Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортная характеристика груза




Лекция 3

 

 

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе нашей страны. Это во многом объясняется тем, что перевозка многих грузов осуществляется на значительные расстояния, а также тем, что железнодорожный транспорт не зависит от погодных условий(как, например, морской, речной - зависят от периода навигации, авиационный- от погодных условий). Железнодорожным транспортом перевозятся миллионы тон различной товарной продукции, то есть грузов. Это сырье (например, руда), топливо (бензин, керосин), полуфабрикаты (железорудный концентрат), готовая продукция (машины, оборудование, аппаратура), продукция сельского хозяйства (зерно, овощи).

С момента приема на станции отправления до момента выдачи на станции назначения вся товарная продукция носит название груз.

Груз – объект (в т.ч. изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах. Такое определение груза дано в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта РФ», принятом 10.01.2003 года.

Приняв груз к перевозке, железная дорога берет на себя обязательство доставить груз:

-сохранным в качественном и количественном отношении;

- доставка груза в установленный срок.

Кроме того, необходимо обеспечить сохранность подвижного состава (т.е. вагонов), в котором данный груз перевозится, и обеспечить экологическую безопасность перевозки груза.

Для выполнения данных условий необходимо знать присущие данному грузу свойства.

Задачей «Грузоведения» и является изучение транспортных характеристик грузов, т.е. таких специфических свойств, присущих данному грузу, которые определяют:

- условия перевозки грузов;

- условия перегрузки грузов;

- условия хранения;

- требования к техническим средствам, осуществляющим эти операции.

Транспортные характеристики используются при решении задач транспортной логистики, т.е. при выборе оптимального способа доставки данного груза.

К транспортной характеристике груза относят:

- физико-химические свойства (сыпучесть, гигроскопичность, вязкость и т.д.);

- объемно-массовые характеристики (плотность и т.д.);

- свойства, определяющие степень опасности груза (взрывчатые, ядовитые вещества);

- тара и упаковка груза.

Транспортная характеристика груза и технико-технологические элементы перевозочного процесса находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому для разработки рационального процесса доставки груза возникает необходимость изменять отдельные составляющие транспортной характеристики груза. Например, изменение влажности груза при погрузке некоторых грузов (уголь, песок) позволяет предотвратить их смерзаемость при перевозке в условиях низких температур.

 

Классификация грузов

Грузы могут классифицироваться по различным признакам в зависимости от поставленных целей. Основная транспортная классификация грузов строится в зависимости от вида и состояния груза, предъявленного к перевозке. По этому признаку все грузы можно объединить в три большие группы:

- сухогрузы;

- наливные;

- живность.

Каждая из групп делится на подгруппы, объединяющие сходные по своим свойствам грузы

Так сухогрузы классифицируются на перевозимые навалом и насыпью, контейнеры, тарно-упаковочные грузы.

«Насыпью перевозят грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, обладающих подвижностью (сыпучестью).

Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозят грузы, погрузка которых производится без счета мест (штук) и которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам» [Правила перевозки грузов].

К насыпным грузам относятся:

- рожь, пшеница, рис и др.;

- алебастр молотый, известняк молотый;

- известь;

- концентрат железорудный;

- мука (пищевая, т.е. пшеничная и др.);

- мука доломитовая;

- и т.д.

Навалом перевозятся: твердое топливо, руда, минерально-строительные материалы, лесоматериалы, болванки стальные и литые.

В свою очередь навалочные и насыпные можно разделить на грузы, которые в процессе перевозки не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (болванки, лес). Для их перевозки используют открытый подвижной состав, и грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и подверженные распылению (известь, соль, минеральные удобрения). Для перевозки их используется соответственно крытый или специализированный подвижной состав.

Контейнеры делят на универсальные, т.е. предназначенные для перевозки большого количества наименований грузов и специализированные, т.е. предназначенные для перевозки одного груза или группы однородных грузов.

Большую группу составляют тарно-упаковочные и штучные грузы и включают в себя широкий спектр наименований:

-тарно-упаковочные грузы с массой одного места до 500 кг (как правило, перевозятся в КР вагонах);

-тяжеловесные грузы с массой одного места более 500 кг;

-громоздкие грузы, размеры которых по длине, ширине и высоте превосходят соответственно 3м, 2,6 м и 2.1 м;

-длинномерные и негабаритные.

 

К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах. Их в свою очередь можно разделить на четыре подгруппы:

- сжиженные газы (кислород);

- нефть и нефтепродукты (бензин, мазут);

- химические продукты (кислоты);

- пищевые продукты (масло, молоко).

В отдельную группу выделена живность:

- животные (крупный и мелкий рогатый скот, звери);

- птица;

- рыба и раки;

- пчелы.

Перевозятся в специализированных вагонах для скота или крытом подвижном составе, специально оборудованном под такую перевозку.

Кроме основной транспортной классификации, приведенной выше, существуют классификации:

- в зависимости от специфических свойств и условий транспортирования (скоропортящиеся, смерзающиеся, опасные и т.д.);

- в зависимости от способов размещения и крепления грузов, перевозимых на открытом подвижном составе (перевозимые навалом и не требующие дополнительного крепления; штучные, которые после погрузки должны быть закреплены согласно Техническим условиям; штабельные грузы, которые грузят несколько рядов по ширине и несколько ярусов по высоте);

- в зависимости от условий и способов хранения (ценные, которые могут изменить свои потребительские свойства в зависимости от температуры и влажности окружающей среды; не подверженные воздействию высоких или низких температур, но боящиеся влаги; не подверженные воздействию окружающей среды);

- классификация для нормирования и учета погрузо-разгрузочных работ, реализуемая в ЕНВ (единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.