Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей)

Физическая культура в средние века

В различных частях мира не в одно время пришли к феодальным формам физической культуры. В таких регионах, как Индия, Китай, Япония и др., где развитие шло постепенно, главную роль сыграли традиции. Здесь не отказались от старых форм физического воспитания, а лишь видоизменили его. Однако на огромной территории бывшей Римской империи преобразования рабовладельческой формации сопровождались значительными изменениями. Эти изменения были обусловлены влиянием стран-завоевателей и стран, стоящих выше в своем культурном развитии. Так, на физической культуре русских княжеств сказалось влияние Византии и Золотой Орды, на венгров и поляков – немецкого рыцарского ордена, турки оказали значительное влияние на ряд стран Европы, а китайцы – на Японию.

Значительную роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии – буддизм, христианство и ислам.

В период средневековья государства вынуждены были осуществлять военно-физическую подготовку феодалов (например, рыцарская система воспитания). Но в конечном итоге и рыцарь вписывался во всеобщий идеал аскета, т.к. в нем ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены богу и церкви. Однако церковный церемониал не проникал, например, в рыцарские турниры, они были чисто светскими играми, церковь отвергала их. Греческое слово “аскет” (упражняющийся в чем-нибудь) в период средневековья означает человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух.

Физическая культура в самый ранний период феодализма еще в большей степени отдаляется и обособляется от трудовой деятельности, по сравнению с рабовладельческим строем.

К началу этапа развитого феодализма в Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания. Она носила исключительно прикладной характер, в основном военный.

До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Нормы рыцарской военно-физической подготовленности были ограничены семью умениями: езда верхом, плавание, охота, стрельба из лука, владение приемами боя, развлекательные игры, владение хорошими манерами и умение танцевать.

Одной из основных форм военно-физической подготовки феодалов были рыцарские турниры – парные и групповые. В своей классической форме они сложились в XII в. В парных турнирах рыцари стремились с помощью копья выбить друг друга из седла. Если эта часть турнира или поединок на рапирах заканчивалась безрезультатно, то состязание завершалось борьбой. Использование боевых копий часто приводило к трагическому исходу, поэтому к XIV в. соперников стали разделять барьером, применялись специально изготовленные виды турнирного оружия.

В XIV в. рыцарские войска потерпели серию поражений от швейцарской, английской, турецкой пехоты, а также от более мобильных легковооруженных войск восточноевропейских государств. Под влиянием этих поражений и в связи с изобретением огнестрельного оружия рыцарская система военно-физической подготовки потеряла свою значимость.

Возрождение – период в истории европейской культуры с XV по XVII вв., характерный ускоренным развитием естествознания, философии, литературы, искусства, педагогической мысли, в том числе и физической культуры. Усиливается антифеодальное мировоззрение, начинает зарождаться новый класс – буржуазия, идеалом которой становится всесторонне развитый человек.

1.2.2. Физическое воспитание крестьян и горожан
в средние века

Феодальное общество являлось более прогрессивным, чем рабовладельческое. Крепостной крестьянин или ремесленник, имея свое хозяйство и свои орудия производства, проявлял некоторую заинтересованность в труде, чего не было у рабов.

Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс. Они опасались того, что крестьяне могут использовать умения и навыки, приобретенные в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою, в борьбе за свои классовые интересы против феодальных порядков.

Физическое воспитание народных масс протекало стихийно. Однако в ряде случаев оно принимало некоторые организованные формы. Так, в кантонах Швейцарии (XIV в.) для юношей 16-18 лет проводились систематические занятия по бегу, прыжкам, борьбе, метанию копья, фехтованию на палках.

Их физическая подготовленность проверялась в специально организованных состязаниях. В период восстаний и народных войн крестьяне и ремесленники широко применяли физические упражнения в качестве одного из средств боевой подготовки своих войск. Показательной в этом отношении является борьба чешских крестьян и горожан против римско-католической церкви.

В период гуситских войн под руководством Яна Жижки (1360-1424) табориты (революционное крыло гуситов) организовывали постоянные занятия физическими упражнениями. Они тренировались в стрельбе из лука, метании камней, занимались борьбой, прыжками, учились плавать, фехтовать на мечах и копьях в пешем и конном строю.

С ростом средневековых городов (XI-XIV вв.) открылась новая возможность для дальнейшего развития народных форм физического воспитания. Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организовывали фехтовальные и стрелковые “братства”. Наиболее широкое распространение они получили во Франции, Италии, Германии, Бельгии, Швейцарии. Кроме того, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии играли в суль, напоминавший современный футбол. На городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы.

В период позднего феодализма (XV-XVII вв.) крепнущая городская буржуазия превращала стрелковые и фехтовальные “братства” в замкнутые аристократические клубы. Физическое воспитание городской знати все больше обособлялось. Зажиточные слои города стали строить специальные помещения для своих занятий физическими упражнениями и играми. У трудящихся масс, задавленных нуждой и бесправием, все более сокращались возможности для подобных занятий.

1.2.3. Гуманисты и социалисты-утописты
о физическом воспитании

В эпоху Возрождения появляются теоретические обобщения, в которых призывается перейти к организованной системе физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них можно назвать: В. Фельте (1378-1466) – итальянский утопист; Т. Мор (1478-1535) – английский гуманист и писатель; Т. Кампанелла (1568-1639) – итальянский утопист; И. Меркуриалис (1530-1606) – итальянский врач; Ф. Рабле (1483-1553) – французский гуманист; А. Визалий (1514-1564) – бельгийский профессор медицины; У. Гарвей (1578-1657) – английский врач; Я.А. Коменский (1592-1670) – чешский педагог-гуманист и др. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадали, и если их обобщить, то они сводятся к следующему:

1. Отвергалось отношение к познанию человека как к “тюрьме души”, т.е., напротив, проповедовалось то, что возможно познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма.

2. Предлагалось возродить и распространить опыт методики физического воспитания древности (античности), в педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.

3. Утверждалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.

4. Признавалось наличие взаимосвязи между физическим и духовным воспитанием.

5. Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.

Прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения, по сути дела, не оказали существенного влияния на практику физического воспитания того времени, поскольку они, во-первых, опережали свое время, во-вто­рых, в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступающих против физического воспитания. Гуманисты и утописты отдавали предпочтение воспитанию в семье. В большинстве своем они не были педагогами-практиками, за исключением Т. Мора и Т. Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии.

И. Меркуриалис – автор первого учебного пособия по физическому воспитанию “Об искусстве гимнастики”. Его труд в дальнейшем в течение 200 лет был основным руководством в этой области.

С именем чешского гуманиста Я.А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе “Великая дидактика” он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: “… сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни”.

В одном из наиболее известных трудов Коменского “Мир чувственных вещей в картинках” есть такие разделы, как “Плавание”, “Фехтование”, “Игры с мячом”, “Бег наперегонки”, “Детские игры”.

Для физического воспитания эпохи феодализма характерно:

1. На физическое воспитание оказали влияние различные религиозные направления, которые в целом негативно относились к нему.

2. В период феодализма народные массы продолжали развивать свою систему физического воспитания, основанную на местных традициях.

3. Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания.

4. В период Возрождения появляются теоретические обобщения, прогрессивные идеи, выразителями которых были гуманисты, социалисты-утописты, педагоги, врачи.

5. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим учебного дня школы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Педагогические идеи по физическому воспитанию древнейших цивилизаций | Теоретические основы физического воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.