Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арабо-мусульманский культурный регион




 

Формирование культурного единства арабо-мусульманского региона происходило под влиянием ислама и арабского языка. Самобытность этой духовности складывалась в процессе культурного взаимодействия арабов с подчиненными им народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы в VII - X вв.

Определяющим и унифицирующим фактором в данном регионе является ислам (время возникновения VI в.). Ислам – это не просто религия. Ислам – это образ жизни, мировоззрение, мироощущение, поэзия, философия. Он регулировал общественные отношения, хозяйственную деятельность, семейно-брачные отношения, личностные связи арабов. Теологические предписания ислама унифицированы в систему образования, этики, эстетики, политики. Вторым фактором, укрепившим исламские культурные традиции, является арабский язык – язык культа, права, науки.

Специфика ислама определила и сформировала духовные ценности и жизненные ориентиры мусульман. Кратко рассмотрим эти специфические черты.

Во-первых, ислам является широкой системой социального регулирования. Мусульманская община (умма) – это высшая социальная структура, являющаяся объектом божественного плана спасения. Поэтому жизнь общины и каждого мусульманина ориентируется и регламентируется шариатом - сводом юридических норм религиозной жизни и поступков мусульманина. Таким образом, религиозная форма, заданная социальными и политическими институтами, эффективно обеспечивает стабильность традиций и представлений, передаваемых из поколения в поколение.

Этнические традиции, элементы местных верований, сливаясь с исламом, придавали исламской доктрине особую значимость и обеспечивали ей дополнительную силу влияния на общество.

Во-вторых, относительная простота ритуала, связанная с культом, укрепляла связь религии с национальными традициями. Множество предписаний в исламе, обрядов, элементов ритуальных действий стали привычкой, жизненной необходимостью, динамичными стереотипами и приобрели характер стандартов поведения.

Исламизация общественной и личной жизни мусульман превратила ислам в символ идейных комплексов, базирующихся на исламских универсалиях и религиозно-культурных ценностях. Великими мыслителями мусульманского мира являются Фараби (870 - 950 гг.), Ибн-Сина (Авиценна, 980 - 1037 гг.), Ибн-Рушд (1126 - 1198 гг.). В русле философии развивалась арабо-мусульманская эстетика. Философы и поэты рассматривали Бога как предмет эстетической оценки, в котором сконцентрировано все прекрасное и возвышенное. Высокого уровня развития достигла в эпоху средневековья арабо-персидская литература – сказки «Тысяча и одна ночь», произведения Фирдоуси (X - XI в.), Омара Хайяма (XI - XII в.), Низами (XII в.).

В-третьих, ислам оказал огромное влияние на развитие искусства мусульманских государств, в нем возобладало ритмически-декоративное начало. Главную роль в арабо-мусульманском искусстве играют архитектура, художественное ремесло и искусство миниатюры. Средневековые города арабского Востока – Дамаск, Багдад, Каир - были центрами утонченной художественной культуры. Здесь формировались типы монументальной религиозной культуры и светских построек. В области архитектуры это привело к появлению новых типов сооружений: мечети, вмещающие тысячи молящихся, минареты – башни, с которых призывали верующих к молитве, медресе – здания мусульманских учебных заведений. Были построены крытые рынки, караван-сараи, дворцы, окруженные крепостными стенами с воротами и башнями. Были созданы разнообразные формы арок - подковообразных и стрельчатых, изобретены особые системы створчатых перекрытий.

В XII в. сложился тип колонной арабской мечети. Ее внешний вид напоминает крепость, окруженную глухими гладкими стенами с минаретом в виде мощной башни. В условиях замкнутого быта средневекового мусульманского города мечеть играла роль главного общественного центра, где совершалось правосудие, возникали научные дискуссии, назначались деловые и дружеские встречи, читались лекции. В ряде случаев мечети были крупными мусульманскими университетами (например, мечеть Аль-Азхар в Каире). Средневековые мечети собирали все лучшее, что создавала культура эпохи, они становились школой мастерства и средоточением художественных идеалов.

Важной особенностью мусульманского искусства считается запрет на изображение человека и живых существ в общественных местах. Еще в XI в. мусульманские богословы наложили этот запрет, он заимствован из иудаизма и распространялся главным образом на скульптурные изображения языческих божеств – идолов. Поэтому в исламском искусстве почти отсутствуют скульптура и портретная живопись, но образы живых существ разрешено включать в орнаментацию предметов бытового назначения.

Главными святынями были не иконы и статуи, как это имеет место в христианстве, а суры Корана и каллиграфия, которая достигла больших высот и превратилась в одну из форм орнамента. Мусульмане использовали традиции персидского искусства, эллинистической культуры и, обходя запреты, создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные перерабатывались. Орнаментальные завитки арабесок (европейское название арабо-мусульманского орнамента) сочетались с аятами – краткими фразами, стихами, строчками из Корана, написанными причудливой вязью куфического письма. Аяты вырезались на камне, майоликовых плитках, декорировавших порталы мечетей, гравировались на амулетах, оружии.

Современный исламский мир в целом сохраняет свои регионально-культурные особенности. Все основные направления в развитии общественной мысли региона ориентируются на две противоположные тенденции: исламский традиционализм (ортодоксальный) и исламский (реформаторский) модернизм. Крайней формой модернизма является исламский фундаментализм, проповедующий возращение общества к обычаям мусульманской общины времен Мухаммеда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.