КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В менеджменте
Групповая динамика и конфликты Осуществляя совместный труд, люди неизбежно вступают во взаимодействие. Характер, интенсивность и повод взаимодействия определяют формирование групп. Случайные и эпизодические взаимодействия не создают группового объединения людей. Группа возникает тогда, когда существуют достаточно устойчивые взаимодействия и действуют внутренние механизмы их поддержания и регулирования. Часть взаимодействий является результатом управления и отражает организационные и управленческие отношения. Но существуют взаимодействия, которые находятся вне формальных отношений. Любая группа включает формальные и неформальные взаимодействия. Люди объединяются в группы не только для того, чтобы выполнить определенную работу и получить общий результат и индивидуальное вознаграждение. Группа – это среда самоутверждения человека, самопознания, это среда общения, обретения социальной принадлежности, ощущения защиты и поддержки. Группа – это объективная потребность человека в коммуникациях. Взаимодействия в группе между людьми динамичны. Это динамика определяется не только изменениниями состава группы, что вполне естественно в процессах функционирования и развития фирмы, но и по причинам изменения человека, его ожиданий, интересов, ценностей, его успехов и неудач. Формальные взаимодействия в группе характеризуют обязанности и ответственность, регламенты и нормативы, которые определены организационными положениями, и на которые опирается менеджер в реализации своих полномочий. Основой неформальных взаимодействий являются симпатии. Увлечения, опасения, уважение, слухи, зависть. Эти взаимодействия проявляются в виде социального контроля, сопротивления переменам, лидерства. Менеджера не может не интересовать состояние взаимодействий в группе, потому что от них зависит эффективность управления, в них находит свое функционирование механизма управления. В работе человека неформальные взаимодействия могут играть большую роль, чем формальные. Можно ли управлять динамикой группового поведения? Да, менеджеру необходимо влиять на формирование неформальных взаимодействий, и это влияние должно быть целенаправленным. Есть понятие «эффективная группа». Такой группа становиться тогда, когда взаимодействия в ней характеризует не только функции своей работы, но и социальные функции своего поведения, и социальные роли. Социальные функции – это факторы поведения человека, определяющие функционирование группы как социального организма, способного удовлетворять потребности человека в самоутверждении, самораскрытии, само реорганизации. Комплекс таких факторов определяет социальные нормы. Социальные роли характеризуют статус человека в группе, его положение относительно других. Роль – это вид влияния человека на группу и в группе. Роль человека в группе определяется его образованием, склонностями, культурой индивидуальными характеристиками. Роль не выбирается самим человеком, хотя он и предпринимает усилия для ее осуществления. Чаще всего роль складывается в результате взаимодействий, структуры группы, подбора персонала, условий работы. Для человека в группе роль может быть приемлемой или неприемлемой, известной или неизвестной, определенной или неопределенной. Взаимодействия в группе могут иметь конфликтный характер. Конфликт – это столкновение противоречивых или несовместимых сил. Даже если возникает конфликт между двумя людьми в группе. Он приводит к деформации всех взаимодействий. Источники конфликтов могут быть различными. Они кроются в самих людях, в разнообразии их позиций, привычек, приоритетов, интересов. Но часто причиной конфликтов являются и недостатки формальной организации, поведение менеджера, неритмичная работа, инновационные преобразования. Конфликт всегда ставит человека перед проблемой выбора варианта поведения. Возможен конфликт, когда приходится выбирать из хорошего лучшее. Это не сложные конфликты, и они, как правило, успешно разрешаются. Бывают конфликты, когда приходится выбирать из двух зол меньшее. Это уже более сложные конфликты. Выбор в таком конфликте не всегда оказывается надежным, не всегда ведет к разрешению конфликта. Возможно затягивание его Есть конфликты, предполагающие выбор из хорошего и плохого хорошее. В реальной действительности оценка конфликта, понимание его источников и выбор путей решения бывают гораздо сложнее, чем в представленной схеме. Оценить плюсы и минусы вариантов поведения в конфликте оказывается не так – то просто. Часто при разрешении конфликта у человека срабатывает интуиция. Тем не менее, нужен аналитический подход. По-разному человек строит свое поведение и в зависимости от того, является он непосредственным участником конфликта или конфликтная ситуация лишь опосредованно затрагивает его. Конфликты бывают явными и неявными (скрытыми), острыми и мягкими, взрывными и вялотекущими, индивидуальными и групповыми, локальными и общими, разрешимыми в рамках полномочий менеджера и требующими кардинальных мер. Без понимания типа конфликта невозможно его решить. Вообще взаимодействия в группе не могут быть абсолютно гармоничными, потому что не может быть абсолютного единства взглядов и интересов, увлечений и ценностей, характеров и образования. Возможность и вероятность конфликтов заложена в существе человека. И это нельзя оценивать отрицательно. Надо уметь решать конфликты. Существуют различные виды поведения в конфликте. Это очень важно учитывать менеджеру, деятельность которого часто связана с возникновением конфликтных ситуаций. Пожалуй, нет ни одного менеджера в мире, который мог бы управлять бесконфликтно. Успех в деятельности менеджера заключается в умении разрешать конфликты, или обходить их, или инициировать для обеспечения инноваций и обновления. Поведение в конфликте может быть уклончивым. Оно характеризуется стремлением уклониться от участия в разрешении конфликта, не замечать его, изолироваться от него. Но может человек пойти и по пути доминирования, решительного вхождения в конфликт, волевого самоутверждения, попыток подавления других людей. Другой вариант поведения – уступчивость, подчинение силе или авторитету. Конфликт – это не всегда противостояние и борьба. Противоречия можно решать посредством сотрудничества и компромиссов. Во многих ситуациях это оказывается самый эффективный путь, но при этом и самый сложный. Только глубокий анализ характера и истоков конфликта и может подсказать возможность и вариант компромисса. В работе менеджера с групповой динамикой существует три задачи: - предотвращение конфликтов, разрушающих организацию: - разрешение конфликтов, возникающих в результате взаимодействия индивидуальностей или плохой организации работы: - инициирование конфликтов, посредством которых возможно решить проблемы развития. Часто причиной конфликтной ситуации является недостаточность информации, что приводит к циркулированию слухов, деформирующих взаимодействия людей в группе. Эффективность поведения менеджера в конфликтной ситуации определяется его ориентацией на сотрудничество, способностью к компромиссам конструктивного типа, ясностью целей своей деятельности и социальной позиции, открытостью и тактичностью. Таким образом: В поле зрения деятельности менеджера должны входить не только формальные процессы изготовления продукта, работы служащих, но и неформальные процессы взаимодействия людей в группах. Эти процессы определяют поведение групп и влияют на производительность и эффективность. Взаимодействия людей в группе зависят от индивидуальностей, интересов, ценностей и других человеческих качеств, но, кроме этого, имеет большое значение и формальная организация. Взаимодействия людей всегда рождают конфликты, которые должны разрешаться. Конфликты бывают разные, и, следовательно, способы их разрешения различны. Конфликты могут разрешаться и без вмешательства менеджера. Но есть конфликты, которые менеджер инициирует своей деятельностью. Анализ конфликтных ситуаций и последствий их разрешения является одной из важнейших задач менеджера. Управление не может быть бесконфликтным, но управление может быть успешным. В конфликтах проявляются искусство управления.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |