Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дальневосточный культурный регион




Тропикоафриканский культурный регион (Юг)

 

Южный регион - это прародина человечества. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поколению знания и традиции людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Когда-то этот тип экономики и культуры вывел Юг на лидирующее место в развитии человечества, однако попавшие в колониальную зависимость от европейских государств народы Юга лишь в ХХ веке стали создавать собственные государства. Движение за независимость вызвало у них бурный подъем национального самосознания и стремления защитить и возвысить достоинство своей самобытной культуры.

Африканский регион характеризуется большим разнообразием культурных процессов, обусловленных социальными, историческими, природными и этнопсихологическими факторами. На протяжении нескольких столетий в Африке четко прослеживается действие двух сторон одного историко-культурного процесса. С одной стороны, расширение культурных контактов африканских народов с народами других регионов (в первую очередь, с арабо-мусульманским и европейским регионами); с другой стороны, обмен культурной информацией между локальными африканскими культурами и их взаимообогащение. Эти две тенденции взаимно переплетаются и создают самобытные духовно-культурные феномены.

В историко-культурном процессе африканского региона, с точки зрения его внутренней дискретности, можно выделить шесть историко-культурных областей, имеющих свою специфику.

Первая историко-культурная область – Северная Африка. Это регион ограниченного объединения элементов цивилизаций Запада и Востока, традиций Средиземноморья, исламского мира и местной африканской среды. С древних времен тут происходило взаимовлияние египетской, античной, византийской, турецкой и арабской культур.

Вторая историко-культурная область включает государства Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Сомали). С древних времен здесь произошло слияние местных кушитоязыковых племен с семитоязыковыми переселенцами из Аравии. Это привело к взаимовлиянию культур Египта, Мерое с культурой Аксума.

Третья историко-культурная область – государства Западной и частично Центральной Африки – это разнообразие этнокультур. В эпоху средневековья здесь были созданы государственные образования – Гана (III - XI вв.), Мали (XIII - XV вв.), Сонгай (XVI - XVII вв.). Современные традиционные культуры разных народов региона развиваются на уровне отдельных этносов (игбо, волоф, йоруба, хауса и т.д.), а также в границах государств.

Четвертая историко-культурная область включает государства Центральной и Восточной Африки, заселенные бантуязыковыми народами. Их культура развивается на уровне этносов и государств.

Пятая историко-культурная область – Южно-Африканская Республика (ЮАР). Политика апартеида с его системой самостоятельного существования рас сформировала в регионе деформированные этнокультурные процессы. Значительная часть африканского этноса наряду с англоюжноафриканцами, представителями азиатского региона создает сложную ситуацию для культурного развития.

Шестая историко-культурная область – острова Атлантического и Индийского океанов, окружающих Африку (Мадагаскар, Маврикия, Реюньйон, Сан-Томе, Тринсипи и др.). Основной чертой этнокультурных процессов здесь является высокий уровень межэтничного смешивания и формирования креольских культур (за исключением Мадагаскара).

Современное разнообразие африканских культур очевидно. Этнический состав Юга чрезвычайно многолик, однако африканские культуры объединяют их в общие черты. Большую роль в организации жизни имеют традиционные формы мифологии и магии, включающие в себя верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами. Космология, религиозные взгляды, фольклор, семейные отношения, отношение к родителям, детям – те общие культурные ценности, с которыми сегодня далее развивается Юг. К важным элементам социальной организации относятся община, род, каста, традиционные семейные группы и слои. Наиболее значимым элементом африканского общества является семья, которая цементирует внутреннюю целостность культуры всего тропикоафриканского региона. Отношения в семье базируются на кровных связях, браке, а также ритуальных и мистических связях. Семья в Африке связана с тремя уровнями человеческого существования: мертвых, живых и не рожденных. Большая семья, община, вожди сегодня по-прежнему считаются важными элементами общественной организации.

Современная эпоха для региона характеризуется, с одной стороны, все большей интернационализацией культуры, с другой стороны, – быстрым ростом этнического самосознания и стремления сохранить самобытность своей культуры. Эти процессы взаимосвязаны между собой как поиски идентичности под влиянием западной культуры, с использованием ее элементов.

Общими особенностями эстетичного самосознания в регионе являются взаимосвязь понятий красоты и добра, синкретизм родоплеменной культуры, в котором объединяются утилитарное и эстетическое. Особая роль отводится символике цвета: красный цвет – жизнь, здоровье, радость; белый – смерть. Магическое и эстетическое значение имеют разнообразные геометрические знаки, рисунки, орнаменты на предметах быта, тканях, стенах жилищ. Скрытый смысл магической символики понятен только посвященным.

Особенности эстетического восприятия формы наиболее ярко выражены в традиционной скульптуре, ритуальных статуях и масках. При множестве разнообразных стилей африканской традиционной пластике присущи общие черты преимущество антропоморфных сюжетов, четкая симметрия композиции, геометрическая простота форм, уравновешенность, внешняя статичность и внутренний динамизм. В изобразительном искусстве преобладают острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характерных признаков животных и людей; разнообразны варианты украшения человеческого тела.

Искусство народов Юга отличается экспрессией – бурным выражением эмоций, что особенно чувствуется в музыкально-танцевальном искусстве. Ведущим началом всех художественных явлений выступает ритм, пронизывающий всё – скульптуру, архитектуру, танец, музыку. Негро-африканские ритмы оказали существенное влияние на художников европейского авангарда. Современное искусство данного региона характеризуется религиозным синкретизмом, которым пронизано профессиональное народное творчество африканских художников.

Таким образом, ведущая тенденция культурных процессов в Африке сориентирована на преодоление этнической замкнутости, локальной специфики, сближению этносов. В диалектическом единстве культуры африканского региона идут процессы, как взаимодействия, синтеза, синкретизма, так и конфликта культур, формирования множества ее переходных типов.

 

 

Значительная часть современного населения дальневосточного культурного региона относится к трем основным группам монголоидной расы: северная - коренные народы Сибири и народы северо-восточного Китая; восточная – монголы и северные китайцы; смешанные и переходные формы - между монголоидами и австролоидами – южные китайцы, индонезийцы, японцы и народы Индокитая.

В духовной жизни дальневосточного культурного региона на протяжении столетий большую роль играли религии: синтоизм, дзен-буддизм - религии японцев; даосизм и конфуцианство – религиозно-философские практические учения китайцев. Все они имели большое значение на формирование стиля мышления, способа жизни и деятельности жителей региона.

В формировании духовной общности Японии важное место занимал синтоизм. Его появление связывают с японским племенем ямато, религия которого носила название синто (I – II тысячелетии до н.э.). Религиозные представления синтоизма связаны с культами природы, предков и японского императора - микадо. Древняя синтоистская легенда о богине солнца Аматерасу, которая подарила своему внуку – первому японскому императору священные зеркало, меч и бусы из яшмы, сформировала фундамент духовных ценностей японцев. В их основе лежат три символа: зеркало – символ знаний, меч – символ доблести и мужества, яшма - символ искусства, красоты и гармонии.

Постепенно синтоизм сблизился с буддизмом, слился с ним и дал основу одному из направлений буддизма в Японии – дзен-буддизму, а в китайской культуре - чань-буддизму. Основные положения чань-буддизма и дзен-буддизма совпадают: недоверие к словесным формам как формам передачи высшей истины, недоверие к логическому мышлению как к способу озарения, постижение высшей истины через интуитивное озарение, возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности, отказ от достижения внутренней свободы.

Основными философскими системами Китая стали даосизм и конфуцианство. Основные положения даосизма изложены в трактате «Лао-Цзы», где Дао обозначает путь природы, ее закономерность. Как религия даосизм включает в себя учение о надприродной божественной силе Дао, учение о потустороннем мире, а также систему заклинаний и талисманов.

Главная идея даосизма заключается в том, что природа и жизнь людей подчинены не воле неба, а общему закону Дао, который существует за сознанием человека. Даосы идеализировали прошлое, предостерегали остерегаться суеты, пропагандировали внешнюю пассивность при внутренней активности в целях пробуждения у человека природных способностей к внутреннему видению.

Конфуцианство – этико-политическое учение древнекитайского философа и педагога Конфуция (Кун Фуцзы, около 551 - 479 гг. до н.э.). Специфика конфуцианства как религии заключается в том, что, во-первых, в нем персонифицированы земные наследники божественного: император как единственный получатель повелений Неба и само божественное Небо – олицетворение природных закономерностей, творец всего существующего, сила, которая управляет ходом земных событий. Император – единственный посредник между земным и небесным, а все общество – это одна большая, но иерархично построенная семья, которой руководит император согласно повелениям Неба. Его помощниками выступают мудрецы, владеющие знаниями и нравственными ценностями, образующие основу административно-политической структуры государства. И, во-вторых, в центре религиозной доктрины конфуцианства всегда стояли человек, коллектив, общество; налаженная, правильная и упорядоченная жизнь на земле, в отличие от традиционных религий с их идеями скорби, страдания и утешения в загробной жизни.

Религиозный культ практичной пользы, конкретного счастья, который достигается с помощью постоянного внутреннего самосовершенствования, – это сакральная основа духовной культуры, психической составляющей и национальных традиций китайского народа. Государство использовало религию как вспомогательный элемент для управления народом, оно господствовало над религиозными организациями в политическом, административном и идеологическом аспектах.

Художественная культура и искусство дальневосточного культурного региона значительной мерой обусловлено философскими традициями чань- и дзен-буддизма. В японской культуре его особенностями являются недосказанность, опосредованность, ассоциативность в искусстве, стремление к вечности как цель искусства, творчество – это прозрение и вдохновение. Культ красоты в Японии или культ моральных ценностей в Китае с древних времен выполнял роль религии. Гармония рассматривалась как союз природы и жизни, прекрасное стремились найти в обыденном, объединить искусство с повседневностью. Чайная церемония, искусство кулинарной обработки рыбы, выбор ароматов в Японии считаются равноправными, доскональными наряду с произведениями музыки, живописи, архитектуры и литературы.

Конфуцианская тенденция утверждала достоверность художественного образа, реальную пространственную и временную протяженность в художественном произведении с реальным человеческим опытом, отсюда символика и дидактика в искусстве. Конфуцианская мораль обозначила темы китайской живописи – это любовь к отечеству, государству, семье (к отцу, старшему брату, жене), почитание предков, благоговение перед искусством, утверждение великой ценности творчества, уважение к знаниям, преклонение перед учеными, самосовершенствование, послушание детей.

Если в искусстве Запада человек – это центральная фигура и в его изображении искусство достигло совершенства, законченности и полноты, то в традициях культуры и литературных жанрах Китая – романах, новеллах, поэзии - человек рассматривается не как индивид, а как абстрактный символ, социальный тип, носитель четко определенной цели.

Специфика духовности дальневосточного региона определяется отсутствием в религиях персонифицированных богов, второстепенной ролью мистики, одухотворением явлений природы и приматом рационализма в сознании. Современная духовная культура региона наряду с высоким развитием техники, точных наук по-прежнему важное внимание уделяет эстетическим и моральным ценностям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.