Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии становления двигательного навыка




На основании анализа динамики внешней и внутренней структур двигательного навыка выделяют определенные фазы моторного обучения.

1 стадия - мысленное представление будущего действия, создаваемое путем воздействия через 1 или 2 сигнальную систему (методом показа или рассказа).

2 стадия - генерализации – начало обучения новому движению. Характеризуется наличием непрочной условной связи ДН в коре мозга, слабая помехоустойчивость. Несмотря на высокий уровень сознательного контроля, постоянно возникают ошибки. Внешняя структура ДН абсолютно нестабильна. Ограничение степеней свободы за счет фиксации всех суставов (формирование «мышечного замка») В реализации движения участвует большое количество мышечных групп, поэтому оно неэкономично, сковано. Мозг получает много необычной информации от различных рецепторов, в ЦНС активируется большое количество центров на всех уровнях. Происходит иррадиация (распространение) возбуждения по ЦНС.

3 стадия – концентрации – по мере упрочения ДН в ЦНС активируется все меньше нервных центров, тормозится лишняя афферентация, возникает стойкая синхронизация между активными центрами. ДН двигательного навыка. Он приобретает определенную степень надежности и помехоустойчивости. Сознательный контроль выражен слабее, чем во второй стадии. Внешняя структура становится все более экономичной и повторяемой, уменьшаются энерготраты, медленнее возникает утомление.

4 стадия - стабилизации - отличается снижением вариативности биомеханических параметров движения, стабильной внешней структурой ДН, оптимальной реализацией ДН. Это происходит за счет того, что «реактивные силы» из помех превращаются в полезные, обеспечивающие коррекцию запланированной траектории движения. Но сохраняется сознательный контроль, низка помехоустойчивость, в стрессовых условиях возможен возврат на предыдущие стадии ДН и ухудшение спортивной техники.

5 стадия – автоматизации – исчезает жесткий контроль за деталями движений. Человек не думает, как он выполняет движение. Филигранная отточенность движений, высокая помехоустойчивость, движение предельно эффективно и экономично. Энергозатраты минимальны и увеличивается выносливость. Сознание спортсмена направлено на другие стороны спортивной деятельности – максимальную скорость бега, слежение за действиями соперника и др. Однако сознательный контроль полностью не исчезает. Внезапное вмешательство экстремального фактора его обостряет.

Двигательный навык – сложный двигательный акт, который представляет цепочку двигательных рефлексов, которая называется ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП. При этом отдельные двигательные рефлексы возникают в определенной последовательности и с определенными временным интервалом.

В стандартных видах спорта (циклических, гимнастике, акробатике, тяжелой атлетике - жесткий стереотип. Стереотип отличается большой прочностью и обеспечивает высокий спортивный результат. Чрезмерно упроченный стереотип небезопасен (скоростной барьер в беге).

Жесткий стереотип невозможен в ситуационных видах спорта. Постоянно меняющаяся ситуация, действия соперника требуют принятия оптимального решения и адекватного использования имеющихся в арсенале памяти двигательных навыков и их эффективного сочетания в соревновательных условиях за счет экстраполяции. Спортивная техника основана на большом разнообразии двигательных навыков, в том числе имеющих короткое время реализации. Это позволяет осуществлять их разнообразные сочетания и формировать цепочку последовательных действий любой продолжительности для достижения необходимого результата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.