Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и мир

Буддизм как мировоззренческая система

 

В VI – IV вв. до н.э. в индийской культуре возникает ряд неортодоксальных религиозно-философский учений, среди них, уже с VI в. развивается и буддизм. Легендарным основателем буддизма является Сиддхартха Шакьямуни Гаутама, вошедший в историю с титулом «Будда» («Просветленный»). Буддизм находится в непростых отношениях с ведической традиции, выросший из нее, он пересматривает ряд ключевых положений ведического мировоззрения, иначе расставляет акценты.

 

Буддийское представление о мире и месте человека в нем опирается на уже знакомые нам категории – сансара, карма, нирвана. Представление о мире в буддизме носит отчетливые следы рефлексии, философского осмысления ведического знания. Здесь также первична идея о целостности мира. Процесс жизни Вселенной – повторяющиеся циклы, в течение которых мир от своего идеального состояния (абсолютное единство) переходит в раздробленное бытие, когда частные его проявления – растения, животные, люди и т.д. нарушают это абсолютное единство. При этом с самого своего начала развитие мира устремлено к изначальной точке – единству. К этому в конечном итоге ведут перерождения сансары и действие закономерностей кармы. Эта космогоническая модель отражена в архитектуре и декоре северных ворот Большой ступы в Санчи – одном из древнейших (I в. до н.э.) и ярчайших памятников буддийского искусства. Здесь три горизонтальных уровня (вспомним о трилоке) представлены в виде развернутых свитков, «уставленных» самыми различными существами (см. рис.), (см. рис.).

Особенность индийского мировоззрения – его интерес к предельно умозрительной проблематике. Например, здесь появляются понятия для обозначения единицы измерения длительности космического цикла. Такой единицей, в частности является кальпа, характеризующаяся так: вот железная стена, насчитывающая 16 миль в высоту и каждые 600 лет ее протирает ангел тончайшей тканью, когда стена сотрется, пройдет первый день одной из кальп. Таким образом цикл столько длящийся теряет для эмпирического человеческого восприятия свои границы и кажется бесконечностью.

Как уже было сказано, движущей силой цикла являются процесс сансары и закон кармы. Именно они приводят, в конце концов, каждое частное явление мира в человеческое воплощение (дхарму), из которого единственного возможен выход из сансары через достижение нирваны (просветления). Это делает человеческое воплощение величайшей ценностью для мира, так как только оно ведет к воссоединению частного с целым, к возрастанию целостности мира. Но редкие из людей достигают нирваны, конца пути и тогда колесо сансары крутится дальше. Учение Будды – это путеводитель для всякого, достигшего человеческого воплощения. Оно нацелено на реализацию не только человеческих целей, но цели мира, имея в виду нераздельность истинного блага человека и блага мира.

Абсолютная нераздельность первого и второго тем очевиднее для буддиста, что личности в нашем понимании для него и не существует вовсе. Буддисты полагают, что личность есть только имя (обозначение) для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В знаменитом буддийском философском памятнике «Вопросы Милинды» (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой (Менандром – первая половина II в. до н. э.). «Нагасена указывает царю на колесницу и начинает спрашивать царя, что она такое – есть ли колеса колесница? Или может быть, кузов – колесница? Или не являются ли колесницей оглобли или какие-либо еще детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в таком случае получается – никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает, и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать, что точно также и личность суть только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта»[3].

На месте явления личности в буддийском мировоззрении оказывается явление, выраженное понятием «сантана» – это поток сменяющихся в определенной закономерности воплощений (дхарм) (читай об этом).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образ человека | Конспект Лекции 6. Принятие управленческих решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.