КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие
Память Индивидуальные особенности познавательных психических процессов ПРОЦЕССОВ, СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА СВЯЗАННЫЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХИЧЕСКИХ ТЕМА 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ, 1. Индивидуальные особенности познавательных психических процессов. 2. Некоторые детерминанты межиндивидуальных вариаций способностей и интеллекта. Подробно индивидуальная вариативность, связанная с особенностями психических процессов (эмоционально-волевых и познавательных), изучается в курсе «Общая психология». Поэтому мы лишь еще раз выделим основные параметры этих различий, которые проявляются в таких процессах, как память, восприятие, мышление, речь и др. Индивидуальные особенности памяти связаны прежде всего с типом памяти и ее качественными характеристиками и обусловлены такими факторами, как — тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека, специфика обучения, воспитания, особенности профессиональной деятельности, владение определенными мне- мотехниками и др. Индивидуальные особенности проявляются в следующих характеристиках продуктивности памяти: скорости, точности, объеме, длительности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала. Точность запоминания характеризуется степенью соответствия воспроизведенного тому, что запоминалось, и количеством сделанных ошибок. Длительность запоминания проявляется в долговременности сохранения заученного материала. Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в необходимый момент времен^ человек может вспомнить необходимую ему информацию. Индивидуальные особенности памяти связаны и с преобладанием определенного вида (двигательного, зрительного, слухового, смешанного) и типа (наглядно-образного и словесно-абстрактного) памяти. Ряд отечественных и зарубежных ученых выделяют еще один вид памяти — автобиографический. Это память об информации, относящейся к «Я». Исследователи подчеркивают существенные индивидуальные вариации по ней. Кро^е того, в работах Д. Рубин и его коллег были выявлены существенные различия в периоде детской амнезии первых лет жизни. Можно выделить следующие индивидуальные особенности восприятия: • Конкретность — абстрактность Абстрактные фиксируются на выделении, вычленении одной какой-нибудь стороны, свойства явления или предмета и отвлечение от остальных; конкретные привязывают свойство к конкретному предмету; • Аналитичность — синтетичность Аналитичныепроявляюттенденщдаквосприятиюотдельных частей, испытывая трудности при вычленении целостной структуры, и ориентируются на различие, синтетичные воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями; • Объективность — субъективность Объективисты обладают точные восприятием, в большой мере соответствующим объективной реальности; субъективисты дают субъективную интерпретацию воспринимаемого, в значительной мере искажающую реальность, привносят многое от себя; • Описательность — объяснителъность Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаясь объяснить суть воспринимаемого; лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии, всегда стараются объяснить увиденное или услышанное; • Цветоориентированность — формоориентированностъ • Визуальность — гаптичность Визуальные ориентируются на зрительные образы, гаптичес-кие — на осязательно-кинестетический канал информации. Существуют также индивидуальные особенности восприятия, связанные с преобладающей модальностью — визуальной, аудиаль- ной и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |