Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многосторонние международные конвенции и соглашения




Законодательная база Российской Федерации в области охраны окружающей среды

КРОМЕ ТОГО, ПАРАЛЛЕЛЬНО С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ОРГАНОВ РАЗВИВАЛОСЬ И ПРИРОДООХАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

 

Лекция 2. Законодательная база РФ в области ООС. Международные соглашения. Закон «Об окружающей природной среде» и Закон «О ГЭЭ». Экологическая экспертиза как функция госуправления, изменения за период 1995-2010 гг.

Под правовой охраной природы понимается система юриди­ческих мер, направленных на сохранение окружающей среды, рациональное использование природных богатств, воспроизвод­ство природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружаю­щей среды. Цель правовой охраны природы — сохранить суще­ствующее биоразнообразие на планете, предотвратить наступле­ние вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы. Определить рациональный поря­док природопользования, создать оптимальную правовую базу для эффективного управления природными ресурсами — вот задачи, которые пытается решить действующее законодательство.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76) по предметам совместного ведения, к которым относится охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологи­ческой безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив­ные акты субъектов Федерации. Нормативно-правовая база в этой области на региональном уровне формируется на основе федеральных законов с учетом местных условий.

Основными источниками законодательной базы РФ в облас­ти охраны окружающей среды являются:

• международные договоры, конвенции, соглашения;

• федеральные и региональные (на уровне субъектов Россий­ской Федерации) законы;

• указы Президента и постановления (распоряжения) исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации;

• системы государственных стандартов (ГОСТ и СНиП) и ре­гиональных стандартов и нормативов;

• системы отраслевых стандартов (ОСТ, РД,СанПиН, ПДК, ОБУВ и др.);

• система межведомственной и ведомственной нормативной документации (инструкции, правила, порядок и т.п.).

Систему законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, образован­ную в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, демонстрирует табл. 1.2, при этом законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Таблица. Система экологического законодательства на федеральном и региональном уровнях

Российская Федерация Субъекты Российской Федерации
Федеральные законы, определяю­щие правовое регулирование на территории Российской Федерации     Законы субъектов Российской Федерации
Указы Президента Российской Федерации; постановления Государственной Думы Российской Федерации; постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации Постановления (распоряже­ния) органов представитель­ной и исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации
Система государственных стан­дартов (ГОСТ) и строительных норм и правил (СНиП) Система региональных стан­дартов и нормативов, межве­домственной и ведомственной нормативно-методической документации органов субъек­тов Российской Федерации
Система отраслевых стандартов (ОСТ, РД, НД, СанПиН, ПДК, ОБУВ и др.)    
Система межведомственной и ве­домственной нормативно-методи­ческой документации (приказы, положения, инструкции и пр.) федеральных органов исполни­тельной власти    

Всоответствии с Конституцией Российская Федерация осуще­ствляет в области охраны окружающей среды международное со­трудничество в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. При этом если международными догово­рами Российской Федерации установлены иные правила в обла­сти охраны окружающей среды и экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены федеральными законами, применяют­ся правила международного договора.

История международного права в области охраны окружающей среды начинается с Конвенции по охране дикой природы Афри­ки 1900 г. В России точкой отсчета принято считать 1911 г., когда была подписана Конвенция по охране котиков. В настоящее вре­мя существует множество многосторонних международных кон­венций и соглашений.

Международные конвенции вступают в силу на территории Российской Федерации в порядке и в сроки, предусмотренные в них или согласованные при подписании. В случае обязательнос­ти их действия на территории Российской Федерации они при­нимаются в форме федерального закона.

В Российской Федерации принят ряд федеральных законов, ратифицирующих международные документы.

1. Федеральный закон от 4 ноября 1994 г. № 34-ФЗ «О рати­фикации рамочной Конвенции ООН об изменении климата».

2. Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «О рати­фикации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением». Конвенция всту­пила в силу для Российской Федерации 1 мая 1995 г.

3. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. № 16-ФЗ «О рати­фикации Конвенции о биологическом разнообразии».

4. Федеральный закон от 24 мая 1997 г. № 79-ФЗ «О ратифи­кации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике».

5. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 26-ФЗ «О присо­единении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изме­нении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвен­ции о создании Международного фонда для компенсации ущер­ба от загрязнения нефтью 1971 года».

Российская Федерация также является участницей Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, Финляндия, 1991 г.). Она подписана Прави­тельством СССР 6 июля 1991 г. и подтверждена Правитель­ством РФ 13 января 1992 г. № Н-№ 11 ГПМИД России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.