Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общие законы





Экологическое законодательство Российской Федерации.

Одной из причин негативных экологических тенденций в Рос­сии является несовершенство правового инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками структуры природоохранитель­ных органов не способствует улучшению качества охраны окру­жающей среды. Устойчивый экономический подъем может значи­тельно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как ми­нимум двух негативных тенденций: природоемкости традицион­ных российских технологий и столь же традиционной экстенсив­ности хозяйствования.

Понятно, что усилия, предпринятые в какой-либо одной об­ласти права (совершенствование уголовного законодательства в области экологических преступлений, законодательства об адми­нистративных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговремен­но эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиво­речивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Каждое экологизированное правовое предписание Уголовно­го кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружаю­щей среды.

Правовые основы государственной политики в области охра­ны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное ре­шение социально-экономических задач, сохранение благоприят­ной окружающей среды, биологического разнообразия и природ­ных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации.



Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природо­охранное законодательство Российской Федерации.

Российское законодательство по ЭО включает большое число нормативно-законодательных документов, изданных различными ведомствами и использующих подчас различающуюся термино­логию, а подходы, рекомендуемые в этих документах, не всегда полностью соответствуют друг другу даже в том, что касается ос­новных понятий. Ключевыми нормативно-законодательными актами в области экологической оценки в России, несомненно, являются Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изм. от 15 апреля 1998 г.) и Поло­жение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации 2000 г. (далее — Положение об оценке воздействия). Они опре­деляют общие принципы, а также регулируют как права и обязан­ности участников процесса экологической оценки, так и порядок их взаимодействия.

Положение об оценке воздействия вводит ряд определений, принципов и подходов, объединяющих ее существующие элемен­ты в единую систему и показывающих возможные направления развития этой системы. В частности, Положение об оценке воз­действия характеризует национальную процедуру оценки воздей­ствия как собственно оценку воздействия, проводимую заказчи­ком, так и экологическую экспертизу. Само понятие оценки воз­действия намечаемой деятельности на окружающую среду по оп­ределению включает не только выявление и анализ возможных воздействий, но и разработку мер по их уменьшению, а также учет общественного мнения, что подразумевает взаимодействие с заинтересованными сторонами. Кроме того, Положение об оценке воздействия дает принципиально важные определения участникам оценки воздействия на окружающую среду, заказчи­ку, а также разъясняет понятие «материалы по оценке воздей­ствия».

Система ЭО содержит такие элементы, как государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспер­тиза, регулируемые экологическим законодательством, принци­пы и правила подготовки предынвестиционной, предпроектной и проектной документации, отраженные в СП и СНиП, ведом­ственных инструкциях, нормах участия общественности, содер­жащихся в законодательстве по градостроительству и землеполь­зованию, и т.д. Более того, многие из указанных выше элемен­тов регулируются не только на федеральном, но и на региональном уровне, а обилие ведомственных инструкций, порядков, пра­вил, положений предопределяет возможную внутреннюю проти­воречивость элементов этой системы.

Таким образом, утверждение процедуры ОВОС в России нача­лось не законодательным путем, не через основополагающий природоохранный закон, а через нормативную документацию органа государственного управления, регулирующего непосред­ственно подготовку проектной документации по реализации хо­зяйственной деятельности.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального приро­допользования определены в ряде действующих законов Россий­ской Федерации, которые условно можно разбить на четыре груп­пы.

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об эко­логической экспертизе» (с изм. от 15 апреля 1998 г.).

3. Федеральный закон от 9 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидро­метеорологической службе».

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защи­те прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.