Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство и стиль управления




Читайте также:
  1. BSC и система управления предприятием
  2. I. По целям управления и виду алгоритмов
  3. I.2.Примеры нелинейных систем управления
  4. IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
  5. IV. СЕРВЕЙИНГ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ
  6. IV. Система и принципы управления брендом.
  7. VII. Статические и астатические системы управления
  8. Автоматизация управления насосами
  9. Автоматизация управления системой электроснабжения
  10. Автоматизированные системы управления промышленным транспортом
  11. Автоматизированные системы управления электроснабжением предприятия, их назначение и правила их эксплуатации.
  12. АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства. Каждый менеджер прекрасно понимает, что по мимо полномочий для успешного управления необходимы авторитет и уважение, которые помогают решать проблемы, искусство деловых коммуникаций, взаимоотношений с подчиненными, понимание ими намерений и позиции менеджера. Все это соединяется в проблеме лидерства, которая волнует многих исследователей управления. Проблема лидерства и на Западе и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением в управлении и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений.

Лидерство – это условие формирования, появления и существования авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, благоприятных человеческих качеств.

Лидерство – это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от его полномочий, лидерство – это особый тип отношения к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру. Это признание строится, как правило, независимо от того, имеет или нет этот человек полномочия на управление.

Лидером может быть каждый, которого признает коллектив в качестве такового.

Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера и лидера в одном лице. Но это встречается не очень часто. Бывают случаи, когда формальные полномочия и необходимость их реализации в полном объеме мешают менеджеру стать лидером. Действует фактор формальной ответственности, исполнительства решений более высокого уровня управления. Тогда в коллективе возникает неформальный лидер. В этих условиях может быть два варианта взаимоотношений формального и неформального лидера: либо противоборство и противостояние их, либо установление дружеских взаимоотношений, направленных на достижение общей цели управления. Конечно, второй вариант наиболее приемлем, но его возникновение зависит от искусства управления, от менеджера и самого неформального лидера.

Если начнут действовать амбиции, скрытые личные интересы, у менеджера самолюбие и амбиции, а у неформального лидера стремление к формальному закреплению своего лидерства, стремление к полноте власти, тогда возникает, как правило, тяжелый конфликт, в который оказываются втянутыми все сотрудники и который снижает эффективность управления или даже вообще разрушает систему управления.

Гармония формального и неформального лидерства в значительной мере зависит от мотивации лидерства. Возникает вопрос: а всегда ли необходимо и полезно мотивировать лидерство? Если исходить из того, что лидерство – это объективное явление в человеческих отношениях, которое так или иначе, в той или иной мере всегда существует в любом коллективе, то не надо стараться искусственно исключать лидерство и его проявление. Менеджеру надо стремиться к завоеванию лидерства, посредством которого он подкрепляет свои полномочия, но при этом и не ограничивать возможности возникновения неформального лидера, напротив, мотивировать его возникновение и стремиться установить с ним хорошие взаимоотношения, как с лидером, помогающим делать общее дело.



Стиль управления– это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает истоки деловых взаимоотношений в коллективе, те подходы к реализации функций управления, которые определяются деятельностью менеджера. Стиль управления – это взаимодействие приоритетов и ориентиров в деятельности менеджера и персонала управления, это совокупность отношений к людям, отношений к делу, организации индивидуальной деятельности, образ менеджера. Стиль управления– это то, из чего складывается лидерство, потому что именно в реализации определенного стиля управления возникает лидерство в качестве комплекса таких признаков, как уважение, признание и авторитет.

Лидерство– это способность убеждать людей в своих способностях управлять. Лидерство построено на добровольном признании за человеком возможностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами.

Полномочия менеджера или положение менеджера еще не определяют его лидерства, они лишь подразумевают его необходимость и вероятность. Положение менеджера открывает возможность появления лидерства, его реализации. Но не каждый менеджер автоматически становится лидером.

Следует иметь в виду, что лидерство и популярность отличаются друг от друга. Популярность можно создать искусственно, но лидерство проявляется как одно из качеств управления, объективно сопровождающее всякое управление. При этом возможно существование антилидерства, которое может проявляться в пренебрежении авторитетом сотрудников и персонала, возникновении общей и устойчивой неприязни к менеджеру со стороны коллектива, в противодействии его решениям. Подхалимство, развитое в достаточно больших масштабах, тоже можно рассматривать как антилидерство, потому что в условиях подхалимства не подлинного уважения к менеджеру, как нет и почвы для проявления неформального лидерства.

Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание, уважение и способности убеждать и воодушевлять людей.

Лидерство менеджера можно оценить по его сотрудникам, персоналу, который он подбирает и с которым он работает. Их отношения между собой и их подлинное отношение к менеджеру являются главными показателями лидерства менеджера – признают ли они лишь полномочия своего руководителя или в их отношении проявляется признание его квалификации, понимания интересов, уважение, позитивная оценка человеческих качеств: в какой мере они желают подражать его стилю работы и поддерживают этот стиль в своей деятельности.

Лидерство не следует путать с силой характера или личным энтузиазмом. Возможно, и очень часто это бывает, что человек с сильным характером не становится лидером, хотя может быть и не плохим менеджером. Чрезмерно сильный характер может рождать опасения служащих к менеджеру, дистанционность между ними, а личный энтузиазм не всегда убеждает и воодушевляет. Все зависит от того, на что направлен этот энтузиазм и как он проявляется в реальной деятельности, как он подтверждается реальными успехами. Какие качества способствуют лидерству?

Нет менеджера, который не стремился бы к лидерству, но для того чтобы реализовать это стремление, необходимо знать, что определяет лидерство, от чего оно зависит. Всю совокупность факторов лидерства можно разделить на следующие группы: факторы личности менеджера, факторы группы или коллектива, в котором он работает, и характер управленческой деятельности, которую он осуществляет.

Если говорить о личности менеджера, то его лидерство определяется следующими факторами: образованием, культурой, профессиональной квалификацией, жизненным опытом, отношением к работе, отношением к людям, жизненной позицией (оптимизм, уверенность и пр.), самоорганизацией.

Известно, что один и тот же человек может быть лидером в одном коллективе и не проявлять лидерских качеств в другом. Все зависит от обстановки, в которой он работает, наличия личностей с более явными лидерскими качествами, ожиданий лидерства, социальной структуры коллектива и условий ее деятельности. Кроме этого, также от фактора цели деятельности. По одной цели возможно проявление лидерства для данного человека или менеджера, по другой это оказывается невозможным.

В различных коллективах разные качества человека определяют отношение к нему. В одном коллективе справедливость и требовательность менеджера может цениться весьма высоко, но в другом это не является главной ценностью.

Характер деятельности человека также определяет возможность появления и проявления лидерских качеств. Сюда относятся такие факторы: как уровень управления, особенность объекта управления область деятельности, соответствие образования профессиональной квалификации и реальной деятельности, цели и мотивация деятельности.

Важным фактором лидерства являются и коммуникативные навыки, которые проявляются в умении передавать идеи, воодушевлять на их воплощение, понимать людей и учитывать их интересы. В области интеллекта важным фактором являются вербальные способности человека. Ведь управление формальное или неформальное – это всегда принятие решения, которому предшествует большая интеллектуальная работы по выбору вариантов действий.

Стиль управления – это не только характеристика деятельности менеджера, это общая характеристика управления как такового. Стиль – это и лидерство, и методы управления, и организация деятельности, и отношение сотрудников и персонала к целям управления.

Стиль управления – это многокомпонентная характеристика управления, отражающая общую атмосферу управленческой деятельности, возникающую из позиции менеджера относительно целей, средств и возможностей их достижения, отношения к персоналу, системы ценностей и деловой активности.

Стили управления могут быть различными, поэтому необходима их классификация, которая способствует их оценке, пониманию и сознательному формированию наиболее эффективного стиля управления.

Хорошим стилем управления является такой стиль управления, при котором каждый работник чувствует свою необходимость и ценность, имеет возможность для реализации своих способностей и достижения своих интересов. Но хороший стиль еще не означает идеальный. Существует множество хороших стилей и все они различны. Да к тому же само понятие хорошего стиля весьма относительно, в одних условиях этот стиль может быть хорошим, в других – плохим. Например, стиль управления, приемлемый и успешный в условиях стабильного управления и наоборот.

Стиль это характеристика, которая определяется не только позицией менеджера и другими факторами указанными выше. Но это изменяющаяся по ситуации характеристика. Совершенно естественно, что при возникновении ситуации критического типа стиль не может оставаться неизменными он находится в зависимости, как от ситуации, так и от этапа развития.

Каждому менеджеру необходимо анализировать собственный стиль правления, видеть причины его формирования и сознательно регулировать. Ошибочно мнение, что стиль отражает только особенности личности менеджера. Стиль может и должен сознательно формироваться и развиваться, т.е. изменяться в соответствии с изменением условий управления, ситуации, персонала и пр.

В традиционных классификациях выделяют три вида стиля управления: автократический, либеральныйидемократический.

Автократический стиль характеризуется использованием в качестве средств воздействия потребностей и интересов низкого уровня, повышенным вниманием к личности руководителя или менеджера, достаточно высокой концентрацией полномочий в его руках, формальным отношением к человеку и апелляцией к низменным потребностям, исполнительством как требованием менеджера, повышенным контролем деятельности и усилением ответственности, культивированием личности менеджера

Причиной возникновения автократического управления является позиция менеджера относительно человека и его деятельности: для того чтобы иметь успех, надо заставить человека трудиться, лучшим способом для этого является четкое исполнение распоряжений менеджера и повышенная ответственность исполнителя, которые обеспечиваются тщательным контролем и страхом перед менеджером.

Демократическое управление определяется пониманием менеджера того, что человек способен трудиться весьма производительно, если знает, во имя чего он трудится, каких целей желает достигнуть менеджер, если участвует в формировании и определении этих целей, если имеет возможность реализовать свою инициативу, свои способности, если имеет определенную самостоятельность в своей деятельности, если пользуется доверием и свободен от мелочного контроля.

Причинами возникновения демократического стиля управления являются новые условия развития, связанные с изменением образовательного и квалификационного уровня персонала, изменением системы интересов и ценностей человека в процессе социального развития, усложнение проблем достижения эффективного управления в современных условиях научно-технического прогресса, психологическое усложнение личности, вызванное процессами урбанизации и технизации жизни, изменением ритмов жизни, социальными условиями существования и развития. Потребность участвовать в управлении, иметь большую самостоятельность, на основе которой проявлять и развивать свои способности, сегодня проявляется наиболее строго и требует новых подходов к управлению. Демократический стиль оказывается наиболее приемлемым вообще и наиболее эффективным в частности.

Демократический стиль – это познание, учет и использование власти коллектива, управление, построенное на человеческом факторе, децентрализованное управление, стремящееся использовать в минимальной степени методы принуждения и в максимальной степени методы мотивации доверием, участием, самостоятельностью, поощрения инициативы и активности, методы убеждения.

Либеральный стиль управления характеризуется минимальным участием менеджера в принятии управленческих решений. В этом случае решения принимаются группой самостоятельно или активно действует неформальный лидер.

Либеральный стиль может быть эффективным в условиях высокой зрелости персонала, явной общности целей деятельности, полного взаимопонимания членов группы, атмосферы уверенности и доброжелательства, царящей в группе. Худшее проявление либерального стиля управления – это позиция менеджера, которую можно сформулировать тремя С – «само собой сделается». Такой стиль управления часто называют попустительским стилем, который может привести к разрушению системы управления, к дезорганизации деятельности. Есть условия, когда такой стиль становится опасным.

Нередко классификацию стилей управления строят на различии отношений менеджера к людям и производству, в его организационно-технологических параметрах.

Таким образом:

Лидерство облегчает решение многих проблем, повышает эффективность управления.

Стремление к лидерству естественно, достижение лидерства нелегко.

Лидерство и культура неотделимы в современном менеджменте.

Стиль управления надо формировать. Это результат усилий, а не характера и условий.

Отношение к человеку является определяющим в лидерстве и стиле управления.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3194; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.