КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность менеджера
Индивидуальные качества менеджера проявляются не сразу и не сразу оформляются как факторы успешной деятельности. Только в процессе накопления опыта работы, ошибок и успеха, осознания своих личных качеств в практической деятельности, а также в процессе образования происходит становление личности менеджера и оформление его профессиональных качеств, происходит становление личности менеджера. Часть качеств менеджера дается ему природой, часть – в процессе управления, в специфических условиях профессиональной деятельности, и то и другое развивается в процессе образования и накопления опыта. В совокупности различных качеств менеджера ведущую роль играют сочетание двух качеств: ВОЛИ и ИНТЕЛЛЕКТА. Это сочетание может быть следующих разновидностей:
1. Малый интеллект и малая воля, нерешительность. Вероятно, эти качества не только не соответствуют успеху в управленческой деятельности, но и вообще обуславливают ее проблематичность. Такой менеджер не может достаточно долго управлять. Его дело придет в упадок. Сам характер управленческой деятельности требует присутствия и соответствия воли и интеллекта. 2. Менеджер может быть человеком высокоинтеллектуальным, но при этом неуверенным и недостаточно волевым. У такого менеджера будут постоянно возникать проблемы с дисциплиной персонала, личной организованностью. А, следовательно, и проблемы лидерства. Безвольный менеджер, хоть и образованный, не может пользоваться авторитетом. 3. Очень часто в практике встречается менеджер, который обладает весьма сильной волей, но недостаточным интеллектом. Наиболее характерно это для авторитарного управления. Менеджер недостаточного образования и невысокого интеллекта также не пользуется авторитетом, но, как правило, это не всегда бывает достаточно заметным. Его окружают подхалимы, создающие видимую атмосферу уважения и почитания. А в действительности у персонала царит атмосфера страха и отчуждения, недоверия и невмешательства. Такого рода менеджер управляет волюнтаристски, склонен к самодурству, что является самой отрицательной формой волюнтаризма. Но в отдельных ситуациях управление такого менеджера может иметь успех. Для этого нужен соответствующий подбор персонала. В современных условиях успех этот не будет достаточным и продолжительным, потому что современное управление построено на глубоком понимании сложных проблем развития, что немыслимо без соответствующего образования и интеллектуального потенциала менеджера. 4. Наилучшим вариантом сочетания этих двух качеств менеджера является гармония интеллекта, образования и воли. К этому следует стремиться как в работе с персоналом, так и в осознании менеджером собственного опыта деятельности, факторов успеха и лидерства. При оценке личных качеств менеджера следует также делать различие между специальной подготовкой и уровнем образования и культуры. Очень часто можно наблюдать признание необходимости профессионализма управления, но при этом профессионализм сводится к специализированной подготовке, которая дает навыки и умения в области управления, но не всегда позволяет достаточно глубоко увидеть и оценить проблему, предвидеть последствия различных вариантов ее решения. Необходимо, чтобы специальная подготовка сочеталась с определенным уровнем образования и культуры. Существуют и противоположные позиции, при которых считается, что уровень образования, независимо от его характера и сочетания со специальной подготовкой, дает возможность во всех условиях управлять эффективно и успешно. И тот, и другой подход оказывается ошибочным или, по крайней мере, нерациональным в практике управления. Образование менеджера надо строить на сочетании специальной подготовки и общего культурного образования. И здесь также возможны различные варианты и подходы. Сочетание предполагает меру соотношения, характер связи, интеграцию в целое. Возможны слабая специальная подготовка и низкий уровень образования и культуры. В современных условиях это малоэффективное управление. Но высокий уровень образования без специальной подготовки также вряд ли можно назвать условием профессиональной управленческой деятельности. Узкоспециализированная подготовка в области менеджмента является недостаточным условием профессионализма в современном менеджменте. Только сочетание достаточно высокого уровня образования и культуры с хорошей специальной подготовкой может определять реальный успех управления. К этому и должен стремиться менеджер, это является одним из качеств, определяющих его личность и индивидуальность. Профессионализм может проявляться как сумма или совокупность профессиональных навыков и умений, которым не всегда соответствует творческий подход к решению проблем. Творчество – это способность и стремление искать новые подходы, изобретать нетрадиционные решения. Творчество не всегда является прямым следствием образования и специальной подготовки. Оно отражает структуру личности менеджера, его интеллектуальный потенциал и мотивацию деятельности, и реальный результат его образования. В деятельности менеджера немаловажным фактором является стресс. Сложность современных проблем, по которым менеджеру приходится принимать решения, ответственность, работа с людьми, каждый из которых является индивидуальностью, влияют на нервную нагрузку менеджера и нередко приводят к стрессовому состоянию. Стресс испытывает каждый человек и это явление обычное. Но деятельность менеджера – это деятельность повышенной стрессовой вероятности. К тому же стресс может быть различным. Можно говорить о нормальных стрессовых ситуаций и можно видеть чрезмерный стресс, который затрудняет эффективную работу менеджера и создает дополнительные проблемы. Иногда проблемы менеджер сам себе создает, не умея бороться со стрессом и не оценивая его соответствующим образом. Стресс это крайнее напряжение нервной системы при возникновении сложных ситуаций, требующих ответственного поведения или создающих повышенную неопределенность, связанную с риском в деятельности менеджера. Стрессовое состояние может нарушить даже испытанные виды поведения и создавать тем самым новые проблемы, усугублять неопределенность. Частыми причинами стресса являются перегрузка в работе, нехватка времени для выполнения своих функций и реализации полномочий, конфликтные ситуации в коллективе или во взаимоотношения менеджера с подчиненными или высшим руководством, неопределенность в ролевой позиции или организационном статусе, неинтересная и нежелательная работа, условия работы и физическое состояние, дисбаланс полномочий и ответственности, недостаточности информации для оценки ситуации и принятия управленческого решения. Это все объекты причины, которые полностью устранить не возможно, но снизить их стрессовое влияние менеджер может и должен. Каждый человек обладает разными способностями в борьбе со стрессовыми состояниями. Менеджеру в этом отношении должны быть присущи выдержка и способность снизить влияние стресса на результаты деятельности. Кроме того, существует определенная технология снижения вероятности повышенных стрессовых состояний. 1. Всю работу надо строить на ясной и вполне определенной системе приоритетов. Ее надо продумать и выработать и пользоваться в работе неукоснительно. Эта система должна быть построена на основе анализа функций и полномочий, условий деятельности, и персонала, с которым менеджеру приходится работать. 2. Планирование деятельности и предвидение возникновения сложных ситуаций, готовность к ним в своих реакциях и поведении. 3. Регулирование отношений с высшим руководством и подчиненными по принципам возможного, избежание конфликтов, которые ведут к стрессу, разумные компромиссы. 4. Находите возможность и средства убеждения сотрудников в пользе той или иной работы, отношения к коллеге, к управленческому решению. 5. Научитесь убеждать себя в необходимости выдержки и спокойной реакции. Таким образом: Управление не должно и не может быть обезличенным. Личность менеджера играет решающую роль в достижении эффективности. В выдвижении личности определенного типа существуют объективные основания – особенности и потребности современного управления, качество персонала, возможности получения образования и накопления опыта, условия естественной селекции персонала управления. Вся совокупность личностных характеристик менеджера разделяются на две группы: характеристики природной индивидуальности и характеристики, приобретенные и развитые в процессе образования, накопления опыта, осмысления промахов и успехов. Личность менеджера формируется на основе как его индивидуальных устремлений к развитию определенных привычек, черт и навыков, так и в результате условий, в которых ему приходится работать. В этом отношении может быть справедливым утверждение, что не только менеджер формирует коллектив, но и коллектив формирует менеджера.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |