Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данные психологического эксперимента используются для описания динамики психического состояния больных в процессе терапии




Практические задачи.

Общетеоретические задачи патопсихологии.

1. Вопросы соотношения социального (психологического) и биологического в развитии человека.

2. Вопросы соотношения распада и развития психики.

3. Роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности: мышления, восприятия, памяти.

4. Установление и описание структуры психологического дефекта при различных психических, душевных заболеваниях.

 

Экспериментальная патопсихология – это часть патопсихологии, использующая экспериментально-психологические методы исследования. Патопсихологическое исследование имеет прикладное значение для решения следующих задач.

1. Данные патопсихологического эксперимента могут быть использованы для дифференциально-диагностических целей. Получение данных, необходимых для диагностики. Данные эти носят лишь вспомогательный характер, и имеют ценность лишь в сопоставлении с данными клинического наблюдения и, иногда, с результатами других лабораторных исследований (например, электроэнцефалографии).

Экспериментально-психологическое исследование способствует раннему выявлению симптомов заболевания и устанавливает их своеобразие.

ü Например, иногда при внешне неврозоподобной клинической картине заболевания патопсихолог при специальном исследовании находит изменения мышления и эмоциональности, характерные для шизофренического процесса.

ü Или при начальных признаках мозгового органического процесса патопсихолог обнаруживает признаки очагово-атрофического поражения головного мозга.

 

В этих случаях становится возможной наиболее ранняя диагностика психического заболевания. Особенно это важно в тех случаях, когда от сроков определения заболевания зависит эффективность лечения.

Нередко уточнение диагноза необходимо и при большой длительности заболевания, когда симптоматика уже сильно изменилась.

 

ü Например, при необходимости дифференцирования психопатии и психопатоподобного дефекта при шизофрении. Подобная диагностика существенна для определения стратегии лечения и для решения социальных вопросов, например, вопросов об определении трудоспособности больного. В этих случаях обнаружение в эксперименте личностных изменений и патологии мышления, присущих шизофрении, существенно упрощают задачу.

 

Ø динамическая характеристика состояния больного на различных этапах лечения.

Ø изучение действия фармакологических препаратов, прогноз результатов лечения и возможные побочные действия.

Патопсихологическое исследование может помочь здесь определить два фактора.

· Первый – прогностическое значение, то есть, какое состояние образуется у больного после лечения.

ü Например, если после того как шизофренический приступ уже прошел, а структурные расстройства мышления остаются, - это прогностически плохой признак. Он свидетельствует о ненадежности и непродолжительности улучшения и может быть основанием для более длительного периода приема лекарств, для более пристального наблюдения врачами и т.п..

· Второй - это роль структуры психического дефекта для определения последующих реабилитационных мероприятий.

3. Данные экспериментальной патопсихологии имеют большое значение при решении вопросов психиатрической экспертизы: трудовой, судебной и воинской. В рамках экспертизы, возможно, определить намеренное искажение результатов исследования (установочное поведение):

· симуляция - психически здоровый человек изображает наличие патологии

· диссимуляция - наличие у больного установки на преуменьшение степени выраженности имеющихся у него расстройств

· аггравация - установка на преувеличение имеющихся нарушений (в силу определенных причин, больной усиливает какие-то проявления болезни)

В судебной экспертизе встречаются ситуации, когда именно по результатам психологического исследования подсудимый может или быть освобожден от ответственности за содеянное, или получить многолетний срок тюремного заключения. Причем, в этом случае, именно результаты психологического исследования являются определяющими, хотя, они могут быть не, всегда однозначными.

ü Вспомните случай с В.Калоевым, который убил диспетчера аэропорта. Один из экспертов признал наличие патологического аффекта, а два других эксперта не признали. Калоев получил 8 лет тюрьмы.

Внешне менее драматичными могут быть истории, связанные с трудовой и военной экспертизой, но это только внешне. Ситуации, когда солдаты не выдерживают эмоциональное и физическое напряжение армейской службы и начинают стрелять в своих сослуживцев - нередки.

От трудовой экспертизы также зависят жизни и судьбы людей. Многие пациенты психиатрических клиник с большим трудом могут освоить другие виды деятельности, поэтому с точки зрения их адаптации в обществе лучше, если они остаются на своем рабочем месте. Но иногда это может быть опасным для других людей (диспетчер с «голосами», воспитатель, испытывающий непреодолимое желание потуже затянуть шарфик на ребенке). Решить вопрос о том, где реальная опасность, а где мнимая, во многом помогает экспериментально-психологическое обследование.

 

4. Использование данных патопсихологического эксперимента в психиатрической клинике детского возраста. Наряду с задачей дифференциальной диагностики и учета эффективности лечения, встает специфический для детской психиатрической клиники вопрос о прогнозе обучаемости.

Патопсихологическое исследование помогает решить - может справиться тот или иной ученик с программой общеобразовательной школы, или он нуждается в переводе во вспомогательные классы или в индивидуальном обучении.

 

5. Данные психологического эксперимента могут быть использованы при обосновании психологических рекомендаций и психокоррекции (например, при лечении неврозов, алкоголизма). Работа психолога нацелена не только на установление наличия того или иного нарушения познавательной или мотивационной сферы или характеристики измененной самооценки, уровня притязаний больного, но и на квалификацию скрытых возможностей больного.

Патопсихологическое исследование может дать информацию, которая поможет выбрать тот или иной метод психокоррекции. Также можно сделать и предположение об ориентировочных сроках психотерапевтической работы. Раньше, когда гипноз использовался очень широко, исследовался вопрос о степени внушаемости пациентов.

 

6. Патопсихологические исследования проводятся и с научной целью, для анализа еще недостаточно изученных патопсихологических проявлений тех или иных психических заболеваний. С этой целью проводится исследование больших групп больных, подбираемых по принципу наличия у них изучаемых симптомов.

В научных исследованиях большую роль приобретает статистика, и статистическая достоверность достигается за счет многочисленности исследуемой группы. (В исследовании одного человека достоверность достигается за счет того, что один и тот же параметр измеряется разными способами: как разными методиками, так и разными типами методик, например, опросники сочетаются с проективными методами)

 

При проведении патопсихологического эксперимента важную роль играет учет динамического принципа (т.е. учет изменений психопатологических проявлений в ходе течения болезни). Изучение психологической структуры того или иного патопсихологического синдрома оказывается более успешным, если учитывается стадия заболевания и сопоставления психологических данных, соответствующих разным стадиям, например, в дебюте болезни, в стадии максимальной выраженности клинических проявлений или при нарастании психического дефекта.

 

Как правило, психологические методы, используемые в целях диагностики, представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Но эти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного, а расширяют возможности этого анализа.

Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных методов ( опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установление и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на интеллектуальные и личностные.

 

Условно, все виды диагностических методов, используемых в патопсихологии, можно разделить на:

1. Клинические (дифференциально-диагностическую, топическую);

2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений психической функции;

3. Диагностику личностных особенностей пациента;

4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте;

5. Экспертизы (военно-врачебную, врачебно-трудовую, судебно-психиатрическую, медико-педагогическую; реабилитационную)

6. Психокоррекцию.

 

Патопсихологический эксперимент существенно отличается от других видов эксперимента, применяемых в медицине, например в физиологии, биохимии, микробиологии. Патопсихологический эксперимент, как и любой другой тип психологического эксперимента,— это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии (поскольку речь идет о патопсихологии). Для такого эксперимента характерно вызывание психических процессов в строго определенных условиях.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ЭПО) И ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Различают четыре этапа клинико-психологического исследования.

1. Первый - до знакомства с пациентом - этап формулирования клинической задачи. Необходимо предварительно ознакомиться с личностными особенностями больного, в т.ч. преморбидными, уже выявленными симптомами, социальными условиями его жизни, оценкой материальных и культурных обстоятельств, наличие сопутствующих соматических заболеваний. Нежелательно проведение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, натощак или сразу после еды. Повторные исследования лучше проводить в то же время, что и первичные. На этом этапе составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.

2. Второй этап - беседа с пациентом. Целью беседы является налаживание контакта с больным, выяснение того, как сам больной видит свое состояние и уточнение тех сведений, которые для психолога остались неясными.

Беседа всегда зависит от поставленной задачи и состоит из двух частей.

· Первая часть – экспериментатор разговаривает с больным, не проводя еще никакого эксперимента. Такая беседа может осуществляться до или после экспериментальной работы с больным.

Необходимо очень тонко подойти к вопросу о состоянии больного. В беседе следует учитывать отношение больного к ситуации эксперимента, если больной настроен негативно, следует убедить его в целесообразности исследования, показать, что оно будет иметь значение для самого больного в дальнейшем.

Несоответствие состояния и поведения больного в кабинете психолога и статуса, описанного врачом, дают важную информацию, позволяющую по-другому взглянуть на получаемые результаты обследования.

ü Например, если по записям врача больной весьма живой и активный, а при решении задач на скорость (например, при работе с корректурными пробами или таблицами Шульте) больной показывает результат, соответствующий грубому снижению внимания и темпа сенсомоторных реакций, то можно сделать предположение о симуляции или аггравации

 

Беседу нужно начинать с расспроса паспортных данных, на основании чего составляется первое суждение о состоянии памяти. Затем уточняется состояние памяти (кратковременная и долговременная - даты собственной жизни, исторические события, недавние события), оценивается внимание, характеризуется состояние сознания: ориентировка во времени, месте и собственной личности. Вопросы необходимо задавать в непринужденной, естественной манере, как в обычной беседе. Также выясняется отношение пациента к своему заболеванию и проблеме.

Адекватность отношения к себе и своему состоянию или, наоборот, недооценка его, имеют очень важное прогностическое значение.

ü Например. Пациентка 55 лет, кассир в универсаме. После ухода галлюцинаторных переживаний эротического содержания в результате лечения, все еще ждет появления своего возлюбленного и считает, что все это было «на самом деле». Не подошел он к ней, (чтобы объясниться в своих чувствах) из скромности. Это плохой прогностический признак - больная не имеет критики к болезненным переживаниям.

 

В дальнейшей беседе выясняются особенности личности (до заболевания и на настоящий момент), оценка происходящих изменений, оценка самочувствия, работоспособности, определяется культурно-образовательный уровень.

· Вторая часть беседы – это беседа во время эксперимента или общение с больным во время эксперимента. Общение может быть как вербальное (экспериментатор что-то говорит больному, указывает, подсказывает, хвалит, порицает и т.д.), так и невербальное (мимикой экспериментатор показывает больному хорошо или плохо он выполняет задание).

3. Третий этап - экспериментально-психологический. В ситуацию эксперимента или беседы всегда включают элемент наблюдения за поведением больного.

Экспериментатор должен успеть отметить, как больной входит (уверенно, неуверенно), как садится и сидит, как смотрит на экспериментатора.

Следует отметить, как больной принимает беседу, как он настроен. Отвлекается ли больной на посторонний раздражитель.

Выполнению каждого задания должна предшествовать инструкция, которая должна определять ситуацию исследования и обеспечивать сотрудничество психолога и пациента. Небрежно поданная инструкция может привести к неадекватным результатам. Инструкцию необходимо предварительно испытать до начала ЭПИ. Она должна быть максимально лаконичной, соответствовать умственным способностям пациента, исключать возможность разноречивого понимания. Инструкция не должна содержать сложных слов. Важно учитывать образовательный уровень испытуемого.

ü Например, больному, имеющему три класса образования. нельзя сказать: «здесь раскиданы числа в хаотическом порядке»

 

Многие методики необходимо подкрепить одним, двумя примерами.

Необходима полная и точная запись обстоятельств проводимого эксперимента, высказываемых пациентом суждений.

Если пациент не справляется с заданием, важно совместно обсудить причины этого. Очень важно фиксировать - КАК он не справляется.

ü Например, работая все с теми же таблицами Шульте, один больной будет работать вяло, потом вдруг остановится, а на вопрос, что случилось, скажет, что «надоело».

Другой будет работать в том же темпе, но у него будут дрожать руки, на лице появятся красные пятна, и он вдруг резко остановится, и скажет «Я не буду этого делать!».

Это совершенно разные ситуации, хотя темп деятельности и отказ от деятельности одинаковые. Но в первом случае – это вариант поведения шизофреника с выраженным эмоционально-волевым дефектом, а во втором – органика с обостренным переживанием своей несостоятельности.

 

4. Четвертый этап - составление заключения.

Итак, получены какие-то данные. Что теперь с ними делать? Необходимо качественно оценить всю полученную картину, выделив основные нарушения психической деятельности.

Для этого, данные по отдельным методикам должны быть обобщены и произведена оценка, что больше, а что меньше нарушено. К сожалению, для психолога, крайне редко бывает, чтобы картина была четкой и ясной. Адекватная оценка полученных данных – это вопрос не только квалификации, но и некоторого искусства.

Заключение всегда должно быть ответом на вопрос, поставленный перед психологом.

 

Единой формы заключения нет. Форма заключение не может быть стандартной, так же как не может быть одинаковых людей. Лаконичность или подробность этого заключения определяется как поставленными задачами, так и всякими банальными обстоятельствами, например, степенью загрузки психолога.

 

Тем не менее, есть некоторые Общие ориентировочные правила написания заключения.

 

1. В начале, пишется заголовок: ЭПО, ФИО, год рождения, может быть адрес. Затем, два заголовка: ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ и ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ, с перечислением всего, что туда входит.

2. Описание поведения обследуемого при беседе с психологом, его мимики, внешнего вида, отношение обследуемого к работе, Экспериментатор должен успеть отметить, как больной входит (уверенно, неуверенно), как садится и сидит, как смотрит на экспериментатора. Отвлекается ли больной на посторонний раздражитель. Также важно, как больной приступает к выполнению задания, принимает ли помощь экспериментатора и т.д. Реакция больного на подсказки экспериментатора, на его мимику – все должно быть отражено в протоколе, поскольку эти данные сопоставляются с теми данными, которые есть в истории болезни и с теми, которые получены собственно в эксперименте.

Патопсихолог должен фиксировать следующие аспекты:

Ø Особенности аффективного реагирования, мотивации, системы отношений больного - это мотивационный компонент деятельности.

Ø Отношение к факту обследования, к отдельным заданиям, к результатам и изменения поведения в процессе эксперимента.

Ø Как испытуемый реагирует на экспериментатора (заигрывает, пытается произвести впечатление), отношения к оценкам экспериментатора.

Таким образом, в этой части заключения представлены все впечатления психолога, полученные методом наблюдения, которые психолог считает нужным и важным сообщить о больном.

3. Описание полученных, при работе с методиками данных, с перечислением результатов по отдельным методикам. Форма, в которой эти данные сообщаются должна быть понятной для врача и не «перегруженной». Т.е. не надо писать в заключении «сырые» баллы, если только Вы не хотите этим сообщить что-либо особенное.

4. Затем следует собственно ЗАКЛЮЧЕНИЕ, где психолог выделяет ведущие патопсихологические особенности, так же, как психиатр, изучая клиническую картину заболевания, формирует из симптомов синдром. Т.е. психолог вычленяет в структуре психического дефекта обследуемого ведущий патопсихологический «синдром». Выводы, должны вытекать из данных отдельных методик, которые представлены в предыдущем разделе.

 

Заключение никогда не является простым повторением протокола исследования. Важна характеристика психического состояния на основании полученных данных, должны быть отмечены особенности поведения, отношение к исследованию, наличие установочного поведения, выделяются ведущие патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (например, темп реакций, истощаемость, устойчивость), описываются сохранные стороны психической деятельности.

Допускается приведение характерных ярких примеров. В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома). Заключение не должно быть категоричным по стилю утверждений.

 

Беседа и эксперимент должны содержать в себе элементы психокоррекции, больного следует одобрить, отметив, например, оригинальность исполнения задания, незначительность допущенных ошибок и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.