие Устав железнодорожного транспорта. Это восьмой по счету Устав, принятый за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашей стране (начиная с 1917 г.). Устав железнодорожного транспорта 2003 г., впервые за всю историю подготовки подобных нормативных актов, отразил в своем содержании положение о том, что инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя железнодорожные пути необщего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные службы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, может находиться в собственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Более конкретно это положение закреплено в ст. 1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте", в соответствии с которой имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности, т.е. на железнодорожном транспорте допускается частная собственность в регулировании отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа. В Уставе (состоящем из 130 статей) весьма подробно регулируются отношения перевозчиков и клиентуры железнодорожного транспорта при осуществлении перевозочного процесса. Особо подчеркивается, что доступ перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с Правилами о недискриминационном доступе. Более подробно (в отличие от ранее действующего Устава) регулируются отношения, связанные с подачей заявки, четко определены основания, по которым заявка грузоотправителя на отправку транспортных средств не может быть удовлетворена. Впервые действие Устава распространяется на владельцев железнодорожных путей необщего пользования. В то же время основные положения, связанные с подачей транспортных средств, заключением договора перевозки, ответственностью сторон за ненадлежащее исполнение своих обязательств, остались такими же, как и в предыдущем Транспортном уставе железных дорог. В тексте Устава довольно часто употребляются термины: "федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта", "федеральный орган исполнительной власти в области транспорта", "Министерство путей сообщения". При пользовании этими терминами следует иметь в виду, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднены: Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Создано единое Министерство транспорта и связи Российской Федерации, в состав которого в качестве Федерального агентства железнодорожного транспорта вошло Министерство путей сообщения Российской Федерации, а в ведение Правительства РФ передана Федеральная антимонопольная служба. Впоследствии эти поправки будут внесены в Федеральный закон и Устав железнодорожного транспорта. Принятый новый Устав железнодорожного транспорта 2003 г. - весьма эффективный нормативный правовой акт, имеющий важное значение в развитии железнодорожных перевозок, улучшении их качества, создании здоровой конкуренции между перевозчиками, что, несомненно, окажет влияние на подъем российской экономики. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее Устав) от 10 января 2003 г. регулирует отношения, возникшие между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных, связанных с перевозками услуг (Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа предусматривают порядок продажи проездных билетов, оказание услуг пассажирам и обеспечение их своевременной доставки в пункт назначения; порядок приема к перевозке груза, багажа и грузобагажа; соблюдение порядка предоставления транспортных средств; условия обеспечения сохранности груза и багажа, сроки их доставки и т.д.). Устав устанавливает обязательные показатели качества перевозок грузов, багажа и грузобагажа (сроки доставки, сохранность грузов, багажа и грузобагажа) и обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта для всех владельцев инфраструктур, перевозчиков и организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняемых вспомогательные работы (услуги) при перевозках.
(Ж.д. транспорт № 5 2007 Н.В. Мишина) Важнейшими мерами по совершенствованию работы железнодорожного транспорта во второй половине XIX века стали внедрение графика движения поездов и их специализация, принятие системы общего пользования и управления вагонным парком без перегрузки при переходе с дороги на дорогу, введение Устава железных дорог и Правил технической эксплуатации. С принятием первого специального источника железнодорожного законодательства, имеющего характер кодификационного нормативного правового акта, обязательного для исполнения и казенными, и частными железными дорогами, — Общего Устава Российских железных дорог в 1885 г. было положено начало формированию единого правового пространства на всей сети российских железных дорог. Это имело огромное значение для дальнейшего развития железнодорожного транспорта и, как следствие, экономического развития страны. Общий Устав Российских железных дорог должен был установить твердые государственные начала в деятельности железнодорожного транспорта и регламентировать деятельность и ответственность железнодорожной администрации. В годы Гражданской войны (1918-1920) можно выделить следующие направления железнодорожной правовой политики: совершенствование системы управления железнодорожным транспортом; введение чрезвычайных мер для улучшения трудовой дисциплины и повышения производительности труда; развитие нормативно-правовой базы деятельности железнодорожного транспорта. В 1920 г. был принят второй Общий Устав железных дорог РСФСР, который назывался «общим» по причине распада унитарного государства Российской Империи и незавершенности национализации железнодорожного транспорта. Документ был небольшим по объему и написан без тщательной проработки всех вопросов. Впервые за тысячелетнюю историю России появилось федеральное законодательство, к которому относился и этот Устав. Его положения были рассчитаны на перевозки грузов и пассажиров без оплаты в период «военного коммунизма». Через два года этот Устав прекратил свое действие. Впрочем, он не затронул основных устоев железнодорожного законодательства. Затем 1 августа 1922 г. был введен в действие очередной основной железнодорожный закон — Устав железных дорог РСФСР, в основу которого были положены принципы железнодорожного права, выраженные в основных чертах в действовавшем в течение многих лет на русских железных дорогах Общем Уставе Российских железных дорог издания 1885 г. Однако со времени издания прежнего Общего Устава 1920 г. в экономической политике РСФСР произошли значительные изменения, выразившиеся в допущении частной промышленности и торговли, переводе государственных предприятий на начала автономной хозяйственности, в установлении денежных расчетов между государственными учреждениями и др. В отношении транспорта постановлением Совнаркома от 9 июля 1921 г. была установлена платность перевозок, а затем, согласно постановлению Совнаркома от 16 января 1922 г., на транспорте вводятся начала хозяйственного расчета. Первый общесоюзный Устав железных дорог Союза ССР утверждается правительством СССР и вводится в действие 24 мая 1927 г. Тем не менее основные нормы, регулирующие перевозки, объем текста, структура и оглавление прежнего устава 1922 г. без изменений переходят в новый. В целом следует заметить, что в первые годы советской власти продолжали действовать дореволюционные нормы правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта. В восстановительный период и в годы индустриального развития правовая политика была направлена на изменение железнодорожного законодательства в соответствии с реалиями экономической и политической жизни страны. Уже с конца 1920-х годов начинается отказ от договорного регулирования железнодорожных грузовых перевозок в пользу их планирования, которое было закреплено в очередном Уставе железных дорог Союза ССР, введенном в действие с 15 марта 1935 г. Так, в первой же статье устава 1935 г. устанавливалось, что «основной обязанностью железных дорог является выполнение государственного плана грузовых и пассажирских перевозок». Годовой, квартальный и месячный планы перевозок по всей железнодорожной сети составлялись Народным комиссариатом путей сообщения и Советом труда и обороны. При этом согласно статье 9 нового устава главной задачей НКПС и его местных органов являлось безусловное и 100%-ное выполнение плана перевозок грузов первой категории. Сохранялись и продолжали развиваться прямые смешанные перевозки с участием других видов транспорта, а также перевозки грузов и пассажиров. Только уголовной ответственности в нем посвящены 11 из 100 статей. В развитие положений, содержащихся в уставе 1935 г., было принято 137 нормативных правовых акта. Это различные правила, инструкции, соглашения, уставы, положения, технические условия, номенклатуры, перечни грузов и материалов, условия погрузки, установления различных норм и т.п. Следующий период характеризуется выходом железнодорожной отрасли из послевоенной разрухи и принятием по инициативе МПС перспективного плана (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта. Программой предусматривалась дальнейшая электрификация, внедрение тепловозной тяги, автоматизация и механизация производств и процессов, реконструкция заводов транспортного машиностроения. С 15 апреля 1955 г. вводится в действие новый послевоенный Устав железных дорог СССР, утвержденный 8 декабря 1954 г., который просуществовал 10 лет. От предыдущих он выгодно отличался обстоятельностью и лучшей юридической проработкой. Устав определял обязанности дорог по обеспечению потребностей страны в перевозках грузов, пассажиров и взаимоотношения с другими отраслями экономики и видами транспорта. В нем отсутствовали меры репрессивного характера за неисполнение уставных норм. Кроме того, в этом уставе была заметно сужена монопольная компетенция МПС по изменению элементов перевозочного процесса. Вместо тарифного комитета тарифы стали утверждаться правительством. Накопленный опыт правотворчества позволил уже отдельными разделами регламентировать порядок составления и выполнения плана перевозок, эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, взаимодействие железных дорог с другими видами транспорта. В связи с некоторым развитием имущественных отношений устав перерабатывается и приводится в соответствие с гражданским законодательством. Новый Устав железных дорог Союза ССР был утвержден Советом Министров СССР 6 апреля 1964 г. Он определял обязанности, права и ответственность дорог, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, что явилось шагом вперед в правовом отношении. Расширились права начальников дорог, отделений и станций по принятию решений по перевозочной деятельности в пределах этих подразделений. На основании Устава железных дорог в установленном порядке действуют Правила перевозок пассажиров и багажа, Правила перевозок грузов и другие акты. В 1982 г. был предложен план дальнейшего развития железнодорожной отрасли, в основу которого была положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации производства и более широкой механизации ручного труда. В 1991 г. в Министерстве путей сообщения была разработана третья программа развития и реконструкции железнодорожного транспорта на период до 2000 г., которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации 1998 г. имел характер переходного документа. В нем фактически были реализованы две идеи: избавление от норм планирования грузоперевозок и законодательное закрепление преимущества железнодорожных услуг в новых экономических условиях. По содержанию его нельзя было считать максимально адаптированным к рыночным условиям. Современный период отмечен интенсивным реформированием и реструктуризацией железнодорожного транспорта. В первое десятилетие реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Сущность правовой политики в области железнодорожного транспорта на этом этапе выражается в правовом обеспечении проводимых реформ. Созданы основы правовой базы транспорта, отвечающей новым социально-экономическим условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана адекватная рыночным условиям система государственного регулирования транспортной деятельности, в основном завершена приватизация. Продолжающийся в России процесс перехода к рыночным отношениям поставил перед железнодорожным транспортом новые задачи, связанные с повышением эффективности его использования. Учитывая это, а с 13 мая 2003 г. был введен в действие новый, девятый по счету, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который продолжает действовать и в настоящее время. По мнению многих специалистов, он является весьма эффективным нормативным правовым актом, имеющим важное значение в развитии железнодорожных перевозок, улучшении их качества, создании здоровой конкуренции между перевозчиками, что, несомненно, оказывает влияние на подъем российской экономики. Современная правовая политика России в области железнодорожного транспорта направлена на то, чтобы законодательная база как основа государственного регулирования транспортной деятельности отражала появление транспортных предприятий различных организационно-правовых форм собственности, обеспечивала эффективное взаимодействие предприятий транспорта, государственную защиту прав потребителей транспортных услуг, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта, разрабатываются с учетом сближения их правовой базы с требованиями международного права, а также международных организаций, участником которых является Россия. Таким образом, изучение и анализ железнодорожного законодательства в исторической ретроспективе позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, оно идет вслед за меняющимися условиями экономического развития государства (от концессионной частно-хозяйственной к государственно-капиталистической системе хозяйства и формированию государственного сектора железных дорог, затем от централизованного планирования к рыночным отношениям), а с другой - сохраняется консервативность и незыблемость основ железнодорожного хозяйства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |