Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип цикличности




Принцип прогрессирования воздействий.

Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной ак­тивности (по параметрам объёма и интенсивности) в процессе адаптации индиви­да к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомер­ный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повыше­нием функциональных возможностей организма и физических способностей. Он

Теория и методика физической культуры

 

выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используе­мых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагруз­ки, её объёма и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требо­ваний лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое за­дание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся. На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать адекватные ком­пенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физичес­кие нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации веге­тативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работос­пособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолиней­но-восходящая и ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упраж­нений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повы­шает "цену" адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональ­ных систем организма. При использовании больших энергоёмких физических на­грузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяю­щие долговременную форму адаптации. При.её целенаправленном формировании используют волнообразный и ударный варианты планирования. Волнообразный ха­рактер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обес­печивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия с целью профи­лактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физичес­ких нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хоро­шо адаптированных к объёмным и высокоинтенсивным нагрузкам.

Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитатель­ного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семи­дневный режим двигательной активности индивида. Он является основной струк­турной единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его содержа­ние предусматривает планирование развивающих занятий целевой направлен-но-сти и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный куму­лятивный эффект.

По мнению профессора Л. П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, представляет собой эмпирически оп­ределенную форму совершенствования функциональных систем организма, отве­чающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Целесообразность использования того или иного варианта микроцик­ла обусловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направлен­ностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индиви­да. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти-шести микроциклов, кото­рые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект. Структура ме-зоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой

Лекция 6 Методические принципы занятий физичекими упражнениями

решения текущих педагогических задач. Поэтому, параметры структуры мезоцик-лов, их виды весьма вариативны в соответствии с предикативными признаками пре­имущественного содержания этапа подготовки.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительного полугодичного, годичного и многолетнего цикла подготовки. Методологической основой технологии управления в макроцик­ле являются объективные биологические закономерности долговременной адап­тации индивида к физическим нагрузкам в процессе его эндогенного развития.

В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделе­ние обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последователь­ного приобретения состояния спортивной формы (готовности к максимальному результату), её реализации в соревнованиях и последующей утраты.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки дол­жен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически по­вторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достиже­нии кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроцик­лов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должны обеспечивать неук­лонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.