Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ситуация развития. Общение ребенка со взрослым




ТЕМА 8. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Психологическая сущность кризиса новорожденности

В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. К тому же ребенок из одной среды существования – водной – переходит в совершенно иную – воздушную. Л.С.Выготский приписывает психической жизни новорожденного 2 характеристики:

1) новорожденный обладает лишь начатками психической жизни;

2) эта жизнь носит очень специфический характер и связана преимущественно с подкорковыми отделами мозга.

Кости новорожденного – мягкие, слабые; череп со швами и родничками. Дыхание неритмичное, животом. Вступают в действие многочисленные рефлексы, которые формируются на 7-м месяце внутриутробной жизни. Активность ребенка характеризуется высокой подражательностью. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу около 25% от мозга взрослого человека. К концу первого года жизни головной мозг ребенка составляет 50%, а в два – уже около 75% мозга взрослого.

Основными задачами в данный период выступают (по программе «Кроха»):

- тщательный гигиенический уход;

- формирование четкого и правильного ритма кормления (7 раз через 3 часа) и суточного ритма с концентрацией сна на ночь, а бодрствования на день;

- создание условий для возникновения первых социальных и личностных проявлений ребенка.

К концу 1-го месяца в психической и социальной жизни ребенка происходит переломный момент, который связывается с реакцией на человеческий голос. Появление улыбки в ответ на голос взрослого – суть этой специфической реакции и условная граница перехода ребенка в период младенчества. Социальная ситуация развития характеризуется следующим: взрослый человек – центр любой ситуации. В отсутствии взрослого ребенок беспомощен. Ведущей деятельностью выступает общение, которое создает возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые, двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавать эмоции взрослых и совершенствование собственных), предречевого развития.

 

 

  1. Социальная ситуация развития. Общение ребенка со взрослым.
  2. Развитие двигательной сферы
  3. Познавательное развитие
  4. Развитие самосознания

5. Психологические новообразования первого года жизни

6. Характеристика кризиса первого года

Социальная ситуация, в которой находится ребенок, выражается словом «мы» - ребенок ничего не может сделать без взрослого. Эта ситуация приводит к новому типу деятельности – непосредственно-эмоциональному общению ребенка со взрослым, что служит признаком физического и психического здоровья.

Потребность в общении не является врожденной, а приобретается прижизненно. Она складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним (органические потребности, о которых ребенок сигнализирует взрослому). Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единственного источника всех желанных воздействий. Потребность в общении формируется на основе врожденной потребности во впечатлениях (источник развития лежит не внутри, а вне ребенка. Продукты материальной и духовной культуры раскрываются ребенку взрослым. Поэтому начало психической жизни состоит в формировании специфически человеческой потребности в общении).

Потребность в общении о взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-ей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Она является способом сообщения взрослому о своем удовлетворении; средством налаживания отношений.

На основе улыбки появляется комплекс оживления (на 2-м мес. жизни), что свидетельствует о переходе на новый период психического развития.

Комплекс оживления – первый акт выделения взрослого, акт общения, который помогает воздействовать на взрослого. КО включает:

- зрительное сосредоточение на взрослом

- улыбку

- двигательное оживление

- вокализации

КО является не просто ответной реакцией, а средством общения ребенка со взрослым, формой активного участия в общении. Младенец ведет себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый.

Таким образом, КО выполняет активную функцию в общении со взрослым. Поэтому можно сказать, что начиная со 2-го мес. жизни ребенок овладевает способностью к общению со взрослым и это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Дефицит общения в этот период оказывает отрицательно влияние на все последующее психическое развитие.

В первом полугодии содержание общения сводится к выражению абсолютно положительного и бескорыстного отношения к другому. Ребенок любит мать не за то, что она что-то делает для него, ухаживает, кормит, а просто потому, что она есть. С.Л.Рубинштейн определил эту любовь как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире». Ребенку ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и внимания (главная коммуникативная потребность). Единственный протест, который выражает ребенок, - это против своей «незамеченности».

Акт хватания (4-5 мес.) открывает новый период, в котором появляется новая манипулятивная деятельность ребенка и новая форма общения со взрослым, а также изменяются отношения ребенка со взрослым. Социальная ситуация «мы» взрывается изнутри – «ребенок – предмет – взрослый».

7-8 мес. ребенок решительно отодвигает лицо взрослого при ласковом разговоре, и пытается трогать все доступные для манипулирования предметы.

Общаясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить у же не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего, в соучастии, практическом сотрудничестве.

Мотивы общения: деловые.

Средства общения: предметные действия..

Условия возникновения потребности в сотрудничестве: удовлетворение потребности во внимании; организация взрослым реального взаимодействия с предметами.

Появление ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении ко взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии ребенок одинаково реагирует на положительные и отрицательные воздействия взрослого, проявляя положительные эмоции.

При переход к ситуативно-деловому общению у детей появляются негативные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним.

После 5-6 мес. появляется различение и соответствующая реакция на знакомых и незнакомых людей. К близкому взрослому ребенок испытывает ярко выраженную привязанность, которая формируется к концу первого полугодия жизни (дети до 6 мес. легко и безболезненно адаптируются у новым условиям при усыновлении). После 7 мес. Дети очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью.

 

 

Развитие двигательной сферы

В первом полугодии идет интенсивное развитие сенсорных систем, развитие которых опережает развитие двигательной сферы. Сенсорные механизмы будущих ориентировочных реакций – сосредоточение, слуховое восприятие, тактильная чувствительность, слежение.

Двигательная сфера начинает активно развиваться, когда у ребенка появляется акт хватания (на 5-м мес.) – первое целенаправленное хватательное движение после возникновения фиксации на предмете. После этого начинает развиваться произвольная сфера движений.

Предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения как совместная деятельность.

С появлением акта хватания у ребенка развиваются:

- предпосылки восприятия;

- согласные звуки (по Л.С.Выготскому);

- рука ребенка, которая ведет за собой манипуляции с мелкими предметами (7-10 мес.), что способствует развитию мелкой моторики;

- движения руки ведут к активному развитию ВНД.

Возникновение и развитие манипулятивных действий знаменует окончание первой половины младенчества и возникновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности.

Характеристика предметной деятельности во втором полугодии:

1. Неспецифические предметные действия.

2. Интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий (подстраивание пальцев руки под предмет при схватывании).

3. Направленность на результат.

4. в 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с 2-мя предметами. Появляются соотносящие действия, благоприятно влияющие на формирование наглядно-действенного мышления.

5. К концу года ребенок осваивает специфические действия.

Помимо развития манипулятивных действий двигательное развитие ребенка заключается в следующем:

1. Ребенок имеет большую потребность в движении, которую должен удовлетворять взрослый.

2. В 2,5 мес. ребенок удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого.

3. В 4-5 мес. научается переворачиваться.

4. Во втором полугодии ребенок начинает ползать, садиться. В 8 мес. встает, держась за опору, передвигаться от опоры к опоре.

5. В 12 мес. овладение прямохождением, что отделяет ребенка от взрослого физически и расширяет ориентировку в окружающем.

Познавательное развитие

На познавательную активность и отношение ребенка к миру оказывает влияние ситуативно-личностное общение в первом полугодии (занятия, на которых осуществляется эмоционально-личностное общение, вызывают значительное повышение познавательной активности).

Особенности развития познавательной сферы:

1. Опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта – сначала сориентироваться, потом действовать.

2. В первом полугодии познавательная активность ребенка проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в рассматривании предметов, эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. Но это лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов (ребенок не ищет предмет после его исчезновения из поля зрения).

В умственном развитии выделяют два направления:

       
   


Активное подражание Самостоятельное

действиям взрослого, что совершенствование

лежит в основе процесса обучения множества действий

С образованием предметных действий во втором полугодии зрение и слух приобретают решающее значение в развитии познавательной сферы.

3. Во втором полугодии происходит координация в системе «глаз-рука». Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки.

4. К 8-9 мес. у ребенка появляется интерес к свойствам предметов: прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах. Как бы исследует его (ощупывает поверхность, переворачивает и т.д.). в 8-9 мес. на основе манипулирования ребенок начинает понимать устойчивость свойств предметов, что складывается в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.

5. В 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с двумя предметами. Появляются соотносящие действия, благоприятно влияющие на формирование наглядно-действенного мышления. Таким образом, в период младенчества ребенок познает мир в наглядно-действенной форме.

6. Н а основе наглядно-действенного познания мира происходит развитие следующих механизмов памяти: узнавание (от 1 до 4 мес.); воспроизведение (на 8 мес.).

 

 

Развитие самосознания

В первом полугодии на основе ситуативно-личностного общения ребенка со взрослым закладываются фундаментальные основы личности. Одно из них – выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Это проявляется в положительном самоощущении младенца: положительные эмоции, активность, стремление привлечь к себе внимание взрослого.

Гладя на взрослого ребенок начинает выделять и чувствовать самого себя. Взрослый является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя.

Важнейшим психологическим новообразованием является привязанность к близкому человеку, благодаря чему у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и самому себе (базовое доверие по Э.Эриксону).

Во втором полугодии с развитием манипуляций у ребенка появляется способность четко воспринимать результаты своих конкретных действий и переживание себя как действующего начала. Появляется восприятие зеркального образа себя на основе положительного самоощущения, которое сложилось в первом полугодии.

Психологические новообразования первого года жизни

1. Развитие ребенка происходит посредством взрослого (появление первого социального жеста – улыбки, адресованной другому человеку).

2. У ребенка развивается восприятие, представление о предметах окружающего мира, познавательная активность.

3. На протяжении всего младенческого возраста возникает и развивается потребность в общении, которое является решающим фактором, определяющим все линии развития.

4. Появляется способность к пониманию речи и активная речь как необходимое условие удовлетворения потребности в общении по поводу предметов.

5. Овладение предметными действиями, что изменяет содержание и мотивы одной ведущей деятельности (эмоционального общения) и возникает другая – ситуативно-деловое общение. Это создает предпосылки возникновения и развития наглядно-действенного мышления.

6. Овладение ходьбой как основа физического отделения от взрослого и разрушения старой социальной ситуации.

Характеристика кризиса первого года

Развитие ребенка в младенчестве происходит посредством взрослого, который удовлетворяет органические потребности и потребность в общении.

Противоречие: ребенок нуждается в максимальном внимании, удовлетворении потребностей со стороны взрослого, и в то же время не имеет специфических средств воздействия на взрослого. Это противоречие решается на протяжении всего младенческого периода. Во втором полугодии взрослый расширяет ребенку мир предметов посредством делового общения, а ребенок производит действия с предметами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.