Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Блок законов по природным ресурсам





II. Блок законов по экологической безопасности.

1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О сани­тарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Основы законодательства Российской Федерации об охра­не здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в редакции Федеральных законов от 2 марта 1998 г. № 30-ФЗ и от 20 декабря 1999г. № 214-ФЗ.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защи­те населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Федеральный закон от 5 июня 1996 г. № 86-ФЗ «О государ­ственном регулировании в области генно-инженерной деятельно­сти» (с изм. от 12 июля 2000 г. № 96-ФЗ).

5. Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «О рати­фикации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

6. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О без­опасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О без­опасности гидротехнических сооружений» (с изм. от 27 декабря 2000 г.).

8. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» (с изм. от 18 декабря 2006 г.).

III. Блок законов по радиационной безопасности населе­ния.

1. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об ис­пользовании атомной энергии» (с изм. от 10 февраля 1997 г.).

2. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиа­ционной безопасности населения».

3. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 29-ФЗ «О финан­сировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных про­изводств и объектов».

4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специ­альных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории».

1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ.

4. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».



5. Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. от 7 августа 2001 г.).

6. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озе­ра Байкал» (с изм. от 22 декабря 2000 г.).

7. Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ «Об ин­дексации ставок земельного налога».

8. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разгра­ничении государственной собственности на землю».

9. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелио­рации земель».

10. Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О не­драх» (в ред. от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ, с изм. от 8 августа 2001 г.).

11. Федеральный закон от 21 июля 1997 № 112-ФЗ «Об участ­ках недр, право пользования которыми может быть предоставле­но на условиях раздела продукции».

12. Федеральный закон от 23 декабря 1995 г. № 26-ФЗ «О при­родных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

13. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 169-ФЗ «Об осо­бо охраняемых природных территориях».

14.Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

15.Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внут­ренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

16. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О кон­тинентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. от 10 фев­раля 1999 г.).

17. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О террито­риях традиционного природопользования коренных малочислен­ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ, в гл. 26 кото­рого рассмотрены экологические преступления.

С 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации всту­пил в действие новый Кодекс Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Задачами законодательства об административных пра­вонарушениях являются, в частности, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охра­на окружающей среды. Вопросы защиты окружающей среды зат­ронуты в гл. 7 «Административные нарушения в области охраны собственности» и гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ.

 

4. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» заменил Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Структу­ра Федерального закона «Об охране окружающей среды» практи­чески повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», однако его содержание принципиально новое.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определений в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиаль­но новое определение государственного экологического монито­ринга. Также впервые в законе даны определения экологическо­го аудита, наилучшей существующей технологии и экологической безопасности.

Основные принципы охраны окружающей среды, сформулированные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воз­действия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Закон требует обеспечить сочетание интегрированно­го и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности.



Полностью изменены полномочия субъектов РФ в сфере от­ношений, связанных с охраной окружающей среды. Эти полно­мочия включают:

· разработку и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уров­не;

· организацию и осуществление в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации, государственного эколо­гического мониторинга, формирование и обеспечение функцио­нирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;

· государственный экологический контроль за объектами хо­зяйственной и иной деятельности независимо от форм собствен­ности, находящимися на территориях субъектов Российской Фе­дерации, за исключением объектов хозяйственной и иной дея­тельности, подлежащих федеральному государственному экологи­ческому контролю.

Существенные изменения претерпел раздел, посвященный методам экономического регулирования в области охраны окру­жающей среды.

К этим методам отнесены:

· разработка государственных прогнозов социально-экономи­ческого развития на основе экологических прогнозов;

· предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наи­лучших существующих технологий, нетрадиционных видов энер­гии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

· поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направ­ленной на охрану окружающей среды.

Законом ликвидирована система экологических фондов, но при этом сохранена плата за негативное воздействие на окружа­ющую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддержива­ется государством посредством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования.

 

В соответствии с требованиями нового закона в России была полностью изменена система нормирования в области охраны окружающей среды. Законом определено, что нормирование за­ключается в установлении нормативов качества окружающей сре­ды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также государственных стандартов и иных документов. Норми­рование осуществляется в порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации.

К нормативам качества окружающей среды Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физи­ческими и биологическими показателями состояния окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружаю­щую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы:

• допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

• образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

• допустимого изъятия компонентов среды;

• допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация как один из элементов осуществления экологиче­ски безопасной хозяйственной деятельности.

 

Принципиально изменен раздел, посвященный государствен­ной экологической экспертизе. В него в качестве самостоятель­ной статьи включена оценка воздействия на окружающую среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воз­действие на окружающую среду. Она осуществляется при разра­ботке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том чис­ле предынвестиционной, и проектной документации, обосновы­вающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с уча­стием общественных объединений. Впервые введена норма пра­ва о том, что порядок проведения экологической экспертизы ус­танавливается Федеральным законом «Об экологической экспер­тизе».

 

В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охра­ны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Она содержит принципиально новые статьи: «Тре­бования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»; «Требования в области охраны окружающей среды при размеще­нии, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»; «Требо­вания в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества».

 

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изме­нен порядок осуществления государственного экологического контроля. Теперь государственный экологический контроль осу­ществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, а не только органы государственной власти в области охраны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии России) (см. табл. 1.1). При этом перечень объек­тов, подлежащих федеральному контролю, определяется Прави­тельством Российской Федерации.

Новым законом внесен ряд изменений, касающихся ответ­ственности за нарушение законодательства в области охраны ок­ружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред окружающей среде возмещается в соответ­ствии с утвержденными в установленном порядке таксами и ме­тодиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осу­ществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими предписаниями могли приостановить или прекратить деятель­ность хозяйствующих объектов, то теперь требования об ограни­чении, о приостановлении или прекращении деятельности юри­дических и физических лиц, осуществляемой с нарушением зако­нодательства в области охраны окружающей среды, должны рас­сматриваться судом или арбитражным судом.

С 1992 г. после выхода Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» начали эффективно применяться экономиче­ские методы управления антропогенным воздействием на окружающую среду. В Законе 1991 г. был определен порядок уплаты платежей за воздействие на окружающую среду и их распределе­ния по бюджетам разных уровней. Поступающие в экологические фонды деньги служили финансовой основой выполнения приро­доохранных программ на федеральном, региональном и муници­пальном уровнях.

В новом законе порядок платежей вообще отсутствует. Кроме того, ряд природопользователей в 2001 г. оспорили в суде поря­док введения базовых нормативов платежей Правительством Рос­сии. Несмотря на то, что Конституционный суд подтвердил пра­вильность действий правительства, до настоящего времени про­цедура компенсационных платежей за загрязнение окружающей среды не определена.

Кроме платежей за загрязнение окружающей среды, в качестве экономических механизмов управления воздействием на окружа­ющую среду используются штрафные санкции за сверхнорматив­ное воздействие на окружающую среду в результате аварий, вы­званных проявлением природных и антропогенных факторов экологической опасности. Определение ущерба, нанесенного ок­ружающей среде, базируется на специальных методиках, которые, к сожалению, утверждены только на уровне отдельных ведомств.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.