Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Общая характеристика снаряжения для активных туристских путешествий




 

Туристское снаряжение включает одежду, обувь, бивачное снаряже­ние, средства передвижения и страховки, транспортировки грузов, а также другое имущество, необходимое для туристских путешествий. Снаряже­ние подразделяется на личное и групповое, часть снаряжения используется во всех видах туризма, часть составляет так называемое специальное сна­ряжение, применяемое только как средство передвижения и транспорти­ровки, а также для преодоления тех или иных препятствий и страховки. Практика всех видов активных туристских путешествий определила сле­дующие основные требования к снаряжению: минимальный вес и объём, надёжность, простота эксплуатации и ремонта в походных условиях; со­размерность при совместном использовании; соответствие требованиям гигиены, безопасности, технической эстетики, охраны природы; стойкость к атмосферным воздействиям, старению и коррозии; однотипность пред­метов личного и группового снаряжения, обеспечивающая их взаимодей­ствие и взаимозаменяемость (390, 109).

Успех активного туристского путешествия по любому виду туризма во многом зависит от правильного подбора и качества снаряжения. Опти­мальный подбор, доработка или изготовление снаряжения применительно к условиям путешествия обеспечивает не только его безопасность, полно­ценный отдых и питание участников, но и сокращение затрат на матери­ально-техническое обеспечение и обслуживание того или иного тура.

Под личным имеется в виду снаряжение, одежда, обувь и различные походные приспособления, которые переносит и использует конкретный турист. Впрочем, деление на личное (индивидуальное) и групповое снаря­жение достаточно условно, т.к. один и тот же предмет снаряжения, ис­пользуемый для разных задач, может быть предметом личного или груп­пового снаряжения. Так, в большинстве горных походов первой категории сложности не обязательно иметь ледоруб каждому туристу (бывает доста­точно лыжных палок), и для обеспечения безопасности пути берут 1 — 2 ле­доруба на всю группу. В этом случае ледоруб считается групповым снаря­жением и его вносят в общий вес общественно-полезного груза. Если же ледоруб есть у каждого туриста (этого требует характер пути), то он уже считается предметом личного снаряжения. То же самое бывает со спаль­ными мешками, ледовыми крючьями или карабинами.

В приложении №9 нами приводится перечень личного снаряжения, необходимого туристу в горном походе 1-й категории сложности. Этот перечень в своей основе пригоден как набор личного снаряжения участни­кам большинства видов активных туристских путешествий. Поэтому сна­чала рассмотрим общую характеристику личного снаряжения, названного в приложении №9, а затем отметим особенности аналогичного снаряжения для пеших, водных и лыжных походов низших категорий сложности.

Первым и непременным предметом личного снаряжения туристов яв­ляется рюкзак. Слово “рюкзак” — немецкое и в переводе означает “спинной мешок”. Основным показателем качества современных рюкзаков является их соответствие анатомии тела человека, позволяющее максимально сбли­зить центры тяжести человека и переносимого им рюкзака. Именно такой рюкзак позволяет равномерно распределить нагрузку, что даёт возмож­ность туристам с наименьшими физическими усилиями переносить грузы на большие расстояния. Такие рюкзаки подразделяются на три группы: мягкие бескаркасные; с жесткостями, например из пластин фанеры; и рюк­заки, несущий элемент которых составляет каркас-короб.

Среди бескаркасных зарубежных моделей хорошо сконструирован рюкзак “Як-пек” (“вьюк для яка”). Его форма — образец анатомичности: рюкзак с грузом максимально плотно прилегает к спине, вес распределяет­ся не только на плечи, но и на поясницу, чему способствуют перекрещи­вающиеся на груди лямки (303, 19). Единственный стандартный рюкзак, который в определённой мере удовлетворяет туристов для использования в походах низших категорий, это рюкзак, называемый абалаковским. К недостаткам этого рюкзака можно отнести короткие стяжные ремни, ма­лый объём (47 л), большой вес (1,65кг) и непрактичную ткань, которая бы­стро намокает и долго сохнет (132, 24). В трекингах с клиентами для но­сильщиков лучше всего иметь станок из тонкостенных стальных трубок, со “ступенькой” в нижней части. Такой станок позволяет переносить грузы в упаковке, неудобной для транспортировки в рюкзаке. В трекингах об­щий (контрактный и собственный) груз носильщика нередко превышает 40 кг и станок позволяет равномерно распределить нагрузку на плечи и крестец, а также обеспечивает вентиляцию спины. Переноску тяжёлых грузов в трекингах и экспедиционных походах можно осуществлять и в мягких, не имеющих станка рюкзаках. Но они должны иметь трубообраз­ную форму, широкие мягкие лямки, поясное крепление и объём не менее 75-100 литров. Оптимальная высота основной части рюкзака зависит от роста туриста, так, при росте 175-180см она должна быть 60см. В послед­ние годы туристы стараются сами шить рюкзаки, исходя из собственных требований и используя при этом лёгкие и прочные ткани ярких цветов.

Вторым важным элементом личного снаряжения туриста является спальный мешок. Спальные мешки разных модификаций следует выби­рать из плотного прочного материала, обеспечивающего хорошую венти­ляцию, с птичьим пухом в качестве утеплителя. Нижняя часть мешка должна быть изготовлена из водонепроницаемой ткани. Выбирая спаль­ный мешок, нужно знать, что достаточно комфортный сон обеспечивает мешок, длина которого на 25 см превышает рост человека и объём его тела. Из соображений личной гигиены и в качестве дополнительного утеплите­ля в комплекте со спальным мешком используется вкладыш из легкой бельевой ткани.

Проблема максимального сокращения веса и номенклатуры личного снаряжения для членов бригад сопровождения очень важна. С этих пози­ций полезно использовать не только одноместные, но трёх — и четырёхме­стные спальные мешки. Это значительно сокращает вес снаряжения (вес одноместного спального мешка — ],5-2кг, а трёхместного — 3,2-3,6кг), и со­храняет его теплоизоляционные свойства.

Для экономии веса также может быть использована модель укорочен­ного спального мешка типа “слоновая нога”, которая комбинируется во время сна с пуховой курткой. Вообще из тактических соображений брига­да сопровождения туристских групп должна иметь набор разных по вме­стимости спальных мешков. Установлено, что комбинация из двух одно­местных и двух трёхместных мешков на каждые 8 человек позволяет отде­литься на маршруте от бригады (разведка, сход с маршрута, транспорти­ровка и сопровождение пострадавших и больных и т.п.) любому количест­ву туристов и разместиться после этого в любых палатках (132, 6). Перед транспортировкой спальные мешки укладывают в водонепроницаемую упаковку.

Полноценный отдых туристам, особенно на горном рельефе, помога­ют обеспечивать теплоизоляционные подстилочные коврики из пенополи — этилена, пенопласта или поролона. Следует при этом отметить, что поро­лон менее 5см толщиной проминается под тяжестью человека, а толстый поролон занимает в рюкзаке большой объём. Опытом установлено, что оптимальные качества для туристского подстилочного коврика имеет пе — нополиэтилен. Этот материал эластичен, абсолютно не впитывает влагу, обеспечивает высокий уровень теплоизоляции. Подстилочные коврики ре­комендуется выбирать или делать на всю длину спального мешка, тем са­мым предохраняя его от намокания. Кроме того, такой коврик, свёрнутый в рулон, может служить своеобразным внутренним каркасом для анатоми­ческого рюкзака, что значительно облегчает его рациональную укладку.

Важной частью личного снаряжения туриста являются средства стра­ховки. Первым из этих средств следует назвать страховочный пояс. Не од­но десятилетие нашими туристами и альпинистами в качестве страховоч­ного пояса использовался 35-миллиметровый хлопчатобумажный ремень с пряжкой, имеющей предохранительные зубцы. Весьма надёжный в ис­пользовании, такой ремень имеет большой вес и не предохраняет от по­вреждений при срыве и длительном зависании на верёвке. Имели место случаи, когда туристы погибали от удушья, провалившись в трещину лед­ника и зависнув на верёвке при прохождении достаточно простого ледово­го рельефа.

В настоящее время рекомендуется использовать подвесные системы — комбинацию грудной обвязки с беседкой, которые выпускают как ино­странные, так и отечественные предприятия. В едином комплекте с под­весной системой используются и карабины — разъёмные соединительные металлические звенья различной формы. Карабины используются как эле­мент крепления для быстрого соединения верёвки с другими элементами туристского снаряжения при страховке, для навески верёвочных перил, в качестве блока, тормозного устройства и др. (390, 47). Наиболее удобны и надёжны в использовании стальные карабины Абалакова с винтовой муф­той, титановые карабины “Ирбис” с винтовой муфтой, титановые караби­ны “Ирбис” с байонетной защёлкой. Из множества карабинов иностранно­го производства следует назвать чешские дюралюминиевые карабины “Вальтер” и австрийские карабины “Штубай”. Преимуществами этих ка­рабинов перед нашими являются меньший вес и большее рабочее про­странство внутри карабинного кольца.

Необходимым средством страховки на горных маршрутах является ледоруб. Достаточно нужным для маршрутов 1-2 категории сложности за­рекомендовал себя ледоруб с полой алюминиевой рукояткой (автор В.-Л. Абалаков), который выпускался ленинградской судоверфью. При подго­товке к походу клюв ледоруба и штычок рекомендуется заточить и для безопасной транспортировки одеть на них предохранительные колпачки из резинового шланга. Для большинства горных походов 1-й категории сложности достаточно иметь два ледоруба на всю туристскую группу — для лидирующего и замыкающего участников. Для прохождения перевалов 1б-2а ледоруб необходим уже каждому участнику похода.

Важным средством личного страховочного снаряжения в горных по­ходах являются лыжные палки. Палки позволяют туристам сохранять ус­тойчивость при движении по сложному рельефу и перераспределять физи­ческие усилия между верхними и нижними конечностями. Особенно важ­но иметь лыжные палки в качестве опоры носильщикам, которые двига­ются с тяжелейшими рюкзаками. Наиболее удобен телескопический вари­ант палок из титановой трубки, позволяющей регулировать их длину в за­висимости от роста конкретного туриста и крутизны рельефа, по которому он передвигается.

Для успеха и относительного комфорта в активном туристском путе­шествии важен правильный подбор одежды и обуви. Одежда должна быть воздухопроницаемой, гигроскопичной, обладать теплозащитными свойст­вами. Хорошая воздухопроницаемость свойственна шерстяным и хлопча­тобумажным тканям. Синтетические ткани плохо впитывают влагу, за­трудняют работу потовых и сальных желёз. Их не рекомендуется исполь­зовать для белья и предметов одежды, соприкасающихся с телом. Кроме того, верхнюю одежду туристов (как и большую часть снаряжения) реко­мендуется подбирать или изготавливать из тканей и материалов ярких цве­тов — красного, оранжевого, ярко-синего. Это позволяет осуществлять наблюдение за туристами на маршруте, а при необходимости — и успеш­ный поиск со значительного расстояния. Особенно это важно, когда на­блюдение ведется с помощью приборов (биноклей, труб) и с летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, дельтопланов).

Одежда туристов должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений и соответствовать времени года и климатическим условиям путешествия. Летом в тёплой климатической зоне, где нет колючих зарослей, кровосо­сущих, ядовитых насекомых и пресмыкающихся, двигаться по маршруту можно в свободных (не стесняющих движений) плавках, одетых поверх них спортивных трусах или шортах и хлопчатобумажных майках. При этом шею целесообразно защитить хлопчатобумажным платком, а голову — спортивной кепкой-жокейкой с длинным козырьком.

В ветреную морозную погоду удобно идти в тренировочном костюме из шерстяной или полушерстяной ткани. С понижением температуры воз­духа и усилением ветра дополнительно надевают свитер или фуфайку, за­крывающую шею (именуемую в спортивной среде “олимпийкой”), ветро­защитный костюм, шерстяную спортивную шапочку, шерстяные перчатки (усиленные во внутренней части кожей или брезентом). Пуховая куртка, особенно в высокогорных походах, вещь весьма полезная, заменяющая два тяжёлых шерстяных свитера. Оптимальным вариантом выбора или изго­товления пуховой куртки будет следующий: утеплитель — пух гагачий, утиный или гусиный; наружное и внутреннее покрытие — коландрирован- ный капрон; цвет — красный или ярко-синий. В несложных походах пухо­вая куртка вполне может быть заменена пуховым жилетом — он легче, ком­пактнее и в нём удобнее работать.

Ветрозащитный костюм состоит из куртки и брюк, сшитых из боло­ньи, репса с пропиткой, парашютного или коландрированного капрона. Среди аналогов лучшие ветрозащитные свойства имеет модель “анорак” — куртка с капюшоном, без застёжки впереди, низ стянут резинкой или шнурком. Брюки ветрозащитного костюма хороши, если они сшиты по типу “самосбросов”, т.е. имеют разъёмные застёжки “молнии”, вшитые в боковые швы брюк по всей их длине. Это позволяет снимать и надевать брюки, не снимая обуви. Особенно это важно для горных походов.

Большое внимание следует уделять обуви. Она должна свободно об­легать ногу, не стеснять движений, соответствовать погодным условиям и рельефу, по которому пролегает туристский маршрут. Основными требо­ваниями, предъявляемыми к туристской обуви, являются лёгкость, проч­ность и наличие профилированной резиновой подошвы, обеспечивающей прочное (без проскальзывания) движение по рельефу. Основной обувью в горных и пешеходных маршрутах даже низших категорий сложности яв­ляются туристские ботинки типа “Вибрам”.

Как видно из приведенного перечня личного снаряжения туриста для горного похода первой категории сложности (приложение №9), в нём 35 наименований общим весом 19,5кг. А если возникнет необходимость мак­симально облегчить переносимый груз, то в летнее время при нормальной погоде можно обойтись без ковбойки, костюма тренировочного х/б, брюк “гольф” и шерстяных перчаток. Это даст возможность сократить вес лич­ного снаряжения почти на 1,5кг, но несколько уменьшит походный ком­форт его владельца. Основная часть личного снаряжения, приведённого в приложении №9, может быть использована в походах по всем видам ту­ризма. Рассмотрим особенности личного снаряжения для пеших, водных и лыжных походов по сравнению с приведённым перечнем.

Для пеших походов из перечня, указанного в приложении №9, можно исключить (если маршрут не проходит по горной местности) пуховую куртку или жилет, бахилы, перчатки шерстяные, ледоруб, лыжные папки. При этом следует добавить накомарник и компас.

В пеших походах низших категорий сложности в спальных мешках в качестве утеплителя не обязательно использовать птичий пух. Для этого достаточно иметь синтетические утеплители. Для пешеходных и водных путешествий в относительно тёплых районах вполне достаточно состеги­вающихся мешков-одеял на трёх человек.

Личное снаряжение туристов-водников тоже мало отличается от пе­речня для пешеходников. Однако в водных походах туристы в качестве основной обуви вместо ботинок используют кроссовки, тапочки и брюки — сапоги, сшитые из прорезиненной ткани. Для туриста-водника, кроме того, обязательны следующие индивидуальные спасательные средства: спаса­тельный жилет — безрукавка из материала яркого цвета (лучше красного) с общим объёмом ёмкостей от 16 до 24 литров и кусками пенопласта в каче­стве наполнителя; спасательный гидрокостюм из тонкого прорезиненного капрона, изготовленный в виде комбинезона или брюк с курткой. В по­следние годы туристы-водники всё чаще вместо спасжилета и гидрокос­тюма используют защитно-спасательный костюм (ЗСК) со шлемом (кас­кой). ЗСК изготавливается так же, как и гидрокостюм, но в нагрудную часть куртки, в рукава, на плечи и локти, на брюки в области коленных и тазобедренных суставов зашиваются бруски пенопласта объёмом до 32 литров.

Первой отличительной особенностью личного снаряжения туриста — лыжника, конечно, являются лыжи. Для туристских походов используются широкие (до 10 см) окантованные металлом лыжи. Длина лыж определя­ется по цифре, которую получают, если к росту человека в сантиметрах прибавить половину его веса в килограммах.

Лыжные ботинки должны быть на два размера больше обычной обуви туриста (для 2-3-х пар шерстяных носков), иметь высокий верх и широкий носок. В комплекте с ботинками используются толстые меховые или вой­лочные стельки. Для защиты от снега и сохранения тепла ног не годятся бахилы “фонарики”. Нужны бахилы “сапожок” длиной не менее 40см из тонкого брезента или капрона (386, 30). На переднюю часть таких бахил специалисты советуют сделать застёжки “молнии”, а вдоль них пришить петли для шнуровки, что позволит регулировать объём бахил. Наружный слой ткани “сапожка” утепляется слоем синтепона с подкладкой из тонко­го капрона. Дополнительную теплоизоляцию можно создать подбахильни- ком из шинельного сукна или старого шерстяного одеяла (309, 72-73). Кроме того, для транспортировки грузов в лыжных походах очень удобна индивидуальная волокуша из пластмассовых санок (303, 68). В практике лыжных походов по сравнению, например, с горными походами в качестве теплоизолирующего материала для спальных мешков используют синте­тическую вату — синтепон. Такой мешок достаточно легок и хорошо со­храняет тепло, но в сложенном состоянии он занимает существенно боль­ший объём, чем пуховой (132, 7).

Особенностью одежды для лыжного похода является большое коли­чество теплых вещей. К тому, что указано в приложении №9, следует до­бавить две смены нижнего шерстяного белья, подшлемник, ветрозащит­ную маску из фланели или синтепона. Ветрозащитный костюм должен быть утеплённым и на два номера больше обычного, чтобы его можно бы­ло надевать поверх пуховой куртки или жилета.

В приложении №10 нами приводится примерный перечень группово­го снаряжения для десяти клиентов и девятнадцати членов бригады сопро­вождения в горном трекинге первой категории сложности. Подобный тре­кинг является наиболее распространенным видом активных туристских путешествий, культивируемых казахстанскими турфирмами. А указанное количество клиентов и членов бригады сопровождения уже стало как бы стандартным.

Как видно из приложения №10, большую часть группового снаряже­ния, указанного в нём, составляет снаряжение, используемое на биваках. Основным видом бивачного снаряжения во всех активных туристских пу­тешествиях являются палатки. Они должны иметь оптимальные габари­ты, массу, стоимость, обеспечивать комфортный ночлег, быстро и просто устанавливаться. В современных активных туристских путешествиях, ор­ганизуемых казахстанскими турфирмами, палатки используются для ноч­лега туристов, а также для приготовления и приёма пищи. Для организа­ции ночлега годятся любые палатки, имеющие вышеперечисленные каче­ства.

В горных трекингах для иностранных туристов, которые обслуживали бригады факультета туризма Казахской академии спорта и туризма хоро­шо зарекомендовали себя английские палатки “Бандоспорт”, изготовлен­ные из перкалевой ткани. Эти палатки в форме юрты с прочным металли­ческим каркасом и тентом хорошо подходят для горных походов, весьма устойчивы к ветровым нагрузкам. Обычно в одной такой палатке для ноч­лега размещалось по 2 клиента или 4-5 членов бригады сопровождения. В ряде случаев для сокращения веса группового снаряжения бригады сопро­вождения брали вместо 4-5 палаток типа “Бандоспорт” 2 палатки типа “Зима”. На установку такой палатки тратится больше времени, чем на “Бандоспорт”, но в двух палатках размещается вся бригада сопровожде­ния, и экономия веса составляет 6-7кг. К недостаткам палатки “Зима” сле­дует отнести высокую парусность громоздкого полиэтиленового тента сложной конфигурации.

В трекинговых походах для качественного приготовления и приёма пищи туристами в достаточно комфортных условиях используется боль­шая каркасная палатка — столовая. В такой палатке можно стоять во весь рост и принимать пищу могут сразу 12-15 человек. Такие палатки, к сожа­лению, не изготавливаются промышленностью, поэтому туристские орга­низации делают это самостоятельно. В книге “Самодельное туристское снаряжение” (М., ФиС, 1986г.) описаны подходящие модели, которые можно использовать (303, 6-7). Лучшим материалом для такой палатки яв­ляется коландрированный капрон. Каркас изготавливается из дюралевой или титановой трубки диаметром 25мм и состоит из двух (трёх) арок по 6 равных и прямых трубок. Две верхние трубки соединяются шарнирно, а остальные вставляются друг в друга с помощью угольных переходников, надёжно фиксирующих каркас в вертикальной плоскости. Каркас собира­ется внутри палатки и привязывается в нескольких местах тесемками.

Приготовление пищи в безлесной (а в настоящее время и в лесной) зоне осуществляется на бензиновых примусах или газовых горелках. В хо­рошую погоду приготовление может осуществляться без укрытия, а при низкой температуре воздуха, ветре или выпадении осадков — в кухонной палатке. Однако в любом случае следует добиваться, чтобы вода не попа­дала на головку примуса или горелки. Поэтому для укрытия примуса и ка­стрюли нужен кусок стеклоткани, сшитый в форме цилиндра и плотно за­крывающий их от ветра и влаги. Стеклоткань не подвержена горению, не­много весит; транспортировать её надо отдельно от пищи и спальных при­

надлежностей в полиэтиленовом мешке вместе с обогревательными при­борами.

Быстрота и качество приготовления пищи во многом зависят от выбо­ра нагревательных приборов и варочной посуды. Практика доказала, что в трекинговых походах и базовых лагерях целесообразно использовать при­мус «Шмель», имеющий массу около 1 кг. Значительный объем бачка (650 гр.), позволяет заправлять его только один раз в день, он менее подвержен саморазогреву и более безопасен, чем другие распространенные марки примусов. Недостатком примуса «Шмель» является его неустойчивость, особенно в том случае, если на примус устанавливается объёмная варочная посуда, и он находится на мягком грунте. Для устранения этого недостатка и повышения общей эффективности в комплекте с газовой горелкой ис­пользуются различные защитные экраны (например, стеклоткань) и специ­альные разборные таганки. Таганок добавляет к весу группового снаряже­ния 500-700г, но, кроме прочего, позволяет при необходимости более эф­фективно использовать местное топливо (дерево, кизяк, сухую траву). Сам таганок может быть использован в качестве мангала, что, собственно, и делается в практике работы трекинговых бригад.

В приложении №10 нами указаны четыре газовых горелки. Два из них используются обычно для приготовления пищи туристам, два других — для бригады сопровождения.

Лучшим топливом для примусов является авиационный бензин “ка­лоша”, который не даёт вредных паров и не засоряет горелку примуса. Возможно также использование неэтилированного бензина А-72, АИ-93, А-98, “экстра”. Расход бензина зависит от таких факторов, как высота над уровнем моря, температура воздуха, количество туристов, тип посуды, на­личие воды или снега. В среднем для группы в 8 человек нужно планиро­вать 1 литр бензина на день (132, 9). Важен выбор ёмкостей, в которых транспортируется горючее. Весьма удобны 10-литровые дюралевые кани­стры, особенно если они используются для забросок. В трекингах послед­них лет горючее переносится в 1,5-литровых полиэтиленовых баллонах из — под различных соков. Однако для этого используется не рюкзак, а станок, горючее укрывается от прямого попадания солнечных лучей. С набором высоты и повышением температуры воздуха следует периодически страв­ливать давление в баллонах.

В комплект обогревательных приборов активных туристских путеше­ствий целесообразно включать хотя бы одну газовую горелку как допол­нение к бензиновым примусам. Газовую горелку удобно использовать для быстрого приготовления чая во время обеденного перекуса (приёма пищи в 12 часов дня, который западные туристы называют “пикник") и полдника (который организуется между обедом и ужином, в 16.30-17.00 часов, сразу после прихода группы на место ночевки). Лучше других в практике гор­

ных трекингов зарекомендовала себя французская газовая горелка типа “Блюэт-206”, которая весит всего 290г. Сама горелка представляет собой головку со складными опорными держателями, которая навинчивается на маленький баллон с газом “бутан”. Каждый баллон весит 190г. и содержит объём газа для непрерывного 4-х часового горения.

Для приготовления пищи на примусах подходит посуда с низкими стенками и широким дном, позволяющим более полно использовать тепло пламени горелки. Это могут быть обычные алюминиевые кастрюли, с за­гнутыми по краям и плотно подогнанными крышками. В сочетании со стеклотканью и таганками кастрюли позволяют быстро и качественно го­товить пищу. Важным преимуществом такой варочной посуды является её малый вес. На тургруппу для горного трекинга 1-й категории сложности с 10 клиентами и 19 членами бригады сопровождения вполне достаточно две 8-лигровых и три 5-литровых алюминиевых кастрюли.

В качестве страховочных средств для такой группы необходимо иметь две основных верёвки по 40м, расходный репшнур длиной Юм, два ледоруба, два ледобурных крюка, 3-4 карабина, ракетницу с набором ра­кет. Обычная армейская ракетница-пистолет слишком тяжела, поэтому в походах используется ракетница-отбойник, состоящая из алюминиевой трубки и бойка. Вес такой ракетницы — 50 г.

Обязательно следует иметь два фонаря с запасными батарейками, 10 — 12 стеариновых свечей, 15-20 коробок спичек в непромокаемой упаковке, ремонтный набор (приложение №11), безмен (для распределения кон­трактного груза и приготовления пищи) и будильник для дежурной смены. В качестве личной посуды используются металлические кружки и миски. Полиэтиленовая посуда не годится, т.к. она плохо отмывается от жирной пищи и деформируется от высоких температур. Болес практична для упот­ребления гак называемая одноразовая пластмассовая посуда из ударо­прочного полистирола.

Если говорить об особенностях группового снаряжения в водном и лыжном путешествиях, то, прежде всего, речь должна идти о средствах передвижения.

Большая часть активных путешествий по воде совершается на специ­альных туристских плавсредствах. Туристскими называются маломерные несамоходные суда, предназначенные для водного туризма. Из гребных судов наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Часто турпоходы совершаются на плотах с надувными элементами плавучести (390, 119). Наиболее распространенное плавсредство для вод­ных походов I-III категорий сложности — байдарка.

Байдарка — узкая легкая запалубная лодка без уключин. Относится к маломерным гребным судам, предназначена для походов и прогулок по рекам, озёрам и водохранилищам в условиях умеренного волнения; бывает одно-, двух-, трёхместной (одноместные байдарки называют каяками). Гребцы сидят лицом по направлению движения и гребут двухлопастным веслом попеременно с одного и другого борта. По конструкции корпуса байдарки различают неразборные и разборные. Разборные байдарки по конструкции разделяются на каркасные, каркасно-надувные, надувные и жесткие.

Каркасная байдарка — наиболее популярное плавучее средство в вод­ных походах не выше 3 к.с. С 90-х годов изготавливаются и широко ис­пользуются 1-, 2-, 3-местные байдарки “Таймень” (390, 19-20). Специали­сты считают, что из всех конструкций байдарок лучшим является вариант каркасно-надувной байдарки типа КНБ-81 Э. Космачева. Эта конструкция сочетает в себе максимальную простоту и доступность в изготовлении с универсальностью применения. Имея плавные обводы и малую осадку, она обладает хорошей маневренностью и ходкостью, а благодаря надув­ным баллонам — непотопляемостью и малой уязвимостью при ударах о камни. Рекомендуемые размеры байдарки: длина — 450см, ширина — 75см, высота — 30см, вес — 12кг. Полная грузоподъёмность — 500кг, полезная — 220кг (303, 84-85).

Для водного слалома чаще всего туристы используют каноэ (от англ. слова “челнок”) — маломерное спортивное или туристское судно с харак­терной челночнообразной формой корпуса. Каноэ бывают неразборные (выдолбленные из цельных кусков ствола дерева или изготовленные из фанеры, пластмассы), разборные (имеют разборный каркас, обтягиваемый прорезиненной тканью, толстой синтетической плёнкой) и надувные. Ту­ристы пользуются, главным образом, разборными и надувными каноэ (390,47).

Весьма распространёными в водном туризме являются катамараны. Катамаран (от тамильского слова “связанные брёвна”) — судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части. В водном туризме применяются преимущественно надувные катамараны. Каждый из корпусов такого катамарана представляет собой надувную гондолу; между собой гондолы соединяются жестким каркасом. Экипаж катамарана обычно состоит из 2 или 4 человек. Гребцы гребут однолопа­стными веслами (как на каноэ). Посадочное место гребца состоит из сиде­нья и 2 жестких или мягких дуг, охватывающих бедра гребца (390, 51).

Конструкция катамаранов-двоек в основном аналогична конструкци­ям четверок. Наибольшее распространение получили круглые катамараны, достоинством которых стали простота изготовления, малый расход мате­риала, малый вес, низкое расположение гребцов над водой (что значитель­но повышает эффективность гребли). Кроме того, для водных походов с клиентами “двойка” имеет наибольшее преимущество перед четверкой как удобное судно.

Обучение на четырехместном катамаране малоэффективно, т.к. на нем новичкам трудно уловить связь между своими действиями и движени­ем судна. Катамаран-двойка очень чувствителен к воздействию потока и к управлению, он сразу реагирует на любые воздействия, наглядно демонст­рируя связь между ними и последующим движением судна. Обучаемому легче в этом разобраться, т.к. он видит большую часть судна и действия напарника. Таким образом, вырабатываются навыки не только правильной гребли, но и управления судном по крену и дифференту. Это позволяет впоследствии легко пересаживаться с “двойки” на “четверку” на более сложных маршрутах и на малые суда-каяки и каноэ. Наиболее типичные размеры катамаранов — двоек следующие: длина — 3,1-3,3м, габаритная ширина — 1,5-1,6м, наибольший диаметр поплавков — 45-48 см, объём — 730 — 770 л. (316, 134-136).

Плот — плавучая платформа из нескольких соединенных между собой бревен, бочек, надувных баллонов и т.д. Обычно движется по течению; при движении против или под углом к течению пользуются веслами или шестами (отталкиваясь от дна). Плот состоит из става (корпуса), носовой и кормовой подгребиц и 2 гребней для смещения плота в потоке. На ставе располагается экипаж и размещается груз (походное снаряжение), к нему крепятся подгребицы, которые передают на став усилие от гребей. Тради­ционно в водном туризме до середины 70-х годов использовались пре­имущественно деревянные плоты. Ныне в связи с расширением движения в защиту окружающей среды все большее распространение получают кар­касно-надувные плоты, что позволяет уберечь от рубки деревья по берегам рек (390, 93). Следует отметить, что традиционные конструкции плотов имеют серьёзные недостатки — трудоёмкость при изготовлении и сложно­сти при обносах и т.п.

Комбинация плота и катамарана дала новый тип судна — “честер”, имеющий 2, 3, 4 гондолы, расположенные поперек потока у носа и кормы. Размер рамы “честера” — 4,5 X 2,2м, размер гондолы — диаметр 0,8Х 3,2м, габариты судна 5X3,2м. Рама должна быть жесткой, изготовленной из де­рева или дюралюминия. Положительным качеством “честеров” являются простота в изготовлении (с момента прибытия на место стройки до отплы­тия проходит полдня). Конструкция судна значительно легче плотовой схемы. Разгруженный “честер” просто управляется одним человеком, за­пас плавучести и расположение гребцов по углам обеспечивают хорошую остойчивость.

Весьма важными элементами снаряжения для водных походов на гребных судах являются весла и другие приспособления, например, бро­сательный конец.

Весло — приспособление для продвижения гребного судна по воде. В водном туризме используются преимущественно байдарочные, канойные и шлюпочные весла, а также специальные весла для управления движени­ем плота — гребь. Длина байдарочных и канойных весел подбирается с уче­том роста и длины рук гребцов и высоты сидения над уровнем воды. Дли­на байдарочного весла обычно выбирается равной росту гребца с вытяну­той рукой. Длина канойного весла выбирается по росту гребца — до его пе­реносицы (390, 28).

Бросательный конец — в водном туризме одно из основных средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур длиной 25-30м, диаметром 6-8мм. Хранится в специальном мешке из ярко окрашенного капрона. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диаметром 10-12см, толщиной 5см (390, 24).

Подготовка личного и группового снаряжения к активному турист­скому путешествию является ответственной частью предпоходного такти­ческого плана. Основными этапами реализации этого плана можно на­звать:

1) составление перечней снаряжения, необходимого для прохождения конкретного маршрута в определённом районе, с определенным количест­вом людей в известное время и сроки;

2) подбор снаряжения по составленным перечням, проверка его на­дежности и соответствие назначению в обстановке, близкой к походной;

3) устранение выявленных недостатков снаряжения и осуществление профилактического ремонта, переделка или оборудование дополнитель­ных приспособлений для обеспечения лучшей эксплуатации.

Безусловно, менеджер туристской фирмы должен ориентироваться в большом спектре не только отечественного (сегодня, в основном, само­дельного) снаряжения. Необходимо знать и лучшие образцы снаряжения зарубежного. Источниками такой информации могут быть международные туристские и спортивно-технические выставки, интернациональные со­ревнования по технике разных активных видов туризма и совместные с зарубежными специалистами туристские мероприятия. Туристское снаря­жение демонстрируется и продается как на туристско-спортивных, так и на специализированных спортивно-технических выставках. В качестве примера первого вида выставок можно назвать 1-ю Казахстанскую между­народную выставку “Интерспорт — 95” (спорт, туризм, путешествия, охо­та), которая проводилась в Алматы 7-11 ноября 1995 г. На данной выстав­ке (заявленной как ежегодная) добротное снаряжение для туризма и аль­пинизма представлял туристский центр “Азия” (Казахстан, Алматы, ул. М.Тореза, 359, тел. 48-25-73).

Как наиболее результативную, можно назвать выставку-смотр “Тури­стское снаряжение — 89”, которая проводилась в 1989 г. на ВДНХ СССР в г.Москве. На этой выставке представлялся широкий спектр снаряжения для пешеходного, горного, водного, авто-, мото — и велотуризма; снаряже­ние для бивака; оборудование и инвентарь для спорта, отдыха и досуга в период экскурсий и путешествий. Только рюкзаков на выставке было по­казано 20 моделей (69). Так, в 1989г. Алтайское туристско-экскурсионное объединение “Алтайтурист” и московский кооператив “Лаборатория при­ключений” организовали международные соревнования туристов- водников Алтая, Сибири, Дальнего Востока, а также спортсменов США, Англии, Новой Зеландии, Канады, Замбии и других. Отлично показали се­бя американские плоты — “рафты”, катамаран-двойка, а также укороченные (3,5м в длину) пластмассовые (а не стеклопластиковые) каяки “Альфа”, “Пиранья”, “Дэнсер”, “Прийон”, представленные американской фирмой “Проджект РАФТ”.

Наши туристы могли не только ознакомиться с идеями зарубежных изобретателей средств сплава. Часть иностранного снаряжения вручалась победителям соревнований в качестве призов, а потом была организована аукционная продажа лучших образцов (180, 94-95).

Получив информацию о номенклатуре необходимого для работы сна­ряжения и о фирмах-производителях такого снаряжения, менеджер дол­жен сделать технически грамотно оформленный заказ. В этом ему могут помочь “Каталоги перспективных образцов самодельного туристского ин­вентаря и снаряжения”, которые ранее выпускались Центральным Советом по туризму и экскурсиям, а в настоящее время выпускаются туристскими организациями России и других государств СНГ (140).

Проверка приобретенного снаряжения оптимально может проводить­ся в ходе специальной подготовки бригад обслуживания активных туров. Таким образом решаются две задачи предсезонной подготовки, после чего производится доработка снаряжения в соответствии с задачами конкрет­ного маршрута.

Качество и срок эксплуатации туристского снаряжения, обуви и оде­жды зависит от того, как осуществляется уход, ремонт, своевременная до­работка и правильное хранение в период между сезонами. Сразу после окончания летнего сезона кожаную обувь следует тщательно промыть, очистить от грязи снаружи и внутри, высушить естественным теплом. За­тем кожу высушенной обуви пропитать рыбьим жиром, касторовым мас­лом или перетопленным свиным жиром, а после каждой просушки делать новую пропитку. Хранить обувь лучше в сухом, специально оборудован­ном стеллажами помещении, имеющем комнатную температуру. Стельки ботинок целесообразно сушить и хранить отдельно, а сами ботинки плот­но набивать бумагой.

Под обеспечением безопасности занятий туризмом понимается вы­полнение обширного комплекса работ в общей системе организации, под­готовки и проведения туристских мероприятий (путешествий, соревнова­ний и т.п.). К ним относятся физическая, тактическая, техническая и спе­циальная подготовка участников и руководителей походов, разработка и оборудование туристских маршрутов, мест соревнований и тренировок; материально-техническое и медицинское обеспечение туристских групп; организация туристских консультаций, проверок и контроля; оказание (при необходимости) оперативной помощи, проведение поисково­спасательных работ. Необходимость мероприятий по обеспечению безо­пасности определяется с учетом особенностей вида туризма, конкретной обстановки на маршруте и статистики несчастных случаев с туристами (390, 21).

Следует иметь ввиду, что сотрудники печатных и электронных средств массовой информации любят рассказывать читателям, слушателям и зрителям о чрезвычайных ситуациях. Ни один туристский сезон не об­ходится без публикаций о трагедиях и несчастных случаях в походах. Поэтому у публики часто создается впечатление, что туристские путеше­ствия, особенно горные весьма опасны.

Между тем, по официальным данным, в начале 90-х годов XX века, во всех видах пуризма на всей территории республик раннее входивших в состав СССР ежегодно погибало в среднем 50 человек, а в альпинистских мероприятиях — около 30. Для сравнения следует отметить, в это же время в дорожно-транспортных происшествиях с СССР погибло более 55 тыс. человек. Таким образом, туристские путешествия это одна из наименее опасных сфер деятельности (91, 6.).

Если проанализировать все основные признаки понятия “обеспечение безопасности”, то мы убедимся, что именно на это направлена большая часть всех действий предпоходной и походной тактики и техники актив­ных туристских путешествий. Таким образом, обеспечение безопасности является главным принципам организации туризма, как и всей человече­ской жизни вообще.

Анализ несчастных случаев в активных туристских путешествиях по­казывает, что большинство из них происходит по причинам, условно рас­пределяемым на 4 группы:

К первой группе причин относятся природные особенности региона, где проходит туристский маршрут (высота над уровнем моря, сложный рельеф, неблагоприятные погодные условия, опасные животные, насеко­мые и т.п.).

Вторую группу составляют причины, связанные с недостатками материально-технического обеспечения туристов.

К третьей группе относятся причины, связанные с несовершенной организацией туристского путешествия.

Четвёртую, наиболее обширную группу составляют причины, обу­словленные медицинской безграмотностью, недостатком опыта и тактико­технической подготовки, недисциплинированностью самих туристов.

Много лет начиная с 1991г. системного анализа несчастных случаев в туристских путешествиях на территории Казахстана никто не вел, хотя за этот период в горах ежегодно погибали как наши соотечественники, так и иностранные туристы и альпинисты.

С 1999 г. сбор материала для статистики несчастных случаев в туриз­ме и альпинизме Казахстана начал проводиться на факультете туризма Ка­захской академии спорта и туризма. Поэтому иллюстрацию перечислен­ных причин несчастных случаев в активных видах туризма мы осущест­вим на материалах федераций туризма СССР, Казахской ССР и собствен­ных материалах последних десяти лет.

Как уже отмечалось, большую часть ресурсов для активных видов ту­ризма в Казахстане составляют горы. А в горах значительную опасность для туристов представляют лавины, селевые потоки и другие природные факторы, характерные для данной формы рельефа. Так, наиболее часто туристы посещают центральную часть хребта Заилийский Алатау (Север­ный Тянь-Шань), в частности, массив пика Талгар, верховья рек Большой и Малой Алматинок. Причиной схода лавин здесь являются снегопады, метели, оттепели, дожди. Накопившийся на горных склонах снег под дей­ствием силы собственного веса стремится сдвинуться вниз, в долину. Это­му препятствуют силы сцепления внутри снежной толщи. Равновесие мо­жет нарушиться новым снегопадом. Сход лавин может произойти как во время снегопада, так и через 1-2 дня после него. Отрыв обычно происхо­дит в месте контакта свежего снега со старым. Оторвавшись, свежий снег при движении может увлечь с собой плотный старый снег. Такая лавина достигает скорости падения до 100 км/час, падение сопровождается воз­душной волной, которая сохраняет разрушительную силу и после останов­ки лавины. При этом, даже не получив телесных повреждений, человек задыхается в снежной пыли.

Оттепель и выпадение дождя на снежную поверхность являются на­дёжными признаками возникновения лавинной опасности. Наиболее лави­ноопасной за два последних десятилетия была зима с 1986 на 1987 год. В горах выпали сильные снегопады, вызванные выходом южных циклонов, и количество выпавшего снега с декабря по март превышало норму в 2-3 раза. 52 дня вместо обычных 17 были с лавинами. Погибли люди, причем большинство несчастий произошло в периоды, о сроках наступления ко­торых гидрометеоцентр предупреждал по радио и телевидению (249).

Значительную опасность для туристов представляют и сели. Селем называется кратковременный горный поток, состоящий из смеси воды, грязи и камней, движущийся отдельными валами высотой до 10-20метров (в отдельных случаях — до 40-50метров) со скоростью 3-5 м/сек и более. Возникновение селевых потоков в горных районах Казахстана возможно в теплый период года (май-сентябрь). Предшествуют селям следующие яв­ления:

1) выпадение в селеопасном бассейне продолжительных ливневых дождей;

2) резкое и продолжительное повышение температуры воздуха в вер­ховьях селеопасных рек, вызывающее переполнение моренных озёр и соз­дающее опасность их прорыва;

3) резкое падение уровня воды в озере или образование на его по­верхности воронок, указывающих на прорыв озёрной перемычки (дамбы);

4) землетрясение, приводящее к разрушению дамбы;

О непосредственном приближении селевого потока можно узнать по следующим признакам:

1) прекращение или резкое уменьшение стока в селеопасном русле реки;

2) появление гула;

3) сотрясение почвы от ударов камней, переносимых селем;

4) появление облака грязевой пыли, образующегося от ударной волны перед селевым валом;

5) помутнение воды.

Если селевой поток застал туристов в русле реки, нужно уйти из русла вверх по горным склонам не менее чем на 50-70метров, избегая крутых склонов и отвесных скал, т.к. может произойти обвал или камнепад. После прохождения селя нежелательно спускаться снова в русло реки — за пер­вым валом могут последовать и другие. В любом случае перед выходом на горный маршрут полезно проанализировать сообщения средств массовой информации об обстановке в горах (306).

Не вызывает сомнений зависимость количества травм и летальных исходов среди туристов от погодно-климатических условий. Мороз, силь­ный ветер, грозовые разряды, снегопад, дождь, туман усложняют путеше­ствие и могут привести к травме или заболеванию. Так, в горном и лыж­ном туризме до 1/5 всех случаев серьёзного травматизма связано с ухуд­шением погодно-климатических условий (388, 25). Однако в настоящее время невозможно обеспечение всех туристских групп ежедневными про­гнозами погоды. Это связано со многими причинами, в том числе с сокра­щением в Казахстане гидрометеостанций, постов, отсутствием средств связи и т.п. Поэтому фактор возможного ухудшения погоды является по­стоянным и должен учитываться организаторами туристских структур в планировании маршрутов. При этом не следует преувеличивать опасность возможного ухудшения погоды.

По данным Ю.А. Штюрмера. среди происшедших за 1978-1981гг. ту­ристских несчастных случаев со смертельным исходом не было ни одного достоверно известного, где главной и единственной причиной были бы погодные условия. Даже от таких грозных явлений стихии, как удары молнии, штормовые ветры, внезапные наводнения, жестокая пурга у по­страдавших были способы защиты, не говоря уже о неиспользованных профилактических мерах (388, 28).

Трагические последствия, как правило, наступают в том случае, если ухудшение погоды сочетается с другими причинами. Примером может служить несчастный случай, происшедший с двумя иностранными тури­стами в конце мая 1995 года в предгорьях Заилийского Алатау. Ясным воскресным утром 21 мая 1995 года австралиец X. и американец К. выбра­лись на уик-энд в район турбазы “Алматау”. Чистое небо не предвещало изменений погоды, а поэтому друзья оделись легко: шорты, майки, свите­ра. В первой половине дня они без проблем поднялись на перевал Лесной (н/к, 2650 м). Этот подьём показался им несложным, и они решили про­должить путь дальше. А между тем погода начала портиться: внезапно по­холодало, стал накрапывать дождь, который вскоре перешел в ливень, а затем в град и снег. Ущелье затянул туман. Несчастье произошло недалеко от так называемой Поляны КазПИ. Поскользнувшись на мокрых камнях осыпи, оба упали со скалы. X. очнулся, когда уже было темно и холодно, раны его кровоточили. Под утро после тяжелой ночи он обнаружил амери­канца К. без признаков жизни. X. с трудом удалось доползти до турбазы “Алматау”, работники которой оказали ему первую помощь и сообщили о случившимся властям. 23 мая австралийцу была сделана операция.

В тот же день силами апьпинистов-спасателей, военнослужащих и вертолета (с участием работников американского посольства) были орга­низованы поисковые работы. Обширный район поиска, низкая облачность, запорошенная снегом местность усложнили поиск. И только 25 мая, с по­мощью X. (который после операции присоединился к спасателям) удалось найти тело К. Судебно-медицинская экспертиза Алматы и независимая экспертиза посольства США установили, что смерть наступила в результа­те общего охлаждения организма. В данном случае причиной несчастья (кроме ухудшения погоды) явились плохая подготовка пострадавших, их неумение ориентироваться на местности, отсутствие опытного гида, не­знание особенностей горного климата, отсутствие теплой одежды. О мар­шруте своей прогулки и контрольном сроке возвращения пострадавшие никому не сообщили (391).

Активные туристские маршруты часто проходят по местам, где встречаются ядовитые растения, опасные для человека животные. Список ядовитых растений, таких, как белена, дурман, белладонна, болиголов, аконит и т.п. может быть очень длинным. Наиболее опасными из нежела­тельных контактов туристских групп с представителями животного и рас­тительного мира являются нахождение туристов на маршруте с обилием клещей без противоэнцефалитных прививок, употребление съедобных, но неправильно обработанных грибов и т.п. (388, 33).

Установлено, что в активных туристских путешествиях 2/3 времени приходится на привалы, ночлеги и бивачные работы. Для предупреждения травматизма важно, чтобы все предметы походного быта соответствовали своему назначению, а обслуживающий персонал и туристы умели ими без­опасно пользоваться.

К опасным последствиям могут привести тактические и технические ошибки, допущенные как при разработке маршрута активного туристского путешествия, так и в ходе его осуществления. Специалисты, прежде всего, сюда относят недостаточное знание района путешествия, неправильную расстановку туристов и бригады обслуживания в походе, медицинская не­грамотность туристов, потерю ориентировки на маршруте, неумение орга­низовать страховку, принятие неверных решений руководителем группы.

Именно совокупность некоторых перечисленных причин привела к трагедии, которая случилась 7 ноября 1986 года близ Алма-Аты. В уще­лье Кумбельсу хребта Заилийский Алатау на восточном гребне пика Сове­тов погребёнными под снежной лавиной оказались восемь туристов из Но­восибирска. Пятеро погибли сразу, двое получили телесные повреждения, руководитель группы Г. был доставлен в тяжелом состоянии в больницу, прооперирован, но спасти его не удалось.

Нарушения установленных правил безопасности начались уже при подготовке похода и продолжались в его начале. По приказу ректора Но­восибирского пединститута группа студентов должна была выйти в тури- стско-агитационный поход по сёлам Новосибирской области. Руководите­лем группы утвердили преподавателя кафедры физвоспитания Г. Почти одновременно с приказом ректора Г. получил от председателя институт­ского спортклуба маршрутную книжку на горный поход первой категории сложности под Алма-Атой. С разрешения новосибирской маршрутно­квалификационной комиссии (МКК) группа не явилась в Алма-Атинскую контрольно-спасательную службу (КСС), а с вокзала в Алма-Ате послала телеграмму. На карте (которую группа получила в новосибирской КСС) перевал Советов был обозначен в восточном гребне одноименного пика, хотя на самом деле этот перевал находится в северном гребне (70). Эта ошибка во многом предопределила трагедию. Ведь в восточном гребне пика Советов находится перевал Советских строителей (16*), который

выше, сложнее, а в ноябре и лавиноопаснее перевала Советов (1 а). Цена этой ошибки — шесть человеческих жизней.

Плохое знание маршрута, несоответствие подготовки туристов слож­ности выбранного пути — частые причины трагедий в туристских группах. Летом 1984 года группа туристов из Киева в составе 8 человек совершала горное путешествие 4-ой категории сложности по Северному Тянь-Шаню. 22 августа около 19 часов во время прохождения перевала Кишкине (26, 4050 м) туристу этой группы С. падающим сверху камнем был нанесен удар в голову, отчего он, находясь на самостраховке, упал со скальной полки, пролетел вниз 3-4 метра и ударился о камни. В результате от полу­ченных телесных повреждений в 11 часов 23 августа С. скончался.

По факту смерти С. Алма-Атинская прокуратура возбудила уголовное дело, несколько мастеров спорта по горному туризму, в том числе и автор, были привлечены для проведения горно-туристской экспертизы. Прове­денная по данному делу проверка выявила массу нарушений правил про­ведения туристских путешествий как со стороны выпускающей организа­ции, так и со стороны руководителя и участников похода. Группа была выпущена на маршрут МКК организации, к которой не имели отношение ни руководитель, ни участники. Руководитель и некоторые участники не имели достаточного опыта для прохождения горного маршрута 4-ой кате­гории сложности. Отсутствие у группы точных материалов об особенно­стях прохождения перевала Кишкине, месте переправы через реку Левый Таягар при выходе из ущелья Науруксай, месте прохождения ближайшей (от местного несчастного случая) точки радиосвязи, слабая (судя по дли­тельному времени прохождения перевала) физическая и техническая под­готовка группы непосредственно связаны с трагической гибелью туриста.

Безусловного осуждения заслуживает тот факт, что группа не пред­приняла попытки транспортировать пострадавшего в более низкую зону (хотя рельеф пути не являлся технически сложным) и не оказала помощи отряду КСС Алма-Атинского облсовета по туризму и экскурсиям. Группа слишком далеко расположилась на ночлег от начала подъёма на перевал Кишкине, поздно вышла на штурм перевала с места ночёвки, неверно вы­брала путь через перевал.

Наиболее безопасным, пологим и технически простым путём спуска с перевала на запад является северная часть западного склона перевала Кишкине. Южная часть западного склона перевала, по которой спускалась группа, является более крутой, технически сложной и камнеопасной. Пик камнепада по западному склону перевала Кишкине приходится на 14-16 часов, т.е. когда солнце прямыми лучами достаточно долго прогревает склон и в то же время ещё высоко находится над линией горизонта. По­этому попадание туристов из Киева под камнепад около 19 часов и про­исшедший затем трагический случай были скорее закономерными, чем случайными.

Активные туристские путешествия предъявляют людям определённые требования, игнорирование которых способствует созданию опасных си­туаций. Медики выделяют группу людей, которым противопоказано заня­тие активными видами туризма, т.к. они страдают определёнными заболе­ваниями. К этому перечню прежде всего относятся хронические пороки сердца, гипертония, заболевания сердечной мышцы, туберкулёз легких в активной стадии, острые заболевания легких, бронхов, носоглотки, хрони­ческие катары желудка, язва двенадцатиперстной кишки, хронический ко­лит, воспаление и колики желчного пузыря, геморрой с частыми кровоте­чениями, выпадение прямой кишки, воспаление почек, почечных лоханок и мочевого пузыря, камни почек, острое воспаление среднего уха, конъ­юнктивиты, гнойное воспаление глазного мешка, инфекционные кожные заболевания, некоторые заболевания женских половых органов, злокаче­ственные опухоли, грыжа и послеоперационные рубцы с наклонностью к грыжеобразованию, хронический суставный ревматизм, заболевания орга­нов движения, позвоночника, привычные вывихи в больших суставах рук и ног (388, 53-54).

Исключение из активных туристских путешествий лиц, заведомо больных вышеперечисленными болезнями и недостаточно подготовлен­ных, особенно важно потому, что среди современных западных туристов, приезжающих в Казахстан, много людей старших возрастов. Так, в летнем сезоне 1995г. международный альпинистский лагерь “Хан-Тенгри” при­нимал группу туристов, отправленную известной французской фирмой “Атланта”. Средний возраст туристов этой группы равнялся 53 годам, три туриста из десяти были старше 70 лет, а самой старшей туристке было 77 лет. Эта группа прошла горный маршрут, технически равный первой кате­гории сложности и более значительный по продолжительности.

Обострение любой из перечисленных болезней в полевых условиях при отсутствии квалифицированной медицинской помощи может привес­ти к серьёзнейшим последствиям. В нашей практике уже встречались слу­чаи, когда туристы старших возрастов, стремясь пройти сложный мар­шрут, но не надеясь на свои физические возможности, принимали в похо­де различные стимулирующие препараты. При этом в двух случаях были негативные последствия. При употреблении биологичски активных ве­ществ, таких, как фенамин, фенатин, нервитин, стимулирующих деятель­ность нервных клеток, следует помнить, что эти вещества создают только кратковременный эффект. Поэтому целесообразно применять их только в аварийных ситуациях, при крайней необходимости, в тех случаях, когда продолжительность предстоящего движения на этот день невелика. Пере­дозировка этих средств приводит к истощению нервной системы и резко­му снижению работоспособности туристов (359, 55). Все эти обстоятель­ства должны быть не только хорошо известны менеджеру туристской структуры, но учтены им при планировании и организации активных ту­ров. Все вопросы, касающиеся безопасности иностранных туристов, должны быть письменно согласованы с зарубежной фирмой — турагентом.

Установлено, что виды активного туризма разнятся по потенциальной опасности. В частности, обращает на себя внимание то, что большая часть травм происходит на горных и водных маршрутах, а половина смертель­ных случаев в пеших путешествиях связана с водой. Отмечается и более высокая тяжесть травм на водных и горных маршрутах, а также более тя­жёлый исход опасных состояний на них (388, 29).

5-8 декабря 1987 года в пос. Раково Московской области проводилось Всесоюзное совещание председателей горных комиссий республик и об­ластей СССР. Основными докладчиками совещания были мастера спорта по горному туризму Г.Ф. Сипачёв и В.Ф. Ши-мановский, представившие результаты анализа несчастных случаев в горном туризме СССР за период с 1972 по 1987 гг. За пятнадцать лет указанного периода количество спор­тивных групп, совершавших походы в горном туризме, увеличилось с 1090 до 4455. Рост количества групп, таким образом, составил 408,1%, за тот же период в пешем туризме рост составил 191%. Горный туризм по количест­ву спортивных групп рос быстрее других видов туризма, но и абсолютное количество аварий в горном туризме (ГТ) было значительно больше, чем в других видах туризма. За десять лет (с 1972 по 1982гг.) количество несча­стных случаев (НС) в ГТ составило 207 (пострадало 297 человек, из них 187 погибло и 110 получили травмы). За тот же период в пешем туризме произошло 48 НС (пострадало 73 человека, из них 48 погибло и 25 трав­мировано).

За пять лет (с 1982 по 1986 гг.) в ГТ произошло 87 НС (132 человека пострадало, из них 69 погибло и 63 травмировано). За этот же период в пешем туризме произошло 19 НС (44 человека пострадало, из них 37 по­гибли, 7 травмировано).

Может создаться впечатление, что абсолютные цифры не дают объек­тивных показателей опасности походов в разных видах туризма. Однако более детальный анализ полученных материалов показал следующее:

а) в пешем туризме одно чрезвычайное происшествие (случай, когда в походе гибнут и серьёзно травмируются туристы) случается на походы 1096 спортивных групп;

б) в лыжном туризме — одно ЧП на 620 групп;

в) в водном туризме — одно ЧП на 546 групп;

г) в спелеотуризме — одно ЧП на 298 групп;

д) в горном туризме — одно ЧП на 167 групп.

Таким образом, из всех видов туризма наиболее опасен горный ту­ризм, а в горном туризме наиболее аварийноопасны походы шестой (выс­шей) категории сложности.

Потенциально опасны и водные походы, т.к. даже на самых простых маршрутах возможны аварии судов, приводящие к попаданию туристов в воду. А в этой среде возможны переохлаждения, удары о различные пред­меты, сбои дыхания, повреждения или утрата судов, продовольствия и снаряжения (44, 4).

Туристская структура, культивирующая путешествия с активными способами передвижения, обязана иметь контрольно-спасательный отряд (КСО). При этом к основным задачам КСО обычно относится:

1) максимально тщательное изучение всех районов, по которым про­ложены активные туры данной туристской структуры;

2) создание и поддержание готовности необходимого спасательного фонда продуктов питания, медикаментов и снаряжения для проведения поисково-спасательных работ;

3) систематическая подготовка и переподготовка кадров для основно­го и запасного контрольно-спасательного отряда;

4) осуществление профилактических мероприятий по предотвраще­нию несчастных случаев на эксплуатируемых маршрутах и в базовых ла­герях (консультации гидов-инструкторов, инструктаж туристов, марки­ровка маршрутов, проверка прохождения маршрутных групп и т.п.);

5) проведение поисково-спасательных работ и оказание помощи ли­цам, терпящим бедствие;

6) подготовка и передача информации, необходимой государствен­ной аварийно-спасательной службе, при необходимости проведения со­вместных мероприятий.

Необходимо иметь точную и постоянно обновляемую информацию об опасных участках, препятствиях и других факторах, осложняющих про­хождение туристами эксплуатируемых маршрутов. Такая информация мо­жет быть получена в специальных разведывательных, маркировочных по­ходах, а также от гидов плановых туров, периодически проходящих тот или иной маршрут.

Начальнику КСО совместно с сотрудником туристской структуры, от­ветственным за данный тур, целесообразно провести собеседование с ги — дом-инструктором и сирдаром непосредственно перед выходом на мар­шрут. Собеседование должно выявить наличие у них самой свежей и точ­ной информации о маршруте, при этом особо проверяется наличие запас­ного и аварийных вариантов. Здесь же оговаривается и фиксируется в маршрутных документах и графике КСО контрольный срок прихода груп­пы в промежуточные и конечный пункты маршрута.

В туристской литературе контрольным сроком (КС) называется такая дата, по истечении которой немедленно начинаются поисково­спасательные работы, если к этому времени от группы не получено ника­ких сведений. КС — это резерв времени для прохождения маршрута на слу­чай непредвиденных осложнений. Практикой установлены следующие наиболее оптимальные контрольные сроки: для путешествий 1-3 катего­рии сложности — 1-2 дня; для путешествий 4-5 категории сложности — 2-3 дня.

Меньший контрольный срок приводит группу к необходимости схода с маршрута или, наоборот, более интенсивного и небезопасного движения по маршруту. С другой стороны, большой контрольный срок практически исключает возможность оказания своевременной помощи группам, тер­пящим бедствие (216, 9-10).

В программу пребывания на туристских маршрутах с активными спо­собами передвижения должны быть включены следующие профилактиче­ские. мероприятия:

1) медицинский осмотр всех членов группы, в процессе которого врач и инструктор проверяют показания и противопоказания для каждого из туристов;

2) контрольная проверка отдельных умений туристов для решения вопроса о возможности их выпуска на основную трассу похода (для вод­ных маршрутов — умение плавать; для горных — ненарушение чувства рав­новесия);

3) выпуск групп на маршрут после подтверждения росписью каждого туриста получения им инструктажа по вопросам безопасности путешест­вия (388, 130).

Перед выходом группы на маршрут обычно (хотя бы в общем виде) проверяется наличие личного и группового снаряжения, продуктов пита­ния. Однако особое внимание начальник КСО и выпускающий на маршрут должны уделить наличию медицинской аптечки, к подбору которой мно­гие руководители относятся формально. В списке медикаментов обяза­тельны шесть основных групп препаратов и приспособлений:

1) обезболивающие и возбуждающие (анальгин, амидопирин, кофе­ин, кардиомин и т.п.);

2) кровоостанавливающие и дезинфицирующие (перекись водоро­да, настойка йода, календулы и т.п.);

3) антибиотики (пенициллин, тетрациклин, эритромицин и т.п.);

4) наружные (бриллиантовая зелень, синтомициновая мазь, марган­цево-кислый калий, спирт нашатырный и медицинский, бактерицидный лейкопластырь);

5) перевязочный материал (бинты, марля, вата, индивидуальные пе­ревязочные пакеты для каждого туриста и т.п.);

6) приборы и инструменты (термометр, ножницы, жгут, одноразо­вые шприцы для внутривенных инъекций).

Для туристских групп, имеющих по маршруту лавиноопасные участ­ки, следует рекомендовать в состав группового снаряжения туристские радиомаяки типа “Электроника-ТМ-0 Г Радиомаяки предназначены для поиска людей, попавших в снежную лавину, и представляют собой пере­датчики, излучающие модулированные радиоволны. Рабочая частота из­лучения р/м — 880+ 1% кгц, дальность обнаружения сигнала маяка приём­ником не ниже IV класса — не менее 12 м. Время непрерывной работы од­ной батареи типа “Корунд” — 24 часа. Габариты — 91/72/22 мм, вес — 150 г.

Следует отметить, что, несмотря даже на тщательные и системные меры по обеспечению безопасности, в активных туристских путешествиях случаются ЧП. В настоящее время большая часть туристских фирм имеет автономное от государства финансовое, материально-техническое и кад­ровое обеспечение. Поэтому крупные турфирмы, культивирующие актив­ные туры, создают собственные контрольно-спасательные структуры, ко­торые могут осуществлять при необходимости не только профилактиче­ские, но и поисково-спасательные работы.

Поисково-спасательными работами называется оказание необхо­димой помощи туристам и экскурсантам при чрезвычайных происшестви­ях на маршруте, а также населению при стихийных бедствиях (367, 96). Для таких работ фирмы должны сформировать персональный состав кон­трольно-спасательного отряда из наиболее опытных туристов и альпини­стов.

Организаторам туристских структур необходимо знать, что поисково­спасательные работы следует начать, если:

а) туристская группа не прибыла в установленный срок на один из контрольных пунктов, указанных в маршрутной книжке;

б) получено достоверное сообщение об аварийной обстановке на ту­ристском маршруте или во время проведения туристского мероприятия;

в) получено достоверное известие о несчастном случае, требующем транспортировки пострад




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.209 сек.