КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический контроль
Основные методы и методики врачебного контроля (осмотра) при обследовании занимающихся физическими упражнениями и спортом Периодичность врачебного контроля Студенты, занимающиеся физическими упражнениями и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинское обследование. Как уже указывалось, первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к занятиям физическими упражнениями и спортом. Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько объем и интенсивность нагрузки соответствуют состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс. Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм. Кроме того, они позволяют определить состояние здоровья и тренированности на данный момент времени, установить наиболее целесообразный режим жизни и тренировок, необходимый для восстановления спортивной работоспособности, а также исключить участие в спортивных соревнованиях недостаточно подготовленных студентов. Установленная периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации спортсмена и от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год, а участники, например, соревнований по марафонскому бегу спортивной ходьбе на 50 км, лыжному бегу на дистанциях 50 км и более, участники многодневных велосипедных гонок, дальних заплывов и т.п., кроме того, обследуются дополнительно накануне дня соревнований. Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр. Основные методики врачебного контроля направлены на оценку физического развития и возможностей функциональных систем, определяющих эффективность двигательной активности. К основным методам исследования относятся: метод опроса и анкетирования (анамнез), инструментальный при помощи различной аппаратуры и инструментов (длина тела ростомер; масса тела – весы медицинские; сила кисти, сила мышц разгибателей спины – ручной (кистевой) и становой динамометры; при необходимости исследование биотоков сердца электрокардиограф и т.д.), визуальные наблюдения. Оценка физического развития определяется по состоянию основных тканей организма, по формам и размерам тела и его отдельных частей, по функциям организма. Физическое развитие определяется методами наружного осмотра, антропометрии и др. С помощью наружного осмотра оценивается состояние кожи, скелета, мускулатуры и общая осанка. Для характеристики телосложения определяется форма спины, грудной клетки, живота, ног. Цвет кожи. Различают нормальный, загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и лице – признак малокровия и сердечно-сосудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена веществ. При наружном осмотре определяется наличие или отсутствие посттравматических и подобных изменений в скелете и мускулатуре, а также общая осанка. Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях и травмах костно-мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен. Форма спины бывает нормальная, круглая, плоская и седлообразная (см. рис. 1). Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3–4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом, вперед – лордозом. При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кифоз грудной части позвоночника (сутулость). При круглой форме спины человек часто имеет впалую грудь, опущенные и выступающие вперед плечи, отстающие от грудной клетки лопатки. Плоская форма спины характеризуется сглаженными и смещенными вверх естественными изгибами позвоночника, при этом грудная клетка уплощена и несколько выдается вперед, живот втянут. При резко выраженных грудном кифозе и поясничном лордозе образуется седлообразная (кругловогнутая) форма спины. Форма грудной клетки бывает коническая цилиндрическая и уплощенная. Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров. У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для тех, кто не занимается спортом, характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка.
Рис. 4. Формы спины: а — нормальная; б — круглая; в — плоская; г — седлообразная Рис. 5. Формы живота: а – нормальный; б – отвислый, в – втянутый Форма живота зависит от развития мышц брюшной стенки и от толщины слоя подкожной жировой клетчатки. Различают нормальную, отвислую и втянутую формы живота (рис. 5). Отвислая форма живота вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.). Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении. Форма ног наблюдается нормальная, Х-образная и 0-образная (рис. 6). Рис. 6. Формы ног: а – нормальные; б – х-образные; в – 0-образные
О- и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний в детстве (рахит и др.), недостаточного развития мышц. В отдельных случаях возможно некоторое визуальное исправление Х- и О-образных ног за счет специальных упражнений, наращивающих отдельные группы мышц на нижних конечностях. Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плоская (рис.7). Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков. В лечебной физической культуре разработан ряд комплексов специальных упражнений на увеличение свод части стопы с целью уменьшения или снятия болезненных ощущений при ходьбе и беге. При наружном осмотре по внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека. Различают астенический, нормостенический и гиперстенический типы сложения (рис. 5). Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями узкими плечами, длиной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, Слабо развитыми мышцами. Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани. Признаками гиперстенического типа являются: Короткие Конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая Грудная клетка, достаточно развитая мускулатура. Рис. 7. Формы стопы: а – полая; б – нормальная; в – уплощенная; г - плоская С помощью специально подобранных физических упражнений можно сгладить некоторые нежелательные признаки или отклонения в телосложении. Антропометрические измерения уточняют и дополняют данные наружного осмотра. Антропометрические измерения желательно проводить в одно и то же время суток, обследуемый должен быть в трусах или обнажен. Измеряются рост (или длина) тела стоя и сидя; вес (масса) тела; обхват шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра и голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти, жироотложение. По формуле КП = ((L1– L2)/ L2) х 100 (где КП – коэффициент пропорциональности, L1 — длина тела стоя, см; L2 — длина тела сидя, см) можно рассчитать коэффициент пропорциональности телосложения. В норме он у мужчин и женщин колеблется в пределах 87—92%. Обычно у женщин КП несколько ниже, чем у мужчин. Лица с меньшим КП имеют, при прочих равных условиях, более низкое расположение центра тяжести тела. Это дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих устойчивости тела в пространстве (борьба, горнолыжный спорт и др.). Высокий КП дает преимущество в беге, прыжках и др. Рис. 8. Типы сложения: а – астенический б – нормостенический; в – гиперстенический Жизненная емкость легких измеряется с помощью спирометра. Обследуемый предварительно 2–3 раза делает глубокий вдох и выдох, а затем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измерение проводится три раза, учитывается наибольший показатель. Как уже отмечалось, средние величины жизненной емкости легких составляют: у мужчин – 3500–4200 см3, у женщин 2500–3000 см3. У спортсменов эта величина может достигать: у мужчин – 7000 см3 и более, у женщин – 5000 см3 и более. Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге). После 5–7 мин отдыха в положении сидя следует сделать полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80–90% от максимального) и задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Продолжительность задержки дыхания в большой степени зависит от волевых усилий человека, поэтому в задержке дыхания различают время чистой задержки и время задержки, обусловленное волевым компонентом. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). Здоровые взрослые нетренированные люди задерживают дыхание на вдохе в течение 40–50 с (женщины) и 50–60 с (мужчины), а тренированные спортсмены – от 60 с до 2–2,5 мин. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении – снижается. Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные могут задержать дыхание на 20–30 с (женщины) и 30–40 с (мужчины), а тренированные – до 90 с и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе сокращается. При проведении самоконтроля студенты могут воспользоваться этими двумя простейшими дыхательными пробами, позволяющими в известной степени получить представление о состоянии дыхательной и сердечнососудистой системы. Показателями функционального состояния сердечнососудистой системы и ее реакции на психофизические нагрузки являются пульс, ортостатическая проба, одномоментная и комбинированная пробы. Частота сердечных сокращений (ЧСС, или пульс) – важный интегральный показатель функционального состояния организма. Пульс рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и то же время суток в состоянии покоя, лучше всего утром в положении сидя. Наблюдать пульс следует также до тренировки (за 3–5 мин) и сразу после нее. Резкое учащение или замедление пульса по сравнению с предыдущими показателями может быть следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания или тренером и врачом. Рекомендуется также следить за состоянием ритма и степенью наполнения пульса. Пальпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту. Имея эту информацию, можно на каждом занятии определять и регулировать интенсивность нагрузки. По продолжительности восстановления исходной величины пульса после большой физической нагрузки можно судить об успешности восстановительных процессов в организме. Если же в течение 20–30 мин исходная величина пульса не восстанавливается, значит, в организме наступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к данной физической нагрузке, к ее объему или интенсивности, Это требует внесения коррекции в учебно-тренировочную программу. Достаточно информативной является динамика ЧСС при выполнении так называемой ортостатической пробы, провести которую в состоянии любой человек. Для этого нужно выявить разницу частоты сердечных сокращений в положении лежа и через 1 мин после спокойного вставания, Если разница больше 20 удар/мин, значит, организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т.е. имеется остаточное утомление. Эта проба очень удобна при самоконтроле. Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке З мин. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично — 20 и менее, хорошо –21–40, удовлетворительно – 41–65, плохо – 66–75; очень плохо – 76 и более. В практике врачебного контроля применяется и комбинированная проба: 20 приседаний в течение З0 с, 15-секундньгй бег на месте в быстром темпе (180 шагов в мин). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость. Для измерения силы мышц кисти используется ручной динамометр, который берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится в сторону. Из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах. Становая сила мышц разгибателей спины измеряется становым динамометром. Его ножка закрепляется на полу (или на нее становятся ногами), ручка устанавливается на уровне коленей. Обследуемый должен равномерно, без рынков тянуть за ручку с максимальной силой, сохраняя прямыми руки и ноги (рис. 9). Становую силу нельзя измерять при болях в пояснице, при повреждении мышц живота и спины, а у женщин – во время менструации и при беременности. В особых случаях для определения осанки и пропорции тела производится фотографирование обследуемых в разных положениях (лицом, спиной, боком) на фоне специальной сетки (метод биофотометрии, рис. 10). Такой подробный обзор методов и методик врачебного контроля сделан по той причине, что многие из них могут быть использованы каждым студентом при самоконтроле.
Рис. 9. Измерение становой силы
Рис. 10. Сетка для биофотометрии Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой а спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий. Задачи, виды, содержание и методы педагогического контроля изложены по А.И. Зайцеву. Задачи педагогического контроля: • оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки; • осуществление плана тренировки; • установление наиболее информативных контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности занимающихся или спортсменов (физическую, техническую, тактическую, теоретическую); •выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование возможных достижений отдельных занимающихся или спортсменов; • отбор талантливых спортсменов. Виды педагогического контроля: • поэтапный – оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе; • текущий – определять повседневные изменения в подготовке занимающихся; • оперативный экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент. Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний: • перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма; уровня его тренированности); • текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности); • оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.). Основное содержание педагогического контроля: • контроль за посещаемостью занятий; • контроль за тренировочными нагрузками; • контроль за состоянием занимающихся; • контроль за техникой упражнений; • учет спортивных результатов; • контроль за поведением занимающихся во время соревнований. Методы педагогического контроля: анкетирование занимающихся, анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |