Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сеттльменты и территориальные центры




Зарубежные историки социальной работы отмечают, что сеттльментами со времен колониализма назывались цивилизованные европейские кварталы в городах стран Востока.

Движение за развитие сеттльмент-центров уже в качественно другом социальном контексте началось в Англии. У его истоков стоит Самуэл Барнетт, основавший в 1884 году сеттльмент Гайдн-Холл.

Данное движение с философских гуманных позиций объединялось со стратегией социального реформирования в качестве органичной части комплексных, созидательных усилий по сохранению общечеловеческих, духовных ценностей в век индустриализации и урбанизации.

Зарубежные исследователи отмечают, что преданные идеям гуманизма, часто богатые студенты университетов селились в беднейших трущобах Лондона (своеобразное «хождение в народ» на английский лад), а потом во всех городах Великобритании, но выбирая вышеозначенные жилищные условия.

Данные индивиды были проводниками технического и гуманитарного образования, разнообразных видов культурной деятельности, лишенных примитива и стагнации интеллектуального уровня. Студенты, озаренные светом знания, мечтали о гуманных социальных реформах, которые должны были дать равные права и создать равные условия для всех индивидов, независимо от национальности, вероисповедания, социального статуса. Эти энтузиасты были организаторами творческого процесса, педагогами в высшем духовно-нравственном, художественном смысле этого слова, а не педантами-моралистами, убивающими в зародыше любые духовные взлеты.

В то же время, «движение сеттльментов» стремилось соединить в мощный концептуальный узел разнообразные услуги страждущим людям с социальным реформированием в гуманистическом, а не экстремистско-авантюрном ключе.

Благоприятная почва для развития данного движения была создана на волне иммиграции и урбанизации в конце 1800-х годов в Америке.

В 1886 году выдающийся социальный работник Стэнтон Койт, живший в Великобритании в Тойнби-Холле, возвращается в Нью-Йорк, дабы создать американский вариант движения сеттльмент-центров.

В частности, по его инициативе местной гильдией интеллектуалов был создан Университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд в поисках лучшей жизни для тех, кто, обладая способностями, не способен прокормить себя.

В 1889 году талантливый психолог и педагог Джейн Адамс основала сеттльмент Хулл-Хаус. Это замечательное событие произошло в Чикаго.

Крупный американский ученый, экспериментатор Роберт Вудс основал в Бостоне в 1891 году сеттльмент Эндовер-Хаус.

Ученый и общественный деятель Лилиан Уолд организовала «Нюсерс-Сеттльмент» (Генри-Стрит) в районе Лауэр-Ист-Сайд в Нью-Йорке.

Грэхем Тейлор в 1894 году основал сеттльмент «Чикаго-Коммон».

Социальные работники в данных структурах или системах поднимали ряд важнейших, животрепещущих вопросов, предполагающих неразрывное диалектическое единство экономических и политических тенденций.

К этим вопросам относились: личные и семейные проблемы; расстройство здоровья иммигрантов, связанное с тяжкими, жилищными условиями их проживания; отсутствие элементарной гигиены тела: перенаселенность в домах, лишенных самых необходимых удобств; мрачные и грязные предприятия, связанные с потогонной системой труда. При избытке дешевой рабочей силы, когда предложение услуг намного опережает спрос на них. При этом явно завышенные нормы выработки одинаковые для взрослых и детей.

Все это, естественно, чревато социальными взрывами и непредсказуемыми последствиями для тех, кто желает нажиться на страданиях миллионов людей, зависимых от предпринимателей и работодателей.

Доминантами подобного положения вещей являются социальные реформы и политические акции протеста с требованиями социальной справедливости.

Общины, действующие в сеттльментах и территориальных центрах, постепенно превратились в политическую силу.

Благодаря усилиям гуманных людей, заинтересованных в утверждении принципов благотворительности для всех граждан, независимо от национальности, социального статуса, вероисповедания, появился ряд законов, несущих в себе не только современное социально-демократическое звучание, но и связанных с идеями и нормами общечеловеческой нравственности.

К ним относятся: законы о детском труде; об общественном здоровье; законы о детских садах и программах круглосуточного содержания детей. Законы о службах приходящих нянь; о государственном жилье. Законы о музыкальных школах и занятиях искусством для бедных. Законы о начальных вечерних школах для взрослых; о курсах по озеленению, разбивке парков и многофункциональных игровых площадок.

Социальные работники сегодняшнего дня во многом заимствовали стиль, особый имидж от бескорыстных основателей сеттльментов. Умение подняться от эмпирии, практики, еще не обработанных социологических данных к глубоко продуманным, разветвленным, многофункциональным средствам социальной защиты. К продуманным политическим акциям, несущим в себе экономическое и нравственное содержание.

В эту структуру прекрасно вписывается высоконравственная программа в сфере социальной работы под общим названием «Война с бедностью». Данная программа была разработана выдающимися учеными и политиками под руководством незабвенного президента США Джона Кеннеди.

Зарубежные ученые отмечают следующее знаменательное событие в жизни Соединенных Штатов Америки: речь идет об объединении местных центров социальной работы или сеттльментов, состоявшемся в 1979 году.

Сегодня, и это очень отрадно в аспекте благотворительности и демократизма, во многих социальных учреждениях подобного типа особое внимание уделяется клиентам, представляющим низший класс. Речь идет о немощных, бедных пожилых людях. К этой же категории относятся представители неполных семей, находящиеся на грани бедности. В самом низу этой социальной лестницы – бесправные и неимущие.

Зарубежные ученые пишут о, так называемых, «фрачных» тенденциях, когда представители образованного среднего класса восстанавливают жилые кварталы в центре города с учетом лучших европейских стандартов. При этом, пользуясь своим социальным статусом и материальным достатком, самым беспардонным образом выселяют неимущих из их жилищ.

В 1900 году, учитывая экстремальные социальные обстоятельства, лидеры сеттльментов и руководители местных центров социальной работы объединились в «городские федерации», дабы стать сильнее в своей борьбе за социальную справедливость в поддержку угнетенных.

В 1911 году произошло важное событие, связанное с интересующим нас вопросом. Речь идет о создании «Национальной Федерации сеттльментов».

В 1979 году состоялось объединение местных центров Америки в сфере социальной благотворительности.

Ведущие представители этого мощного объединения отстаивали права женщин, боролись за мир, стремились утвердить гуманный закон о детском труде. Лидерами этого движения была Джей Адамс, Джулия Латроп, Мари Смихнович, Лилиан Уолд.

Европейский, Методистский и Лютеранский общинные Центры имели малые признаки федерации и не были связаны с общенациональным объединением.

В данных системах можно увидеть определенные ограничения в финансировании социальных служб, консерватизм в услугах с элементами фарисейства и ханжества, переориентацию на сугубо религиозные принципы вне светских, демократических, политических направлений. В то же время, в деятельности данных общинных центров можно увидеть и положительные факторы. В частности, их сотрудники обращали особое внимание на совершенствование путей дневного ухода за больными, престарелыми, инвалидами различных категорий. Разработали цикл особых мероприятий (социального, нравственного, медицинского характера), связанных с предотвращением подростковой беременности. Уделялось внимание и созданию рабочих мест для молодежи с учетом разнообразных профессиональных интересов и природных склонностей. Совершенствовалось обслуживание пожилых людей с учетом их вероисповедания, социального статуса, национальной принадлежности.

В то же время, приоритетное финансирование было связано с поддержкой детей, подростков, взрослых, попавших в беду, пожилых людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.