Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление смет

Бизнес-планов

Процесс бюджетирования и его роль для прогнозирования и составления

Процесс бюджетирования - это создание системы взаимосвязанного управления дея­тельности структурных подразделений организации.

Взаимозависимость - координация деятельности, адресность и оценка затрат.

Бюджет /финансовый план действий - это финансовый документ, который создан до начала предполагаемых действий, может быть составлен в денежном выражении, натураль­ных измерителях. Бюджет не имеет строго установленной формы. Разработчик сам создает реальную форму бюджета.

Цели разработки бюджетов:

• Формализация процесса планирования

• Создание базы для оценки фактически достигнутых результатов

• Координация интересов между подразделениями организации

• Повышение качества контроля и плановой дисциплины в ходе реализации плана

• Повышение качества управления организацией в целом

Три формы организации процесса бюджетирования

1. Сверху-вниз - руководство организации создает планы, которые необходимо ис­пользовать подразделениям и отдельным исполнителям. Эта форма наилучшим образом от­ражает цели и является малоэффективной, т.к. игнорируется творческий потенциал и интере­сы исполнителей.

2. Снизу-вверх - планы формируются исполнителям и утверждаются руководством. Эта форма позволяет наилучшим образом учесть интересы исполнителей, но ее эффектив­ность зависит от профессиональности исполнителей, от степени слаженности работы отдель­ных подразделений.

3. Цели вниз, планы вверх - руководство формулирует цели и основные задачи и при­влекает к разработке планов всех основных участников, которые в последующем выступают
как исполнители планов.

Бюджет определяется как план на определенный период времени, чаще всего на год. При решении долгосрочных задач бюджет разрабатывается на 5 и более лет.

Технология составления бюджета

1. Обычные/блочные бюджеты. Они разрабатываются целиком на плановый период, а
затем детализируются по блокам (например, годовой бюджет с разбивкой по кварталам). Про­цесс составления бюджета является периодическим.

2. Непрерывные/скользящие бюджеты. Бюджеты, которые составляются на небольшие
периоды времени, обычно на месяц и постоянно добавляются к имеющемуся бюджету. Про­цесс составления бюджета является непрерывным.

 

При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:

 

- смета продаж (реализации продукции);

- смета производства;

- смета прямых материальных затрат (расхода основных материалов);

- смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат)

- смета накладных расходов;

- смета себестоимости реализованной продукции;

- смета текущих (периодических) общехозяйственных расходов;

- смета прибылей и убытков;

- смета капитальных затрат;

- смета движения денежных средств;

- смета по статьям баланса (актива и пассива). Сметное планирование включает два
этапа.

 

I. Планирование - определение будущих целей.

П. Мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. то­го, как в течение планового периода - выполняются запланированные решения.

Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Ра­бота выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предпри­ятия.

Различают два подхода к расчетам смет.

1. Разработка сметы с "нуля". Применяется в случаях, когда проектируется новое пред­
приятие или когда предприятие меняет профиль работы.

2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы пред­
приятия не изменяется.

Сметы подразделяются на два вида.

I. Сметы по основной деятельности предприятия.

II. Сметы по неосновным видам деятельности предприятия.
Смета продаж. Эта смета обычно составляется в первую очередь.

Оценка выручки в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с фор­мированием текущей прибыли.

 

Смета продаж обычно включает в себя информацию: 1) о предполагаемых объемах реализации по каждому товару; 2) ожидаемую цену единицы каждого товара. Эти данные обычно классифицируются по регионам и (или) по существующим представительствам пред­приятия.

При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении ориентируются обычно на прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, количества товаров, зака­занных, но не отгруженных, планируемой рекламной компании, экономической конъюнктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и резуль­татов рыночных исследований. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объ­ем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, оп­ределяющими будущие объемы продаж.

Получив предполагаемый объем продаж в натуральном выражении, прогнозируется выручка путем умножения предполагаемого объема продаж на ожидаемую цену единицы то­вара. Сравнения фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и (или) представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управленческий персонал при этой сможет исследовать причины существенных отклонений и принять меры по улучшению положения. Можно проиллюстрировать смету продаж сле­дующим образом.

Таблица - Смета продаж на год

Товар и регион Объем продаж в натураль­ном выражении, единицы продукции Цена единицы продукции, ден. ед. Всего продажи, ден. ед.
Товар X Регион А Регион Б Регион В      
Товар Y Регион А Регион Б Регион В      
Всего выручка от реализации  

 

Смета продаж обычно составляется основе прогнозов объемов продаж отдельных това­ров. Прогноз на первый год дается помесячно, на второй - поквартально, на третий - на год в целом.

Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Смета производства выглядит следующим образом:

Таблица - Смета производства на год

  Единицы продукции
  Продукт X Продукт Y
Объем продаж    
Необходимое количество запасов на конец года    
Итого    
Величина запасов на начало года    
Итого объем производства    

 

Объемы производства должны совпадать со сметой продаж с тем, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение периода. Лучше всего, если все произ­водственные мощности задействованы, а величина материальных запасов оптимальна.

Смета прямых материальных затрат. Данные об объемах производства, содержащиеся в смете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Количество необходимых для производственного процесса ос­новных материалов определяется как: 1) ожидаемая величина необходимых в производстве материалов плюс 2) желательная величина запасов на конец года минус 3) запасы материалов на начало года. Необходимое количество основных материалов затем умножается на ожидае­мую цену единицы материала, с тем, чтобы определить общую сумму прямых материальных затрат.

Рассмотрим смету материальных затрат, в которой материалы А и Б используются для производства товара X, а материалы А, Б и В используются для производства товара Y:

Таблица - Смета прямых материальных затрат (нат. ед.)

 

Показатели Основные материалы
    А Б В
Количество, необходимое для производст­ва:      
товара X      
товара Y      
Необходимое количество запасов на конец периода      
Итого      
Величина запасов на начало периода      
Итого количество материалов для закупки      
Цена единицы материала, ден. ед.      
Итого прямые материальные затраты, ден.ед.      
Всего прямые материальные затраты, ден.ед.  

 

Своевременность поставок материалов зависит от четкости взаимодействия между от­делом снабжения и производственным отделом и позволяет удерживать величину материаль­ных запасов в разумных пределах.

Смета затрат на оплату труда. Производственные нужды, определяемые в смете произ­водства, представляют собой исходный пункт для составления сметы расходов на оплату тру­да. Чтобы оценить общие расходы по зарплате, необходимо количество отработанных в про­изводстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Предположим, что продукты X и Y производятся как в подразделении 1, так и в подразделении 2. Смету расхо­дов по оплате труда можно проиллюстрировать следующим образом:

Таблица - Смета расходов по оплате труда на год

 

Показатели Подразделение 1 Подразделение 2
Количество рабочих часов, необходимых для производства: Товара X Товара Y    
Итого    

 

 

Уровень почасовой оплаты, ден.ед    
Итого расходы по оплате труда, ден.ед.    
Всего расходов на оплату труда, ден.ед.  

 

Сметы позволяют обеспечить соответствие основных и оборотных средств и источни­ков их финансирования. Использование сметного метода позволяет обеспечить сбалансиро­ванность интересов организации, ее целей и задач в стратегическом и тактическом плане.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика расчета основных финансовых показателей бизнес-плана | Общее учение о болезни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.