КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение системы принципов уголовного процесса, их разработки и внедрения в правосознание
... раскрываются по трем направлениям: (1) для законодателя и законодательствования; (2) для правоприменительной деятельности участников уголовного процесса; (3) для формирования общественного и индивидуального правосознания. Раскроем содержание каждого из этих направлений. 4.1. Для законодателя и законодательствования: Существование научно обоснованной, адекватно и строго отражающей сущность УСП системы его принципов и значение ее законодателем способствует обеспечению преемственности в законодательствовании и непротиворечивости законодательства. Идеи, закладываемые во вновь издаваемые нормы должны соответствовать (или - в случае их очевидной новизны, - по крайней мере, не противоречить) идеям, составляющим действующую систему принципов УП. 4.1.1. Если, конечно, в намерения законодателя не входит разрушить национальную систему УСП и заменить ее другой. 4.1.2. Отступление от этого требования влечет за собой (1) дисгармонию, что еще можно было бы пережить; (2) дисфункциональность, что пережить значительно труднее, - в системе уголовно-процессуальных норм. Рано или поздно такая дисфункциональная, шагающая не в ногу, норма отменяется. Приведу пример. В августе 1966 г. в связи с Указом ПВС СССР от 26 июля 1966 г. "Об усилении ответственности за хулиганство" в УПК РСФСР был внесен "раздел девятый - Производство по делам о хулиганстве". Сейчас этот раздел именуется уже иначе. Дело, однако, не в разделе в целом. Дело в одной из его статей. Первоначально раздел включал в себя ст. 418. (2) В отношении лиц, задержанных за хулиганские действия, в качестве меры пресечения до рассмотрения дела в суде, как правило, избирается содержание под стражей. (3) В отношении лиц, задержанных за совершение преступления, предусмотренного частью первой ст. 206 УК РСФСР, до возбужденияуголовного дела и рассмотрения его в суде избирается мера пресечения в соответствии с частью второй настоящей статьи. Не кажется ли Вам, что такая норма вступает в противоречие с принципом обеспечения законных интересов личности: уголовное дело еще не возбуждено, а мера пресечения уже избирается. Да еще как правило. Да еще такая жестокая как заключение под стражу. Каковы же последствия такой дисгармонии? Ст. 418 в полном объеме из кодекса исключена Указом ПВС РСФСР от 11 марта 1977 г. (ПВС СССР - Указ от 08.02.77 г.). 4.1.3. Однако идея живуча. Она вновь всплывает в 1994 г. Указ ПРФ N 1226 О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности начертано: к подозреваемым и обвиняемым по указанным преступлениям в качестве МП не применяется подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных организаций и залог. Что же осталось в ст. 89 после вычитания? Правильно - заключение под стражу. Более того, разрешено задержание до 30 суток. Однако система - принципы устойчивы (обеспечение законных интересов личности) - вновь реагирует. Постановление Пленума ВС РФ N 9 от 24.09.94 распространяет право обжалования ареста на задержание. 4.2. Для правоприменительной деятельности, для тех, кто применяет УП нормы, для УУП. Существование научно обоснованной адекватно и строго отражающей сущность УСП системы его принципов и знание ее УУП значимо по следующим направлениям: (1) позволяет правоприменителю проникнуться духом законодателя при толковании норм права; помните: один и тот же дух должен осуществлять законы и судебный процесс; (2) позволяет в соответствии с сущностью всей отрасли права толковать отдельные нормы его, недостаточно определенно и четко сформулированные в тех или иных нормативных или инструктивных актах; (3) позволяет в соответствии с сущностью права, укрепляя внутреннее единство его, толковать конфликтующие между собой нормы УУП. Пример конфликтующих норм: ст. 2 - ст.ст. 6-10 УПК; (4) для толкования, в том числе при пробелах в законодательстве. Поскольку в концепции отечественного уголовного права, как материального, так и процессуального, твердо установилась позиция, что аналогии в праве нет. То в случае отсутствия нормы, предусматривающей конкретную ситуацию, применяется не наиболее подобная, а более общая. А если таковой нет - то принципы УП. 4.3. Для формирования правосознания. Социологические исследования показывают, что более усваиваются и прочнее приживаются в правосознании не конкретные нормы, а именно принципы права. Незнание некоторых фактов вполне искупается знанием некоторых принципов. 4.4. Для слушателей, и преподавателя. Значимы все три названных направления. Кроме того. Слушатель имеет возможность проконтролировать преподавателя: соответствуют ли предлагаемые им в последующем решения системы принципов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |