Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения




ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педа­гога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность учеников - учением. '.■■.'■■'■

Процессы учения и преподавания представляют собой две особые, хотя и взаи­мосвязанные, формы деятельности, в которых функции педагога и учеников строго разграничены. Функция педагога - передача знаний, умений, навыков, руководство процессом их усвоения, развития и воспитания занимающихся. Функция учеников - восприятие, осмысление, переработка знаний, накопление двигательного опыта.

Специфика обучения в физическом воспитании состоит в том, что основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении фор­мируются знания, двигательные умения и навыки необходимые во всех сферах че­ловеческой деятельности.

Способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками называют обучаемостью. Каждый человек обладает разной степенью обучаемости: один быстрее осваивает изучаемое двигательное действие, другой - медленнее. Способность к обучаемости обусловлена следующими факторами:

• сложностью изучаемого упражнения (количеством движений и фаз, сложнос­тью его ритмической структуры действия);

•двигательной одаренности индивида;

• накопленным двигательным опытом;

• половозрастными показателями;

• эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих зани­мающихся.

Каждое Двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигатель­ный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени.

В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их ки­нематическими, динамическими и ритмическими параметрами.

Овладение двигательным действием начинается с формирования системы зна­ний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом со­знании объективного мира, окружающей действительности.

В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним мож­но отнести следующие:

• о социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;

• об организме человека и влиянии занятий физическими упражнениями на него;

Теория и методика физической культуры

• о режиме дня, отдыха, питания, сна, гигиене одежды, обуви при занятиях физи­ческими упражнениями;

• о технике и тактике, требованиям к ним в различных видах спорта;

• о методике обучения двигательным действиям и развития физических качеств;

• о правилах поведения на занятиях, страховке, мерах предупреждения травма­тизма:

• о правилах и судействе соревнований, об оборудовании, уходе за инвентарем, подготовке мест занятий;

• о методике и организации самостоятельных занятий, самоконтролю и т.д.

Знания являются важным инструментом познавательной и практической деятель­ности в области физического воспитания, спортивной тренировки, физической рек­реации. Расширение объема и повышение качества знаний содействует: реализа­ции принципа сознательности в обучении; воспитанию познавательной активности занимающихся, их творческого отношения к выполнению учебных заданий.

Обычно выделяют два тесно взаимосвязанных между собой вида знания:

1. Наглядно-чувственные знания. Они выступают в форме различных представ­лений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и прочих). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или несколько от­дельных образов, каждый из которых будет отражать какой-либо элемент изучае­мого упражнения. Это элементарный уровень знания. Например, образ техники низкого старта будет состоять из представлений о положении тела и отдельных его частей на старте, во время выбегания со стартовых колодок, о направлении, ампли­туде, длительности, темпе и ритме движения.

На начальном этапе обучения ведущими в этом комплексе представлений явля­ются зрительные процессы. По мере повышения уровня овладения действием глав­ная роль в управлении движениями постепенно переходит к кинестетическим про­цессам.

2. Словесно-логические знания. Они выступают в форме понятий, законов, за­кономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности техники фи­зических упражнений, ее характеристик и др. Это уже более высокий уровень зна­ний. Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на практике. Между названы­ми этапами существует диалектическая взаимосвязь:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.