КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап. (к. 50-х гг. до наст. времени)
Теория социальной стратификации. Учение о социальной мобильности. Социальная мобильность – естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивида или групп, но и социальных объектов (ценностей), т.е. всего того, что создано или видоизменено человеком. Выделил виды мобильности: 1.по направленности: восходящая и нисходящая 2.по форме: коллективная и индивидуальная различал социальную мобильность в нормальные периоды и в периоды социальной дезорганизации (войны, революции и т.п.) 3 страты: политическая, профессиональная и экономическая.
Лекция 5.Социология XX столетия в России (советский период, «второе рождение» социологии как науки и предмета преподавания в учебных заведениях с 90-х гг. XX века).
4 этап. 1922-1930. Особенности: В начале 20-х гг. наблюдался бурный всплеск эмпиризма: интенсивно шел поиск методологического арсенала социологии, шел активный процесс накопления опыта организации прикладных социологических исследований. Но к середине 20-х гг. данные поиски были прерваны. В России формируется авторитарный режим, командно-административная система управления над всеми сферами общественной жизни. Начинается массовая высылка философов, социологов, психологов, экономистов из страны, снижение уровня гуманитарных наук. Основная направленность работ этого периода - стремление сформировать социологию марксизма и определить ее место в собственной марксистской идеологии. 1.Складывается антисоциологическое направление, которое полностью отрицает право социологии на самостоятельное существование. С сер. 20-х гг. усиливается идеологический и политический контроль, происходит подавление и упразднение социологического мышления. 2.С нач.30-х гг. при сталинском режиме социология объявлена буржуазной лженаукой, несовместимой с марксизмом и упразднена. Социологические методы конкретного исследования общества были изъяты, а эмпирические исследования свернуты. На конкретные изучения процессов и явлений общественной жизни был наложен строгий запрет фундаментальных прикладных исследований. Прикладные исследования в этой области знания были полностью прекращены. С этого момента важными составными частями социологии стали теория и категориальный аппарат. 3.Стали рассматривать социологию только в рамках философии в разделе истории марксизма. 1.Возрождение социологических исследований с наступлением хрущевской оттепели (50-60 гг). С оциология имеет двойственный статус. С 1 стор, были разрешены конкретные социологические исследования, с другой, социология как наука не признавалась. Социология до сер. 80-х годов получила определение как наука, занимающаяся конкретными социологическими исследованиями. Данный период характеризуется развитием специальных социологических теорий, большинство из которых носило лакировочный характер. В 60-е гг. прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета социологии. Только В к.80-х – нач.90-х гг. начался этап становления социологии как науки, ее институционализация. С 1985 г – начало перестройки – был снят запрет на развитие теоретической социологии и прекращено административное вмешательство в социологию. Социологические исследования рассматриваются как необходимые для решения социально-экономических задач развития. Факторы институционализации любой науки: - подготовка кадров - наличие печатного органа, публикаций - наличие академических учреждений - общественные организации (общество Ковалевского), проф-ные ассоциации, объединения - конференции, съезды. -в озникли новые исследовательские центры: Институт конкретных социологических исследований – Институт социологии РАН, отдел социологических исследований института философии, институт социально-экономических проблем - РАН. -в ряде вузов, начиная с 90-х начинает вводиться куры по прикладной социологии, учебники по социологии и ее истории). Большую роль в становлении социологии как самостоятельной науки в к 70-80 гг. сыграли такие ученые как Ядов, Харчев, Осипов, Кон, Здравомыслов, Левада, Давидов, Грушин, Тощенко. В 1985 – появляется журнал Социс. -россия завершает процесс институционализации социологии, ее отделение от философии и превращения в самостоятельную науку. Философия была лишена монопольного права на социальное познание общества. 1989 г – создано РОС (российское общество социологов) 2000 – российское общество социологов Ковалевского. Появились новые социологические журналы. Дисциплина социологии начинает преподаваться во всех вузах. На современном этапе социология признана как самостоятельная наука и полностью реабилитирована как идеологически, так и политически. В эти годы были проведены важные исследования по различным вопросам: -изучение проблем крестьянства, -обследования бюджета времени трудящихся -ряд работ обобщающего характера: по проблемам семьи (Харчев) -проведения прикладных социологических исследований: Ядов, Здравомыслов, Андреева, Осипов, Слепенков. -обработка первичной социологической информации: Бородкин, Шляпентох. -изучение проблем с/х: Заславская, Староверов. -развитие исследований в рамках отраслевых социологий: в сфере социологии труда (Давыдов, Подмарков) -изучение социальной структуры общества: Шкаратан, Сиземская, Лапин. -образ жизни: Безруков, Бестужев-Лада -проблемы рабочего и внерабочего времени: Грушин, Зборовский, Орлов. -социология личности: Кон, Харчев, Левада. -социология образования: Гуров. -социология общественного мнения: Грушин, Сафаров, Тощенко. -работы, посвященные истории социологии: Капитонов, Борисова, Медушевский. В последние годы в связи с включением социологии как обязательной дисциплины в учебные планы вузов наладился выпуск разнообразной литературы по социологии, начали издаваться различные справочники, значительно облегчилось знакомство с западной социологией.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |