КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. История развития патопсихологии
Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решения больного. Построение психологического эксперимента должно дать возможность экспериментатору «вмешаться» в стратегию эксперимента, чтобы обнаружить, как больной воспринимает «помощь» экспериментатора. Один и тот же патопсихологический симптом может быть обусловлен различными механизмами, он может явиться индикатором различных состояний. Поэтому характер нарушений должен быть оценен в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования, т.е. необходим синдромальный анализ. Экспериментальные данные должны быть надежны. Результаты эксперимента должны дать не столько количественную, сколько качественную характеристику распада психики. Принципы патопсихологического исследования. 1. Системный и качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями общей психологии. Психические процессы формируются прижизненно по механизму присвоения общечеловеческого опыта, поэтому патопсихологический эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. Он направлен на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления.
2. Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить экспериментальные исследования, чтобы они отражали сохранность или нарушение этих параметров.
6. Психологическое исследование в клинике может быть приравнено к «функциональной пробе». В ситуации патопсихологического эксперимента роль функциональной пробы могут играть те задачи, которые в состоянии актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность.
7. Патопсихологический эксперимент должен актуализировать не только умственные операции больного, но и его личностное отношение. Психическое и психопатологическое явление могут быть поняты на основе учета отношения человека к работе, его мотивов и целей, отношения к самому себе.
8. Патопсихологический эксперимент является по существу взаимной деятельностью, взаимным общением экспериментатора и испытуемого. Поэтому его построение не может быть жестким. Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности больного.
Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы, как нарушено течение психических процессов. В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики, основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики. К деятельности патопсихологов полностью применимы деонтологические требования, предъявляемые обычно к психиатрам. Ø Одно из них — исключительно важное, заключается в сохранении профессиональной тайны. Свои результаты и диагностические соображения патопсихолог сообщает только психиатру, направившему больного на исследование. Патопсихолог не может делиться своими предположениями относительно диагноза, лечения и прогноза с родственниками больного. Ø Патопсихолог не должен забывать и об ответственности, которую накладывает на него профессия, так как неверное заключение может способствовать нанесению ущерба больному как при неправильно назначенном лечении, так и в случаях принятия неадекватных мер социально-правового порядка. Ø Патопсихологическое исследование не должно быть ятрогенным. После проведения исследования у больного не должны возникать мысли о своей психической несостоятельности в связи с поведением исследующего. Напротив, патопсихолог всегда должен сохранять в беседе с больным максимальную психотерапевтичность, способствовать оптимистическим тенденциям и установкам больного в прогнозе течения заболевания и результатов лечения.
Понятно, что как и при любой деятельности, где участвуют двое, отношения между ними важны для результатов их совместной деятельности. Но в патопсихологическом эксперименте это особенно важно. Здесь от качества отношений между пациентом и психологом во многом зависит качество результата. Если пациент не захочет работать вместе с этим специалистом, то специалист не получит сведений, которые ему нужны. Следует помнить, что сама ситуация обследования является стрессом для пациента. Возможно, он впервые находится в больнице, он растерян, подавлен, или - злобен, считает, что все, что произошло – насилие, нелепость. Психолог для такого пациента – часть злобного, преследующего его мира, враг. А Ваша задача – стать тем человеком, кому он доверяет, от кого он будет ожидать помощи.
Пациенты бывают очень разными, и ко всем желательно найти подход. То, с каким пациентом нам придется работать – это вне нашего влияния. Но достаточно хорошо известно, какими качествами должен обладать психолог.
Ø Желательно, чтобы он был выдержанным, терпимым к чужому мнению, доброжелательным по отношению к пациентам, тактичным, а также культурным, широко эрудированным. Ø Его решения должны быть взвешенными, он не должен, формируя гипотезу, увлекаться ей и подгонять под нее полученные результаты. Ø Его расспросы о мотивах того или иного ответа должны быть тактичны, чтобы не напрячь и не испугать пациента. Ø Он не должен своим давлением или высокомерным видом провоцировать протестные реакции пациента. Ø Особо важно умение сохранять невозмутимость, даже при явно провоцирующем поведении больного. Проявлением своего раздражения никогда не удается изменить негативную установку пациента, скорее, это только усилит нежелание сотрудничать. Ø Также, услышав вычурный и нелепый ответ пациента, не стоит делать выразительное лицо и сообщать о своем изумлении. Ø Задача патопсихолога способствовать как можно более полному проявлению пациента в ситуации эксперимента. Важно, чтобы собственные эмоциональные реакции психолога не вмешивались в эксперимент, и не влияли на восприятие и оценку полученных данных.
Контрольные вопросы для повторения и самопроверки: 1. Место патопсихологии в психологии и медицине, междисциплинарные связи патопсихологии. 2. Различия между патопсихологией и психопатологией. 3. Прикладное значение и практические задачи патопсихологии. 4. Перечислите и раскройте виды патопсихологической экспертизы. 5. Раскройте понятия: Симуляция, диссимуляция, аггравация 6. Принципы построения патопсихологического исследования и его место в психиатрической клинике. 7. Этапы клинико-психологического исследования и их характеристика. 8. Раскройте суть 1 этапа клинико-психологического исследования 9. Раскройте суть 2 этапа клинико-психологического исследования 10. Раскройте суть 3 этапа клинико-психологического исследования 11. Как Вы понимаете один из принципов патопсихологического исследования: «необходимость синдромального анализа»? 12. Беседа патопсихолога с больным, и наблюдение за его поведением во время исследования. 13. Структура и стиль патопсихологического заключения, отражение результатов клинико-психологических и экспериментально-психологических исследований. 14. Этические принципы и деонтологические аспекты деятельности патопсихолога. 15. Что такое ятрогения?
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Блейхер В.М. Патопсихологическая диагностика. http://www.koob.ru/ 2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Москва-Воронеж, 2002. 3. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика, обучение. М.-СПб., 2003. 4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. http://www.koob.ru/ 5. Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Лебединский В.В. (ред.) Практикум по патопсихологии: Учебное пособие. М., 1987. 6. Кабанов М.М., Личко А.Е. (ред.) Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. 7. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. http://www.koob.ru/ 8. Патопсихология: учебник / Е. А. Орлова, Р. В. Козьяков, Н. С. Козьякова. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 235 с. 9. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) – М.: Апрель-пресс, Психотерапия, 2007. – 224 с. 10. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: Общая, клиническая патопсихология. Ростов-на-Дону, 2003. 11. Собчик Л.Н. Практикум по психодиагностике. СПб., 2003. 12. Этический кодекс Российского психологического общества // Российский психологический журнал. 2004. Т.1. №1. С.37-54.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |