Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели познания




Синкретическая модель познания. Согласно Эмпедоклу познание осуществляется как синкретичный процесс чувствования некоторых «истечений», оболочек или атомов (у Демокрита) исходящих от объекта и проникающих в «поры» человека. В этом учении разум не отделяется от ощущений. Только Демокрит впервые отделяет чувственное познание от рассудка. Он подчеркивал, что чувства дают нам неясное знание, не могут установить причину происходящего, не обнаруживают невидимый порядок и движущие силы. Истину человек открывает при помощи нравственного и безмятежного духа (сверхразумного синкретичного состояния). Душа и ум, согласно Демокриту, одно и то же. Атомисты утверждали, что все живое состоит из атомов и имеет душу. После смерти душа тоже умирает, т.к. её атомы рассеиваются. Боги также состоят из атомов, они не вечны, но воздействуют на людей, на их чувства и рассудок. С помощью аналогии Демокрит стремился понять нечто общее между «микрокосмом» (человеком) и «макрокосмом».

Познание с помощью символов практиковалось пифагорейцами. Для них символ и магия чисел – это соединение частей единого, видимого и невидимого миров. Вопрос о возвращении к истинному досократовскому мышлению поставил М. Хайдеггер в 20 веке. Он сомневается в способностях разума и метафизики (Парменида, Платона, Гегеля) понять мир. Истинное мышление он называет «вслушиванием» в бытие языка, а не созерцанием разума.

 

Рациональная модель познания появляется в учении Гераклита о Логосе. Он подчеркивал, что мудрость – это знание всеобщего (о законах единства всего), противоположного (война – мир, мертвое –живое, злое и доброе), знание о тождестве противоположностей и взаимопревращениях; это знание, которое дает возможность управлять процессами и свойствами вещей. Такое знание он называл индивидуальным Логосом, который питается космическим Логосом, мировой душой. Чтобы понять природу противоположного, надо приложить общий закон космического Логоса путем «воспарения» мудрой души. Процесс «воспарения» был основан на сверхчувственном и сверхразумном (синкретичном слиянии с Космосом). Логос – это и сокровенное, тайное «слово», «смысл», «разгадка» гармонии Космоса, дарованная мудрецу.

2. Философия Сократа: поворот к человеку. Знание и добродетель. Философия Платона: открытие идеальной реальности, учение о познании.

Важную роль в переориентации античной философии с натурфилософии к проблеме человека сыграли софисты и Сократ. Учителя риторики – софисты утверждали, что человек – мера всех вещей, именно он определяет, что есть истина, у бедного и богатого истина своя. Против такого определения истины выступил Сократ.

Сократ, идеалист 470–399 гг. до н.э.

В диалогах с софистами он показывал, что истина – это общезначимая добродетель (справедливость, красота, мужество), она выражает высший порядок мира, «идеальные сущности», по моделям которых должно жить общество. Сократ являлся идеалистом как и его верный ученик Платон. Метод открытия истины Сократ называл майевтикой, искусством рождения истины. С помощью иронии он вызывал софиста на диалог, в вопросах обращал внимание на то, что знания зависят от изменчивости событий. Но за истину нельзя признавать изменчивое знание. Диалектика познания приводила Сократа к идеализации первоначал – эйдосов-идей.

Рациональная модель познания представлена в учении идеалиста Платона. Коренное отличие от синкретической модели в том, что познание происходит при помощи врожденного качества разумной души к «припоминанию» смыслов (идей) космического порядка. Анамнесис (греч.) – припоминание разумной душой потустороннего. Платон описывал высший тип познания как восхождение к идеальным сущностям, вечному и умозрительному бытию и называл такое познание «дианойя».

Платон указывает на иерархию разумных способностей (бессмертная разумная душа, пылкая, мужественная душа и смертная чувственно-вожделеющая душа). В иерархии способностей проявляется порядок Космоса. Разум – это способность к познанию идеальных сущностей, разумного неизменного Космоса. Разум есть само бытие, припоминание идеальных сущностей. Подлинная мудрость – это воспарение в мир вечных идей. Познание «идей» – основание для проявления нравственной души в умеренности и справедливости.

Платон и неоплатоники использовали триаду (троицу) как метод философского исследования. Первый и второй член триады (троицы) выражали крайние противоположные состояния, а третий – равновесный синтез крайностей, например, «предел – беспредельное – число».; или умозрительный космос (идеи-эйдосы) – чувственно воспринимаемый космос – ум-демиург. Метод платоновского познания называется диалектикой или столкновением противоположных суждений, искусством задавать вопросы и находить ответы, вскрывающие сверхчувственные сущности – идеи. Они признаются «беспредпосылочными началами» всех вещей, их сущностями. Их открытие признавалось признаком науки. На этой основе формировалась метафизическая модель познания, она доминировала вевропейском мышлении до 17 века и впоследствии многократно подвергалась критике. Основные её характеристики: разум, логос, диалектика, логика, безпредпосылочные начала мира, мышление как критерий существования, отождествление слова и знака. Платон называет два рода умопостигаемого: «идеи» и их образные подобия (математические объекты). Аналитический метод Платона основан на доказательстве утверждения, основанного на образных подобиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.