Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие предметной деятельности

Предметная деятельность и ситуативно-деловое общение

Социальная ситуация развития в раннем возрасте

Игровая деятельность ребенка раннего возраста

Эмоциональное развитие ребенка

Развитие предметной деятельности

ТЕМА 9. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

3. Развитие познавательной сферы

4. Развитие речи в раннем возрасте

7. Отношения детей раннего возраста со сверстниками

8. Предпосылки развития личности

9. Характеристика кризиса 3-х лет

К концу 1-го года жизни социальная ситуация развития полностью меняется. В ней появились два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый, между которыми предмет.

Общение ребенка со взрослым во 2-ой половине младенчества начинает опосредоваться предметами. Но ребенка привлекают физические свойства, а не способы действия. Объективная зависимость ребенка от взрослого и стремление к самостоятельности (противоречия) разрешаются в новой социальной ситуации – сотрудничестве (совместной деятельности) со взрослым. Содержание – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, а вместе с предметом передает способ действия с ними.

Противоречие: способ действия с предметами принадлежит взрослому, а ребенок должен овладеть этими способами. В данном случает общение перестает быть ведущим видом деятельности, оно протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Новой социальной ситуации и разрешению противоречия способствует новый вид ведущей деятельности – предметной. Общение становится формой ее организации. Предметная деятельность является ведущей в раннем детстве, т.к.:

1) в ней возникают основные новообразования (речь, наглядно-образное и символическое мышление, процессуальная игра);

2) происходит развитие личности (утверждение своего Я, стремление к достижению результата);

3) в ней получают свое развитие трудовая, изобразительная, конструктивная деятельность.

1. Неспецифические манипуляции (6-7мес.) вся активность ребенка направлена на сам предмет (схватывание и удержание).

2. Специфические действия (10-12 мес.), но это воспроизведение действий взрослого. Эти первичные манипуляции закреплены за теми единичными предметами, на которых были выполнены вместе со взрослым и усвоены. Само действие еще не отделено от вещи, а вплетено в ее свойства.

На 2-м году появляется возможность переноса действия на другие предметы (до 1г.3 мес.). Общая схема действия уже отделяется от конкретных предметов, но смысл и человеческое значение действия еще не выделены для ребенка (функциональное действие).

Перенос действия: 1) с одного предмета на другой – обобщение функций предмета (чашка – кружка, стакан); 2) перенос действия в другую ситуацию.

Наряду с игрушками, изображающими предметы, ребенок сталкивается с настоящими вещами – орудиями (имеют строго определенную функцию и пользование ими предполагает строго фиксированный способ действия).

3. Овладение предметно-опосредованными действиями (до 2-х лет). Ручные действия: предметом действуют так, как самой рукой.

Орудийные действия: рука подчиняется требованиям орудийных приемов (подстраивается).

Перестройка ручных и орудийных действий происходит под влиянием образца, который дает взрослый, т.е. овладение орудийными действиями – это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослый передает ребенку общественно выработанные способы предметов. Развитие предметного действия происходит от совместного со взрослым действия до самостоятельного использования (ложка).

При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия и смысл действия, и лишь затем на этой основе его операционально-техническая сторона. Освоение этой стороны действия происходит не путем прилаживания к образцу, а в процессе создания ребенком образа действия с предметом-орудием.

4. Свободное пользование предметами.

5. Ребенок начинает использовать предметы-заместители (неспецифические действия). Это говорит о том, что у ребенка появляется знаковая функция сознания. Одновременно в играх, где ребенок использует действия с предметами-заместителями, ребенок начинает изображать взрослых. В этот период появляются новые виды деятельности (рисование, конструирование, трудовая деятельность).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная ситуация развития. Общение ребенка со взрослым | Развитие познавательной сферы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.