Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций. Теория экономических информационных систем

Теория экономических информационных систем

Else

for i:=1 to n do write(x[i]:10:6);

writeln;

readln;

 

 

ВВЕДЕНИЕ
Часы Один семестр: 1 лекц+1 практ = зачет (01 – экзамен)
  Цель   Систематизировать систему понятий экономических информационных систем (ЭИС) как в целом, так и по компонентам Выделить компоненты ЭИС, этапы жизненного цикла, уровни и свойства представления информации в ЭИС. Дисциплина является основой для курсов БД (след. семестр для потока 03Э), проектирование ИС, моделирование ЭИС)
Литература 1. А.И.Мишенин. Теория экономических информационных систем.– М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Конспект лекций (их тетради, мой компьютерный вариант).
БАЗИСНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭИС
Информация В курсе информатики мы также начинали с этого понятия. Как и прежде, следует отметить, что это понятие является фундаментальным, не определяемым через другие понятия, хотя попытки дать определение термину «информация» постоянно делаются. Чаще всего эти определения рассматривают информацию в сравнительно узком контексте. Распространенным является взгляд на информацию как на некоторый ресурс, аналогичный материальным, денежным ресурсам. Эта точка зрения отражается в следующем определении: Информация – новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Для потребителей информации ее роль очерчивается такими определениями: Информация – новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.
Фазы существования Выделяются 3 фазы существования информации: 1. Ассимилированная информация – представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок.

 

  2. Документированная информация – сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе. 3. Передаваемая информация – сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к потребителю. В дальнейшем будем рассматривать только документированную информацию.
Знаки Подавляющая масса информации собирается, передается и обрабатывается с помощью знаков. Знаки – это сигналы, которые могут передавать информацию при наличии соглашения об их смысловом содержании между источниками и приемниками информации. Знаки могут быть изображаемыми графическими (разные виды алфавитов, иероглифы; системы счисления, шифры кодировок), звуковыми (ноты, азбука Морзе) и т.п.
Знаковая система Набор знаков, для которых существует соглашение об их смысловом содержании между источниками и приемниками информации, называется знаковой системой. Многие знаковые системы нельзя четко ограничить, однако при обработке на ЭВМ наличие точного перечня знаков обязательно.
Шумы и фильтры Правильное восприятие информации конечным потребителем может быть затруднено из-за наличия различных помех, называемых информационным шумом. Различают три разновидности шума и соответственно три информационных фильтра, блокирующих этот шум. 1. Синтаксический фильтр. В последовательности знаков могут быть обнаружены участки, относительно которых отсутствует соглашение о придании им смысла. Эти участки составляют синтаксический шум, и они распознаются синтаксическим фильтром. Фильтр содержит набор решающих правил, позволяющих различать правильные (осмысленные) и неправильные (бессмысленные) последовательности знаков. (Проверка орфографии в Word’е). Пример: в русском языке «жи», «ши» пишется с буквой «и». 2. Семантический фильтр. Первый аспект семантического шума связан с отсутствием новизны в получаемом сообщении. Второй аспект связан с прохождением ложного сообщения через синтаксический фильтр. Допустим, что сообщение «Запас материала с кодом 25

 

  равен 378 тонн» искажено дважды так, что вместо цифры 5 воспринято 4 и вместо 3 воспринято 9. Первое искажение может быть зарегистрировано синтаксическим фильтром, если материал с кодом 24 вообще не должен храниться на предприятии. Второе искажение синтаксический фильтр не обнаружит, т.к. количество хранимого материала в принципе может быть практически любым в разумных пределах. Такие искажения должен обнаруживать семантический фильтр. Он проверяет соответствие контролируемого сообщения с уже имеющейся информацией. Если на предприятии в нашем примере установлено, что тары для хранения материала с кодом 25 имеется только на 500 тонн, то после исправления первой ошибки семантический фильтр обнаружит вторую ошибку. Существенные для семантического фильтра взаимосвязи устанавливаются также предметными науками, например, бухгалтерским учетом, экономической статистикой и др. 3. Прагматический фильтр, говоря в общем, устанавливает степень ценности информации у потребителя. Элементы прагматической оценки обычно охватывают полноту информации (исчерпывающее отражение явления), ее своевременность, компактность (возможна меньшая длина сообщения), употребимость (число потенциальных потребителей) и доступность.
  Информация на пути от источника к потребителю проходит через ряд преобразователей: кодирующих и декодирующих устройств, вычислительную машину, обрабатывающую информацию по определенному алгоритму, и т.д. На промежуточных стадиях преобразования семантический и прагматические свойства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности от потребителя, поэтому понятие информации заменяется на менее ограничительное понятие «данные».
Данные Данные представляют собой набор утверждений, фактов и/или цифр, лексически и синтаксически взаимосвязанных между собой. Лексические отношения (часто называемые парадигматическими) отражают постоянные связи в структуре языка, например, род – вид («Мама мыла …», а не «Мама мыл»). Связи между отдельными частями сообщения отражаются синтаксическими (синтагматическими) отношениями. Они являются переменными. Классический пример: «Казнить нельзя помиловать». Положение запятой в этой фразе определяет тот или иной ее смысл.

 

  Данные безразличны к семантическому и прагматическому фильтрам. Когда нет нужды подчеркивать различие между информацией и данными, они применяются как синонимы.
Экономическая информация (ЭИ) Информация о процессах в области экономики называется экономической. В наиболее общей форме экономические процессы – это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Для обработки экономической информации характерны сравнительно простые алгоритмы, расчеты (4 арифметических действия плюс проценты), преобладание логических операций (упорядочение, корректировка, выборка) над арифметическими, табличная форма представления исходных и результатных данных.
Признаки классификации ЭИ 1. Отношение к данной управляющей системе. Этот признак позволяет разделить сообщения на входные, внутренние и выходные. 2. Признак времени. По этому признаку сообщения делятся на перспективные (о будущих событиях) и ретроспективные. К первым относится плановая и прогнозируемая информация, ко вторым – учетные данные. Кроме того, по этому же признаку поступления ЭИ делятся на периодические и непериодические сообщения. 3. Функциональные признаки. Формируется классификация по функциональным подсистемам экономического объекта. Например, информация о трудовых ресурсах, производственных процессах, финансах и т.п.; в другом разрезе – данные планирования, нормирования, контроля, учета и отчетности.
Измерение ЭИ К сожалению, ЭИ учитывается, как и в общем информация, только по объему, т.е. по количеству обрабатываемых знаков. Эта величина отражает только внешнюю сторону информационных процессов. Важность, своевременность, достоверность, надежность информации никак не оцениваются, не придуманы критерии.
Система Системой называется любой объект, который, с одной стороны, рассматривается как единое целое, а с другой – как множество связанных между собой или взаимодействующих составных частей. Понятие системы охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое. В систему

 

компоненты входят следующие компоненты. 1. Структура – множество элементов системы и взаимосвязей между ними. Математической моделью структуры является граф. 2. Входы и выходы – материальные потоки или потоки сообщений, поступающие в систему или выводимые ею. Каждый входной поток характеризуется набором параметров { x (i)}; значения этих параметров по всем входным потокам образуют вектор-функцию Х. В простейшем случае Х зависит только от времени t, а в практически важных случаях Х в момент времени t +1 зависит от X(t) и t. Функция выхода системы Y определяется аналогично. 3. Закон поведения системы – функция, связывающая изменения входа и выхода системы Y=F(X). 4. Цель и ограничения. Качество функционирования системы описывается рядом переменных u 1, u 2,…, uN. При функционировании системы обычно ставится задача получения наилучшего, т.е. оптимального результата. В качестве критерия выбирается наиболее важный параметр и поддерживается его экстремальное значение, например, max u 1. Функция u 1= f (X,Y, t) называется критерием оптимальности или целевой функцией или функцией цели. Зачастую эта функция не имеет аналитического и вообще явного выражения. На остальные переменные могут быть наложены ограничения, в общем случае двухсторонние , k =2,… N.
Свойства систем Из всех известных свойств целесообразно рассмотреть следующие 3. Свойство относительности устанавливает, что состав элементов, взаимосвязей, входов, выходов, целей и ограничений зависит от целей исследователя. Реальный мир богаче системы. Поэтому от исследователя и его целей зависит, какие стороны реального мира и с какой полнотой будет охватывать система. При выделении системы некоторые элементы, взаимосвязи, входы, выходы не включаются в нее из-за слабого влияния на оставшиеся элементы, из-за наличия самостоятельных целей, плохо согласующихся с целью всей системы. Они образуют внешнюю среду для рассматриваемой системы.

 

  Делимость означает, что систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей – подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система. Возможность выделения подсистем (декомпозиция систем) упрощает ее анализ, так как число взаимосвязей между подсистемами и внутри подсистем обычно меньше, чем число связей непосредственно между всеми элементами системы. Выделение подсистем условно, его проводит исследователь. Свойство целостности указывает на согласованность цели функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов.
Дополнит.! Важно! Система, как правило, имеет больше свойств, чем составляющие ее элементы. Так предприятие обладает юридической самостоятельностью, а его подразделения – нет.
ЭИС Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта. ИС создается для экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
Задачи ЭИС ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта. Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярно или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экономическим объектом. Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи. Поисковые задачи имеют свою специфику. Информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер деятельности. Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных

 

  на моделировании действий специалистов при принятии решений.
Принципы построения и функционирования ЭИС Для ЭИС соблюдаются следующие принципы их построения и функционирования. 1. Соответствие. ЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью. Критерий эффективности должен быть количественным. 2. Экономичность. Затраты на обработку информации в ЭИС должны быть меньше экономического выигрыша на объекте при использовании этой информации. 3. Регламентность. Большая часть информации в ЭИС поступает и обрабатывается по расписанию, со строгой периодичностью. 4. Самоконтроль. Непрерывная работа ЭИС по обнаружению и исправлению ошибок в данных и процессах их обработки. 5. Интегральность. Однократный ввод информации в ЭИС и ее многократное, многоцелевое использование. 6. Адаптивность. Способность ЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.
Особенности ЭИС К особенностям ЭИС можно отнести – обработку больших объемов информации по сравнительно простым алгоритмам – высокий удельный вес логической обработки данных (сортировка, группировка, поиск, корректировка) – представление подавляющей части информации в виде документов.
Критерии эффективности ЭИС При создании ИС возникает задача объективной оценки качества ее функционирования. Такая оценка особенно актуальна потому, что современные ИС – это сложные дорогостоящие проекты, на их создание расходуются значительные ресурсы. Эффективность работы ИС выражается при помощи набора числовых характеристик, называемых критериями эффективности. Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования ЭИС и поставленными перед ней целями.
Требования к критериям Величина, выбранная в качестве критерия, должна удовлетворять ряду требований: – должна прямо зависеть от процесса функционирования системы;

 

  – давать наглядное представление об одной из целей системы; – иметь сравнительно простой алгоритм расчета; – допускать приближенную оценку по экспериментальным данным. ЭИС обычно оценивается по комплексу критериев. Оценке подлежат: – система в целом, – отдельные составляющие этапа проектирования системы, например, проекты информационного, программного и технического обеспечения, – важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы, например, подготовка информации, ее обработка, ведение информационных массивов.
Типичные цели и соответствующие критерии Как правило, функционирование ЭИС направлено на успешную реализацию нескольких целей. Типичный перечень может включать следующие цели. 1. Повышение эффективности управления объектом (цели С1-С3): С1 – максимальную полноту информации для обеспечения принимаемых решений; С2 – представление информации с максимально возможной скоростью; С3 – максимальное удобство воздействия информационной системы с потребителями. 2. Эффективное использование ресурсов ЭИС (цели С4-С6): С4 – сокращение расходов на создание, эксплуатацию и развитие ЭИС; С5 – максимальное извлечение выходной информации из имеющегося объема данных; С6 – сокращение избыточности в базе данных. Критериями для названных целей будут: К1 – отношение объема информации в базе данных к объему информации на объекте управления; К2 – время обработки информации в ЭИС; К3 – время, которое потребители расходуют на запрос необходимой информации и ее использование в управлении; К4 – сумма капитальных вложений и текущих затрат на создание, эксплуатацию и развитие ЭИС; К5 – отношение объемов входной и выходной информации; К6 – доля избыточной информации в общем объеме данных. Одновременное достижение указанных целей практически неосуществимо. Например, повышение эффективности ЭИС по критериям К1 и К3 вызывает увеличение К4 и достигнутое состояние системы противоречит С4.

 

Классификация ЭИС
Аспекты классификации Аспекты (признаки) классификации могут быть достаточно разнообразными, Постоянно расширяется перечень признаков классификации ЭИС, т.е. классификация является расширяющейся. Среди ЭИС выделяются управляющие информационные системы (для управления технологическими процессами на предприятиях) и системы административно-организа-ционного типа (для групп специалистов, руководителей подразделений, осуществляющих управление предприятием). Мы будем работать с системами второго типа. Для них мы будем рассматривать классификацию – по функциональному признаку; – по режимам работы ЭИС; – по способу распределения вычислительных ресурсов.
Классы ЭИС по функциональному признаку С функциональной точки зрения можно выделить такие классы ЭИС: – системы обработки данных (СОД); – автоматизированные системы управления (АСУ); – информационно-поисковые системы. Многие реальные ЭИС обладают чертами нескольких названных классов, а не одного.
СОД Структурная схема функционирования СОД: СОД должна включать в себя пакет прикладных программ (ППП), преобра-зующих входную информа-цию в выходную, т.е. в этих ППП должны быть реализованы алгоритмы ввода, выборки, корректи-ровки, расчета и выдачи информации. Примеры таких программ: расчет заработной платы, расчет себестоимости продукции, калькуляции цен в столовых, ресторанах, формирования статистической отчетности и др. СОД производит информационное обслуживание спе-циалистов органа управления объектом, принимающих управленческие решения. Решение, принятое на основе представленной информа-ции, передается на управляемый объект, минуя СОД.
Потоки информации в СОД – входная информация, поступающая от управляемого объекта и из внешнего мира; – необрабатываемая информация – часть входной информации, которая передается органу управления, минуя обработку – нормативно-справочная информация; – выходная информация, т.е. информация, обработанная СОД и представляемая органу управления и внешнему миру; – промежуточная информация – информация, которая получена в СОД и необходима ей для выполнения расчетов в последующие интервалы времени.
АСУ Структурная схема функционирования АСУ: Если СОД способна выполнять выбор управ-ленческих решений (автономно или с учас-тием специалистов), то она становится автома-тизированной системой управления (АСУ). Принятие решений может производиться на основе экономико-мате-матических моделей, либо путем моделирования дейст-вий специалиста по принятию управленческого решения. Прикладные программы АСУ, формирующие управ-ленческое решение, как правило, используют экономико-математические методы выбора оптимальных решений. Исходные данные для оптимизационной задачи рассчиты-ваются в режиме системы обработки данных. Моделиро-вание принятия решений специалистом реализуется в так называемых экспертных системах, которые построены на принципах искуственного интеллекта и баз знаний. Типичными для АСУ являются задачи оптимального управле-ния запасами материалов и полуфабрикатов на складах пред-приятия. АСУ прогнозирует поступление материалов и их расход, а в случае несоблюдения норм запаса материалов формирует заявки предприятиям-поставщикам.
ИПС Информационно-поисковые системы предназначены для отыскания в каком-то множестве документов тех, кото-рые касаются указанной в информационном запросе теме. При вводе любого документа в ИПС он должен быть заиндексирован. Под индексированием понимается процесс, который состоит из двух этапов:
  1) определения тем, которые отражаются в данном документе, 2) выражения этих тем на языке, принятом в ИПС (кодировка) и записи в виде поисковых образов, которые связываются с документом
Структурная схема функционирования ИПС Для того, чтобы при помощи ИПС можно было отыскать документы, соответсвующие некоторому информацион-ному запросу, сам запрос также должен быть заиндек-сирован. Процесс поиска осуществляется путем сопо-ставления поисковых образов документа с поисковым образом запроса. При полном или частичном совпадении образов документ считается соответсвующим запросу и выдается пользователю.
Классы ЭИС по режиму работы Применяются два режима – пакетный и диалоговый. При пакетном режиме обработки данные в системе накапливаются до тех пор, пока не наступит заданный момент времени, или объем данных не превысит некото-рый заданный предел. Затем имеющаяся информация обрабатывается несколькими последовательно запускае-мыми программами. Пример системы, работающей в пакетном режиме – система сбора и группировки статистической отчетности предприятия. Недостатки пакетного режима: – потребитель информации обособлен от процесса ее обработки, что в некоторых случаях может вызвать у него сомнения в правильности исходных данных и результатов – снижается оперативность принятия решений на управляемом объекте. При диалоговом режиме работы происходит обмен сообщениями между пользователем и системой. Роль «активного» элемента пользователь и система выполняют попеременно. ЭИС активна от момента ввода информа-ции и команд пользователя до завершения обработки команды (запроса). Причем, последовательность команд,
  выдаваемых пользователем в диалоговом режиме не является фиксированной заранее, а существенно зависит от результатов ранее выполненных команд. Необходимость диалога с системой возникает при ре-шении экономических задач с многовариантной логикой, когда пользователь должен иметь возможность опреде-лять наиболее перспективные варианты решения задачи и постоянно следить за осмысленностью вычислений, про-изводимых системой. Типичной диалоговой задачей можно считать расчеты по распределению ресурсов между несколькими потребителями.
Классы ЭИС по способу распределения вычисл. ресурсов Деление на локальные и распределенные ЭИС. Локальная система использует одну ЭВМ, а в распреде-ленной организуется взаимодействие нескольких ЭВМ, соедененных между собой каналами связи. Распределенная ИС представляет собой объединение информационных систем, выполняющих собственные, независимые друг от друга функции, с целью коллектив-ного использования информационных фондов и вычисли-тельных ресурсов этих систем. Отдельные ЭИС, как правило, удалены друг от друга территориально. Наиболее распространенными схемами связи в распределенных ЭИС являются системы с центральной ЭВМ и системы с кольцевой структурой связей ЭВМ.
Еще о цели курса ТЭИС Не рассматриваются вопросы использования экономиче-ской информации, методы управления экономическими объектами, методы принятия управленческих решений, а изучаются проблемы организации информации в системе и эффективной эксплуатации ЭИС.
Компоненты ЭИС
  При решении любых задач с использованием ЭВМ требуется наличие ряда компонентов: – исходной и справочной информации для расчета; – метода (алгоритма) решения задачи, записанного в виде программы, которая может быть выполнена на ЭВМ; – самой ЭВМ как испольнителя алгоритма; – пользователей, т.е. лиц, которые используют результаты решения задачи в своей профессиональной деятельности. Для функционирования ЭИС необходимы компонен-ты, аналогичные выше названным, но с более сложной организацией.
Компоненты ИС – это база данных, концептуальная схема и информацион-ный процессор, образующие вместе систему хранения и манипулирования данными. В окружающем нас мире можно выделить ряд материаль-ных систем. Все, что происходит при функционировании таких систем может быть описано в форме сообщений. Сообщение может быть выражено на естественном языке, например «На склад № 2 1.09.04 поступили 200 столов с мебельной фабрики «Уют» по цене 300 руб. за единицу», но часто применяют форматированные сообщения, когда выделяются опорные свойства (параметры) происходя-щего события и в сообщении приводятся названия свойств и их значения. Для изложенного сообщения его форматированный вариант выглядит так: Наименование параметра Значение параметра Получатель Склад №2 Отправитель Мебельная фабрика «Уют» Изделие Стол Дата 1.09.2004 Цена 300 руб. Количество 200 шт. Таких сообщений поступает много, они должны совпа-дать по названиям параметров и различаться по их значениям. Это лучше всего представить в виде таблицы. Многие сообщения легко разделяются на компоненты и представляются в форматированном виде. Но вместе с тем существует информация, которую практически невоз-можно форматировать, например, приказы по предприя-тию.
База данных (БД) – это набор сообщений, которые ● являются истинными для соответсвующей материальной системы; ● непротиворечивы по отношению друг к другу и к концептуальной схеме. Сообщения в БД обычно являются форматированными и хранятся в виде единиц информации.
Единица информации БД – это набор символов, которому придается определенный смысл. Понятие дается для баз данных, хранящих форматированные сообщения. В нашем сообщении, если названия параметров зафиксирова-ны, то набор симоволов «склад № 2, 1.09.04, 200шт, стол, мебельная фабрика «Уют», 300 руб.» является единицей ин-формаци. Но и каждая составная часть – единица информации

 

  Минимально необходимы 2 единицы информации – атрибут и составная единица информации (СЕИ).
Атрибут – информационное отражение отдельного свойства некоторого объекта, процесса или явления. Любое сообщение записывается в форматированном виде как указание свойств (параметров) предметов. Поэтому информационное сообщение представляет собой набор соотвествующим образом подобранных атрибутов.
Составная единица информации представляет собой набор из атрибутов и, возможно, из других СЕИ. СЕИ позволяет создавать произвольные комбинации из атрибутов.
Концептуальная схема представляет собой описание структуры всех единиц ин-формации, хранящихся в БД. Под структурой понимает-ся входжение одних единиц информации в состав других единиц информации. Более подробно о концептуальной схеме позднее.
Информационный процессор – это механизм, который в ответ на получение команды выполняет операции с БД и концептуальной схемой. Он состоит из вычислительной системы и СУБД (системы управления базой данных). Вычислительная система – это ЭВМ или их комплекс в сети; система управления базой данных – это комплекс программ, обеспечивающих централизованное хранение, накопление, модификацию и выдачу данных, входящих в БД. Предполагается, что в управлении базой данных принимает участие специальное должностное лицо – администратор базы данных.
Компоненты ЭИС в предметной области. Детализация ЭИС.
Предметная область – это множество объектов и элементов материальной системы, обладающей некоторой общностью свойств, задач, особенностями взаимодействий. Информационным отображением предметной области служит информационная база (ИнфБаза). ИнфБаза состоит из одной или нескольких БД. Для описания предметной области используют терми-ны: объект, свойство объекта, взаимодействие (связь) объектов и свойство взаимодействия.
объект – любой элемент системы. Следует отличать физический объект – отдельный предмет и объект – понятие, которое охватывает множество физических объектов. Отдельный объект часто называют предметом, а различные множества предметов, образованные по заданному принципу, называются типами объектов.

 

 

свойство объекта     Наследование свойств – некоторая величина, которая характеризует состояние объекта в любой момент времени. Отдельный экземпляр можно описать, если задать достаточное количество значений его свойств. Существенно можно упростить описание объектов, если использовать аналогии в структуре объектов, образующих один класс. Объекты, входящие в некоторый тип, содер-жат ряд свойств, характерных для типа в целом. Этот принцип называется наследованием свойств.
Взаимодействие объектов рассматривается как деятельность во вре-мени, т.е. взаимедействием называется факт участия объектов в каком-либо процессе, который протекает как во времени, так и в пространстве. Свойством взаимодействия называется такое свойство, которое характеризует совместное поведение объектов, но не относится ни к одному объекту в отдельности. Например, при производстве изделий взаимодействуют объекты Рвбочий, Оборудова-ние, Материалы. Количество изделий, произведенное за день, является свойством взаимо-действия названных объектов, но не свойством любого из этих объектов.
Идентифицирующие свойства – свойства, по которым можно однозначно определить данный экземплят объекта от любого другого. Например, объект Личность. Простейшие идентифици-рующие свойства – ФИО, но этого недостаточно. + место жительства, дата рождения и место рождения.
Детализация ЭИС В качестве предметной области можно изучать и саму ЭИС. Но для ЭИС база данных, программное обеспечение не являются физическими объектами, поэтому информа-ционное отображение ЭИС осуществляется через мета-информацию (информация об информации). Классификация компонентов ЭИС может быть детализи-рована следующим образом: Данные / Система / Вычислитель- Внешняя метаданные процесс ная система среда Атрибут Подсистема Физическое Пользователь Отношение Задача устройство Администратор Показатель Программа Терминал БД База данных Задание Линия (канал) Ключ Транзакция Узел сети ЭВМ Схема Подсхема Задание – элементарный процесс при пакетной обработке данных, транзакция – при диалоговой. В обработке данных правила описания данных содер-жатся в моделях данных, а описание информации для конкретной ЭИС называется представлением, схемой или структурой.

 

Классификация и основные свойства единиц информации
  Уже было сказано, что существуют 2 единицы информа-ции: атрибут и СЕИ. Атрибут соотвествует понятию пере-менной в языках программирования и понятию реквизит в бухгалтерском учете. Атрибут характеризуется именем и значением.
Имя атрибута – его условное обозначение в процессах обработки данных
Значение атрибута – величина, характеризующая некоторое свойство объекта, явления, процесса в конкретных условиях.
Домен Х – имя z - значение Все допустимые значения атрибута образуют множество, которе называется доменом этого атрибута. Формально атрибут с именем Х представляет пару (X, z), где z – элемент Z. Множество Z называется доменом значений (областью определения атрибута Х), величина z является значением атрибута Х в данный момент времени.
Классификация и кодирование В простейшем случае, если классификация объектов вобще не требуется, производится их нумерация, кодом объекта служит его порядковый номер. Такая система кодирования называется порядковой. Когда используется несколько классификационных при-знаков, возможно, взаимно подчиненных по классам, подклассам, удобно использовать разрядную систему кодирования. Рассмотрим различные системы кодирования на примере значений атрибута Код студента. 1.1) Порядковый код – это протсо номер студента в списке всех студентов Предположим, что нужно разделять студентов-дневников и студентов заочников. 1.2) При порядковом коде выделим номера с 1 до 5000 для студенто-дневников, с 5001 до 6000 – для заочников. 2.1) При разрядном кодировании первый знак кода будет принимать 2 значения: 1 – дневники, 2 – заочники. Следующие 4 разряда отводятся для номера студента по порядку. 2.2) В разрядном кодировании можно учесть больше признаков. Оставим первый разряд для формы обучения (дневное-заочное), во втором разряде укажем год поступления или номер курса (1-2 знака), в третьем – код специальности (можно, как у нас буквами ЭИКУС), в четвертом ­– 2 знака на номер студента по специальности. Обратим внимание, что увеличивая число признаков, мы увеличиваем длину значения атрибута.
  Если значения нескольких атрибутов определены на од-ном и том же домене, то такие атрибуты наз-ся ролевыми.

 

  Например, на домене FAM могут быть определены атрибуты с именами: Студент, Преподаватель, Автор и др. Атрибуты Имя рабочего и Табельный номер рабочего не являются ролевыми, хотя описывают одних и тех же людей. Домен значений, как правило, не хранится в базе данных как самотоятельный информационный объект. Но среди ролевых атрибутов домена, безусловно, существует атрибут с наиболее полным перечнем значений. Его рекомендуется использовать для контроля вводимой информации. Например, список ФИО в БД отдела кадров.
СЕИ – набор из атрибутов и,возможно, других СЕИ Свойства единиц информации представлены в таблице:
Название свойства Атрибут Составная единица информации
Представления пользователя Представления проектировщика
документ показатель отношение веерное отношение
Имя + + + + +
Значение + + + + +
Структура + + + +
Операции над именем Переименование, объявление синонимов
над значением перекоди-рование Выборка, корректировка
  арифмети-ческие операции    
над структурой Декомпо-зиция, композиция, нормализа-ция, свертка Проекция, соединение, добавление атрибутов Добавление / изъятие атрибутов
ограничения Принад-лежность домену Функциональные зависимости
Методы организации ограничений Последовательный Последовательный, индексный, прямой, цепной, древовидный

 

характеристики СЕИ Простейшими характеристиками СЕИ являются имя, структура и значение
Имя   структура – это условное обозначение СЕИ в процессах обработки информации; – вхождение одних СЕИ в состав других. Аппарат СЕИ рассчитан на описание экономических документов. Документ – это материальный носитель информации, обычно бланк на бумаге, содержащий оформленные в установленном порядке сообщения и имеющий юридическую силу.

 

Описание структуры СЕИ Существует сравнительно много способов, Возьмем следующий, удобный для описания любых СУБД и любых языков программирования. После имени СЕИ указывается в круглых скобках список входя-щих в нее атрибутов и СЕИ. Внутри скобок имена атрибутов и СЕИ перечисляются через запятую. Имя СЕИ может сопровож-даться размерностью, т.е. указанием на количество одинаковых по структуре значений этой СЕИ, размерность указывается в круглых скобках после имени СЕИ.
Прих
Пример

Документ «Приходный ордер» для простоты усвоения с сокращенным составом атрибутов:

Прих
дата

пост склад
03.09.04    

 

Ннм К-во_док К-во_пр цена сумма
        80.00 48.00

 

дата пост склад
07.09.04    

 

Ннм К-во_док К-во_пр цена сумма
        60.00 64.00 25.00

 

СЕИ приходного ордера, названная Прих, содержит атрибуты

Дата (дата поступления материалов),

Пост (код поставщика материалов),

Склад (номер склада)

СЕИ Табл (таблица, включающая ряд атрибутов):

Ннм (номенклатурный номер материала)

К-ко_док (количество материала, принятое по товарно-транспортной накладной)

К-во_пр (количество материала, принятого на склад)

Цена (цена материала)

Сумма (результат перемножения значений Цена и К-во_пр)

Размерность 3 у СЕИ Табл соответсвует 3 строкам в таблице приходного ордера (больше не может быть, меньше – может), а размерность 2 у СЕИ Прих определяется наличием двух документов в нашем примере.

Окончательно структорура СЕИ приходного ордера имеет вид:

Прих(2).(Дата,Пост,Склад,Табл(3).(Ннм,К-во_док,К-во_пр, Цена,Сумма)

Собрание СЕИ Множество значений СЕИ в составе другой СЕИ
Значение СЕИ =набор входящих в нее атрибутов и набор собраний СЕИ. В нашем примере определены 2 значения СЕИ Прих.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Корректность МНК | Етика і мораль юридичній професії. Нормативні акти, що регулюють питання професійної етики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.