КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление. Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной
Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой. Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления. Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой. Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий. Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов. Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность
Среди всех видов способностей наиболее исследованными можно считать интеллектуальные. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Существуют модели интеллекта, предложенные Ч. Спирменом, Л. Терстоуном, Г. Гилфордом, Г. Айзенком, Д. Хорном и др. Относительно обусловленности уровня интеллекта генетическими особенностями и влиянием среды были получены весьма неоднозначные и противоречивые результаты. Одно из наиболее репрезентативных исследований коэффициента интеллекта было основано на данных призыва на военную службу в Дании. В процессе этого исследования все мужчины независимо от годности к службе выполняли тест по оценке интеллекта. Корреляция результатов тестирования среди родных детей, выросших вместе, составила 0,52, у родных детей, выросших в разных семьях, — 0,47, для сводных братьев и сестер, выросших порознь, этот показатель не превышал 0,22, а для приемных детей, выросших в одной семье, — 0,02. Таким образом, результаты данного исследования указывают на высокую наследуемость интеллекта. С другой стороны, можно вспомнить яркие исследования, касающиеся экспериментального изучения средовых влияний на интеллектуальные способности — от экспериментов с животными, воспитывающимися в обогащенной или обедненной среде до изучения приемных детей и воспитанников детских домов. В данном контексте заслуживают внимания и попытки экспериментальной проверки гипотезы психолога Стэнфордского университета (США) Р.Зайонца. Изучая многодетные семьи, этот автор предположил, что уровень интеллекта детей имеет тенденцию уменьшаться по мере возрастания количества старших братьев и сестер ребенка, особенно, если в семьях по 5-7 детей, по причине недостаточной возможности общаться со старшими вследствие их загрузки домашними делами по обустройству детей. Многочисленные исследования, направленные на поиск факторов, относящихся к средовым влияниям, детерминирующим особенности интеллектуальных способностей, позволяют выделить такие из них, как — наличие или отсутствие внутриутробных инфекций, полноценное питание, хорошие санитарно-гигиенические условия, грудное вскармливание, усыновление приемных детей интеллектуальными и обеспеченными родителями и т.д. Есть и неожиданные — например, родительская депривация, то есть лишение родительского попечения в раннем возрасте из-за утраты родителя. Удалось установить, что наряду с неблагоприятными последствиями (эмоциональные расстройства, асоциальное поведение и т.д.), ряд таких детей оказывается способным продуктивно пережить одиночество, находя прибежище в размышлениях и чтении. Сказанное выше подтверждает статистика. Среди выдающихся деятелей науки и искусства 28% в раннем детстве потеряли родителей (или одного из них), среди них — 22% нобелевских лауреатов, 41% выдающихся ученых, 45% премьер-министров Британии. В целом, по мнению ряда исследователей, изучение психогенетики интеллекта приводит к выводам о более низкой, чем предполагалось ранее, наследуемости интеллекта, и о более высокой обусловленности вариативности показателей средой. Подчеркивается превалирование следующих факторов — общесредовых особенностей, общесемейной среды, социально-экономического статуса, интеллекта родителей и т.д. Данные средовые влияния могут приводить к варьированию коэффициента интеллекта в размерах 20-25 пунктов. То есть, имея определенную генетическую обусловленность, интеллектуальные способности колеблются в указанных пределах в зависимости от средовых влияний; как только качество среды улучшается, уровень коэффициента интеллекта возрастает до верхней границы диапазона, и наоборот. Проведена также серия исследований, направленных на выявление взаимосвязи между 1) определенными индивидуально-психологическими особенностями и 2) уровнем интеллектуального развития и успешностью выполнения тестов на интеллект. Так, В. М. Русалов провел ряд исследований с целью нахождения зависимости между такими показателями темперамента как темп, эргичность, пластичность и успешностью выполнения тестов на интеллект. Данная зависимость была выявлена только у подростков, а также у лиц со сниженным интеллектом. Были предприняты также попытки выявить зависимость между успешностью выполнения тестов на интеллект и уровнем тревожности. В ряде исследований была получена положительная корреляция между уровнем тревожности и успешностью выполнения интеллектуальных тестов. Иными словами, при возрастании уровня На сегодняшний день при изучении факторов, связанных с возникновением одаренности и талантливости, учение столкнулись с весьма противоречивыми данными. С одной стороны, концепция генетической обусловленности одаренности не находит достаточно убедительного подтверждения. Потомки гениев, как правило, ничем не отличаются от обычных людей, то есть их необыкновенные качества не связаны с наследственными задатками (вспомним расхожее выражение — «на детях гениев природа отдыхает»). С другой стороны, воздействия внешней среды, связанные с возникновением особой одаренности, также не удается идентифицировать точно. Причем влияние хорошей среды наиболее сомнительно там, где под сомнением и влияние хорошей наследственности. В рамках дифференциальной психологии весьма активно обсуждается и вопрос о компенсации способностей, причем один из первых данную проблему поднял Б. М. Теплов. Им был указан социальный аспект компенсации. Так, Б. М. Теплов отмечал, что нет плохих и хороших типологических особенностей, каждая их них в разных ситуациях может иметь и положительное, и отрицательное проявление, соответственно, и человек, неспособный к одному виду деятельности, может быть способным к другому. Люди с разными задатками могут добиваться одинаково высоких социальных достижений (в различных областях культуры, искусства, спорта и т.д.) за счет компенсации одних способностей другими. Но это не тот вид компенсации, который обеспечивает одинаковые достижения людей в одном и том же виде деятельности, что достигается благодаря психофизиологическим механизмам компенсации, иллюстрацией действия которых может служить, в частности, компенсация недостаточной выносливости нервной системы высокой ее чувствительностью. В случае психофизиологической компенсации недостаточное развитие или выраженность одной способности может быть восполнено другой, связанной с ней — недостаточное распределение внимания компенсируется быстротой восприятия, недостаточная дифферен-цированность мышечно-двигательных ощущений — концентрацией внимания и быстротой двигательных реакций. Это истинные компенсации. К этому же виду можно отнести и случаи, когда равная выраженность у разных людей какой-либо комплексной (сложной) способности определяется различной проявленностью у них более частных способностей, являющихся компонентами первой. Еще одним видом компенсации, как подчеркивал Б. М. Теплов, выступает обеспечение эффективности деятельности знаниями, умениями, опытом. Например, отсутствие абсолютного музыкального слуха компенсируется наличием определенных приобретенных умений и навыков. А в школе В. С. Мерлина проблема компенсации способностей изучалась в связи с выработкой индивидуального стиля деятельности. В его школе одинаковая продуктивность деятельности субъектов с разными задатками определялась стилем деятельности, при выработке которого может происходить компенсация недостаточно выраженных способностей и качеств определенными способами деятельности. По мнению Е. П. Ильина, если требования деятельности к человеку максимальные, когда от человека требуется проявление максимальных возможностей, вряд ли можно говорить о возможности полной компенсации неразвитых способностей (иначе все люди были бы одинаково одаренными во всех видах деятельности). Если же ведущие для данной деятельности способности выражены неярко, то компенсация может обеспечить средний уровень успешности деятельности. РЕЗЮМЕ: Генетические и средовые (особенности обучения, воспитания, профессиональной деятельности) факторы детерминируют следующие индивидуальные особенности познавательных психических процессов:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |