Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление древнегреческой философии: фюсис, логос, бытие




Тема 5. Античная философия: космоцентризм.

Вопросы:

1. Становление древнегреческой философии: фюсис, логос, бытие.

2. Философия Сократа: поворот к человеку. Знание и добродетель.

Философия Платона: открытие идеальной реальности, учение о познании.

3. Аристотель: философия как система знания.

 

Античная философия – это совокупность древнегреческой и древнеримской философии с VII в. до н.э. до III в. н.э.

В античной философии можно выделить три основных периода:

1. Досократовская философия (7-5 вв. до н.э.)

представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен),

учением Гераклита Эфесского и Пифагора,

элейской школой (Парменид, Зенон),

учениями Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур);

2. Расцвет философии (5-4 вв.до н.э.) –

учения софистов и Сократа, Платона и Аристотеля;

3. Эллинистически-римская философия (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.) – философия эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма и др.

 

Основные проблемы античной философии.

Исследование первоначала (архе, первоосновы, сущности) мира.

Натурфилософия (или учение о природе, позднее – физика) милетских философов, Гераклита, атомистов обосновывала материалистическую модель мира. В основе модели находились материальные «начала» («вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «апейрон» Анаксимандра, «огонь» Гераклита, «4 элемента-корня» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Природа (фюсис) и все её вещества состоят из этих начал, сами же они неделимы, вечны, подвержены вихрям, столкновениям, организации в упорядоченный Космос. И хотя природа непрерывно изменяется, её первоначало (фюсис) остается неразрушимой основой мира.

Милетская школа: Фалес, 625–547 гг. до н.э., Анаксимандр, 610–546 гг. до н.э., Анаксимен, 588–525 до н.э..

Эмпедокл, 490–430 гг. до н.э.;

Анаксагор, 500–428 гг. до н.э.;

Демокрит, 460–370 гг. до н.э., материалист, основоположник атомизма

 

 

Гераклитовская картина мира ( аналогична даосской картине мира) основана на утверждении, что мир есть вечно живой огонь, источник энергии, который приводит к превращениям, противоборствам. Философская модель вечного становления мира, в которой противоположности играют роль необходимого источника изменений называется диалектикой. Однако в целом существует единый мировой порядок – космический Логос, гармония, целое. Космос как вечно живой огонь и логос – гармоничный порядок вещей складывается в результате борьбы противоположностей.

Гераклит Эфесский, материалист, создатель учения о Логосе, 520–460 гг. до н.э.

 

Гераклит представил онтологическую трактовку Логоса как всеединого гармоничного и неизменного Целого, внутри которого все вещи и субстанции «перетекают» друг в друга, находятся в противоборстве и непрерывном обновлении. Онтологическая трактовка Логоса представлена и у стоиков (учение «стоицизм»). Стоики утверждали, что космос – это живой целесообразно устроенный, единый и саморазвивающийся организм. Субстанция – это пассивное бескачественное вещество, логос – всепроникающее активное начало, бог, имманентная сила природы. Все люди – граждане Космополиса, должны совершать нравственные поступки, согласуемые с мировым логосом, природой. В этом заключается счастье, главный смысл человеческой жизни. Идеал стоиков – мудрец, достигший высшей гармонии и соответствия с логосом и проявляющий добродетели и бесстрастие. У Платона, Аристотеля и неоплатоников Логос – это нематериальный, умопостигаемый перводвигатель, Бог.

Структура миропорядка представлена греками в категориях Единое, Целое, Монада (символ Бога, мировой порождающей силы, мужского начала), «субстанция» и «субстрат». Субстрат – это основа, носитель всех свойств системы. Субстрат сознания – это мозг (по Аристотелю), или – кровь (по Эмпедоклу). Субстрат жизни – молекула и ДНК (согласно современной науке). Демокрит создал атомистическую модель мира. Он представлял мир как упорядоченное движение атомов, их сцепление и организацию в предметы, объекты природы. Так Демокрит представлял бытие (совокупность атомов) и противопоставлял ему Ничто (пустоту).

Ничто или «Иное» также лежит в основе мира в философской модели Платона и Аристотеля. Единство «идей» (эйдосов – образцов вещей) – это бытие, а «Ничто» (антимир) – это материя (чистая возможность, потенция, неосуществленность). Противопоставление мира и антимира имело важное значение для понимания происходящего. Мир представлялся двойственным и противоречивым. Современная наука утверждает, что «порядок» спонтанно рождается из хаоса, для всех заряженных элементарных частиц существуют античастицы и отличаются они только знаком электрического заряда. В средневековой христианской философии «Ничто» (материя, неполнота бытия) признавалось основой для сотворения мира, (в учении креационизма утверждается, что бог сотворил мир из ничего). Познание полноты божественного бытия отождествлялось с познанием Ничто.

Другим структурным элементом мира признавалась Триада (троица). Она была выражением Единого, например, «ум-демиург – эйдосы-идеи – мировая душа».

Анаксимандр сформулировал закон сохранения материи и геоцентрическую модель мира, Левкипп и Демокрит предполагали, что существует бесчисленное количество миров с подобными Солнцами и Луной, эти миры различаются по строению и размерам, находятся в стадии зарождения или зрелости, старости или гибели. Однако эти взгляды не были признаны современниками и только в эпоху Возрождения были признаны философами и учеными.

Метафизическую модель мира создали Парменид и Платон, который опирался на учение Пифагора.

 

Пифагор, 580–500 гг. до н.э., математик, идеалист, основатель Пифагорейского союза;

Элейская школа: Ксенофан, 565–473 гг. до н.э., Парменид, 504–... до н.э., Зенон, 490–430 гг. до н.э.

Платон (Аристокл), 427–347 гг. до н.э., идеалист, основатель религиозно-философского союза – Академии, которая существовала до VI в. н.э., основные сочинения: «Протагор», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Тимей».

 

В метафизической модели мира «сущее» (объекты, предметы, человеческий мир) и «бытие» (истинные начала и законы мира) тождественны.

Бытие – это вечный и неизменный мировой разум, совершенный и живой Космос. Чувственный мир человека – это неопределенный мир теней, иллюзий. «Идеи» (эйдосы) служат организующим принципом предметов, процессов, поступков человека. Высшие идеи – Добро, Благо, Красота.

Платон оценивал чувственный мир человека как иллюзию, «пещеру», в которую погружены люди. Только мудрец способен понять сверхчувственный мир идей (высшими из которых являются Добро, Благо, Красота, Справедливость).

«Единое» - активный, формообразующий принцип идей.

Материя – это хаос, возможность, Ничто, из которого может появиться Нечто. Силой, порождающей Нечто, является Идеальная прекрасная Форма. Идея (эйдос) – это настоящая причина сущего.

Сущее – философская категория, обозначающая многообразие объективного бытия или Абсолют (как воплощение единства объективного и субъективного). В теории Хайдеггера (1889-1976) бытие – выражение Абсолюта, а отождествление бытия и сущего, принятое в метафизике Платона и всей европейской философии, считает неверным методом философствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.