КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сеттльменты и территориальные центры
Зарубежные историки социальной работы отмечают, что сеттльментами со времен колониализма назывались цивилизованные европейские кварталы в городах стран Востока. Движение за развитие сеттльмент-центров уже в качественно другом социальном контексте началось в Англии. У его истоков стоит Самуэл Барнетт, основавший в 1884 году сеттльмент Гайдн-Холл. Данное движение с философских гуманных позиций объединялось со стратегией социального реформирования в качестве органичной части комплексных, созидательных усилий по сохранению общечеловеческих, духовных ценностей в век индустриализации и урбанизации. Зарубежные исследователи отмечают, что преданные идеям гуманизма, часто богатые студенты университетов селились в беднейших трущобах Лондона (своеобразное «хождение в народ» на английский лад), а потом во всех городах Великобритании, но выбирая вышеозначенные жилищные условия. Данные индивиды были проводниками технического и гуманитарного образования, разнообразных видов культурной деятельности, лишенных примитива и стагнации интеллектуального уровня. Студенты, озаренные светом знания, мечтали о гуманных социальных реформах, которые должны были дать равные права и создать равные условия для всех индивидов, независимо от национальности, вероисповедания, социального статуса. Эти энтузиасты были организаторами творческого процесса, педагогами в высшем духовно-нравственном, художественном смысле этого слова, а не педантами-моралистами, убивающими в зародыше любые духовные взлеты. В то же время, «движение сеттльментов» стремилось соединить в мощный концептуальный узел разнообразные услуги страждущим людям с социальным реформированием в гуманистическом, а не экстремистско-авантюрном ключе. Благоприятная почва для развития данного движения была создана на волне иммиграции и урбанизации в конце 1800-х годов в Америке. В 1886 году выдающийся социальный работник Стэнтон Койт, живший в Великобритании в Тойнби-Холле, возвращается в Нью-Йорк, дабы создать американский вариант движения сеттльмент-центров. В частности, по его инициативе местной гильдией интеллектуалов был создан Университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд в поисках лучшей жизни для тех, кто, обладая способностями, не способен прокормить себя. В 1889 году талантливый психолог и педагог Джейн Адамс основала сеттльмент Хулл-Хаус. Это замечательное событие произошло в Чикаго. Крупный американский ученый, экспериментатор Роберт Вудс основал в Бостоне в 1891 году сеттльмент Эндовер-Хаус. Ученый и общественный деятель Лилиан Уолд организовала «Нюсерс-Сеттльмент» (Генри-Стрит) в районе Лауэр-Ист-Сайд в Нью-Йорке. Грэхем Тейлор в 1894 году основал сеттльмент «Чикаго-Коммон». Социальные работники в данных структурах или системах поднимали ряд важнейших, животрепещущих вопросов, предполагающих неразрывное диалектическое единство экономических и политических тенденций. К этим вопросам относились: личные и семейные проблемы; расстройство здоровья иммигрантов, связанное с тяжкими, жилищными условиями их проживания; отсутствие элементарной гигиены тела: перенаселенность в домах, лишенных самых необходимых удобств; мрачные и грязные предприятия, связанные с потогонной системой труда. При избытке дешевой рабочей силы, когда предложение услуг намного опережает спрос на них. При этом явно завышенные нормы выработки одинаковые для взрослых и детей. Все это, естественно, чревато социальными взрывами и непредсказуемыми последствиями для тех, кто желает нажиться на страданиях миллионов людей, зависимых от предпринимателей и работодателей. Доминантами подобного положения вещей являются социальные реформы и политические акции протеста с требованиями социальной справедливости. Общины, действующие в сеттльментах и территориальных центрах, постепенно превратились в политическую силу. Благодаря усилиям гуманных людей, заинтересованных в утверждении принципов благотворительности для всех граждан, независимо от национальности, социального статуса, вероисповедания, появился ряд законов, несущих в себе не только современное социально-демократическое звучание, но и связанных с идеями и нормами общечеловеческой нравственности. К ним относятся: законы о детском труде; об общественном здоровье; законы о детских садах и программах круглосуточного содержания детей. Законы о службах приходящих нянь; о государственном жилье. Законы о музыкальных школах и занятиях искусством для бедных. Законы о начальных вечерних школах для взрослых; о курсах по озеленению, разбивке парков и многофункциональных игровых площадок. Социальные работники сегодняшнего дня во многом заимствовали стиль, особый имидж от бескорыстных основателей сеттльментов. Умение подняться от эмпирии, практики, еще не обработанных социологических данных к глубоко продуманным, разветвленным, многофункциональным средствам социальной защиты. К продуманным политическим акциям, несущим в себе экономическое и нравственное содержание. В эту структуру прекрасно вписывается высоконравственная программа в сфере социальной работы под общим названием «Война с бедностью». Данная программа была разработана выдающимися учеными и политиками под руководством незабвенного президента США Джона Кеннеди. Зарубежные ученые отмечают следующее знаменательное событие в жизни Соединенных Штатов Америки: речь идет об объединении местных центров социальной работы или сеттльментов, состоявшемся в 1979 году. Сегодня, и это очень отрадно в аспекте благотворительности и демократизма, во многих социальных учреждениях подобного типа особое внимание уделяется клиентам, представляющим низший класс. Речь идет о немощных, бедных пожилых людях. К этой же категории относятся представители неполных семей, находящиеся на грани бедности. В самом низу этой социальной лестницы – бесправные и неимущие. Зарубежные ученые пишут о, так называемых, «фрачных» тенденциях, когда представители образованного среднего класса восстанавливают жилые кварталы в центре города с учетом лучших европейских стандартов. При этом, пользуясь своим социальным статусом и материальным достатком, самым беспардонным образом выселяют неимущих из их жилищ. В 1900 году, учитывая экстремальные социальные обстоятельства, лидеры сеттльментов и руководители местных центров социальной работы объединились в «городские федерации», дабы стать сильнее в своей борьбе за социальную справедливость в поддержку угнетенных. В 1911 году произошло важное событие, связанное с интересующим нас вопросом. Речь идет о создании «Национальной Федерации сеттльментов». В 1979 году состоялось объединение местных центров Америки в сфере социальной благотворительности. Ведущие представители этого мощного объединения отстаивали права женщин, боролись за мир, стремились утвердить гуманный закон о детском труде. Лидерами этого движения была Джей Адамс, Джулия Латроп, Мари Смихнович, Лилиан Уолд. Европейский, Методистский и Лютеранский общинные Центры имели малые признаки федерации и не были связаны с общенациональным объединением. В данных системах можно увидеть определенные ограничения в финансировании социальных служб, консерватизм в услугах с элементами фарисейства и ханжества, переориентацию на сугубо религиозные принципы вне светских, демократических, политических направлений. В то же время, в деятельности данных общинных центров можно увидеть и положительные факторы. В частности, их сотрудники обращали особое внимание на совершенствование путей дневного ухода за больными, престарелыми, инвалидами различных категорий. Разработали цикл особых мероприятий (социального, нравственного, медицинского характера), связанных с предотвращением подростковой беременности. Уделялось внимание и созданию рабочих мест для молодежи с учетом разнообразных профессиональных интересов и природных склонностей. Совершенствовалось обслуживание пожилых людей с учетом их вероисповедания, социального статуса, национальной принадлежности. В то же время, приоритетное финансирование было связано с поддержкой детей, подростков, взрослых, попавших в беду, пожилых людей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |