КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная ситуация развития. Общение ребенка со взрослым
ТЕМА 8. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ Психологическая сущность кризиса новорожденности В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. К тому же ребенок из одной среды существования – водной – переходит в совершенно иную – воздушную. Л.С.Выготский приписывает психической жизни новорожденного 2 характеристики: 1) новорожденный обладает лишь начатками психической жизни; 2) эта жизнь носит очень специфический характер и связана преимущественно с подкорковыми отделами мозга. Кости новорожденного – мягкие, слабые; череп со швами и родничками. Дыхание неритмичное, животом. Вступают в действие многочисленные рефлексы, которые формируются на 7-м месяце внутриутробной жизни. Активность ребенка характеризуется высокой подражательностью. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу около 25% от мозга взрослого человека. К концу первого года жизни головной мозг ребенка составляет 50%, а в два – уже около 75% мозга взрослого. Основными задачами в данный период выступают (по программе «Кроха»): - тщательный гигиенический уход; - формирование четкого и правильного ритма кормления (7 раз через 3 часа) и суточного ритма с концентрацией сна на ночь, а бодрствования на день; - создание условий для возникновения первых социальных и личностных проявлений ребенка. К концу 1-го месяца в психической и социальной жизни ребенка происходит переломный момент, который связывается с реакцией на человеческий голос. Появление улыбки в ответ на голос взрослого – суть этой специфической реакции и условная граница перехода ребенка в период младенчества. Социальная ситуация развития характеризуется следующим: взрослый человек – центр любой ситуации. В отсутствии взрослого ребенок беспомощен. Ведущей деятельностью выступает общение, которое создает возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые, двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавать эмоции взрослых и совершенствование собственных), предречевого развития.
5. Психологические новообразования первого года жизни 6. Характеристика кризиса первого года Социальная ситуация, в которой находится ребенок, выражается словом «мы» - ребенок ничего не может сделать без взрослого. Эта ситуация приводит к новому типу деятельности – непосредственно-эмоциональному общению ребенка со взрослым, что служит признаком физического и психического здоровья. Потребность в общении не является врожденной, а приобретается прижизненно. Она складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним (органические потребности, о которых ребенок сигнализирует взрослому). Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единственного источника всех желанных воздействий. Потребность в общении формируется на основе врожденной потребности во впечатлениях (источник развития лежит не внутри, а вне ребенка. Продукты материальной и духовной культуры раскрываются ребенку взрослым. Поэтому начало психической жизни состоит в формировании специфически человеческой потребности в общении). Потребность в общении о взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-ей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Она является способом сообщения взрослому о своем удовлетворении; средством налаживания отношений. На основе улыбки появляется комплекс оживления (на 2-м мес. жизни), что свидетельствует о переходе на новый период психического развития. Комплекс оживления – первый акт выделения взрослого, акт общения, который помогает воздействовать на взрослого. КО включает: - зрительное сосредоточение на взрослом - улыбку - двигательное оживление - вокализации КО является не просто ответной реакцией, а средством общения ребенка со взрослым, формой активного участия в общении. Младенец ведет себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. Таким образом, КО выполняет активную функцию в общении со взрослым. Поэтому можно сказать, что начиная со 2-го мес. жизни ребенок овладевает способностью к общению со взрослым и это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни. Дефицит общения в этот период оказывает отрицательно влияние на все последующее психическое развитие. В первом полугодии содержание общения сводится к выражению абсолютно положительного и бескорыстного отношения к другому. Ребенок любит мать не за то, что она что-то делает для него, ухаживает, кормит, а просто потому, что она есть. С.Л.Рубинштейн определил эту любовь как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире». Ребенку ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и внимания (главная коммуникативная потребность). Единственный протест, который выражает ребенок, - это против своей «незамеченности». Акт хватания (4-5 мес.) открывает новый период, в котором появляется новая манипулятивная деятельность ребенка и новая форма общения со взрослым, а также изменяются отношения ребенка со взрослым. Социальная ситуация «мы» взрывается изнутри – «ребенок – предмет – взрослый». 7-8 мес. ребенок решительно отодвигает лицо взрослого при ласковом разговоре, и пытается трогать все доступные для манипулирования предметы. Общаясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить у же не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего, в соучастии, практическом сотрудничестве. Мотивы общения: деловые. Средства общения: предметные действия.. Условия возникновения потребности в сотрудничестве: удовлетворение потребности во внимании; организация взрослым реального взаимодействия с предметами. Появление ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении ко взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии ребенок одинаково реагирует на положительные и отрицательные воздействия взрослого, проявляя положительные эмоции. При переход к ситуативно-деловому общению у детей появляются негативные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним. После 5-6 мес. появляется различение и соответствующая реакция на знакомых и незнакомых людей. К близкому взрослому ребенок испытывает ярко выраженную привязанность, которая формируется к концу первого полугодия жизни (дети до 6 мес. легко и безболезненно адаптируются у новым условиям при усыновлении). После 7 мес. Дети очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью.
Развитие двигательной сферы В первом полугодии идет интенсивное развитие сенсорных систем, развитие которых опережает развитие двигательной сферы. Сенсорные механизмы будущих ориентировочных реакций – сосредоточение, слуховое восприятие, тактильная чувствительность, слежение. Двигательная сфера начинает активно развиваться, когда у ребенка появляется акт хватания (на 5-м мес.) – первое целенаправленное хватательное движение после возникновения фиксации на предмете. После этого начинает развиваться произвольная сфера движений. Предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения как совместная деятельность. С появлением акта хватания у ребенка развиваются: - предпосылки восприятия; - согласные звуки (по Л.С.Выготскому); - рука ребенка, которая ведет за собой манипуляции с мелкими предметами (7-10 мес.), что способствует развитию мелкой моторики; - движения руки ведут к активному развитию ВНД. Возникновение и развитие манипулятивных действий знаменует окончание первой половины младенчества и возникновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности. Характеристика предметной деятельности во втором полугодии: 1. Неспецифические предметные действия. 2. Интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий (подстраивание пальцев руки под предмет при схватывании). 3. Направленность на результат. 4. в 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с 2-мя предметами. Появляются соотносящие действия, благоприятно влияющие на формирование наглядно-действенного мышления. 5. К концу года ребенок осваивает специфические действия. Помимо развития манипулятивных действий двигательное развитие ребенка заключается в следующем: 1. Ребенок имеет большую потребность в движении, которую должен удовлетворять взрослый. 2. В 2,5 мес. ребенок удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого. 3. В 4-5 мес. научается переворачиваться. 4. Во втором полугодии ребенок начинает ползать, садиться. В 8 мес. встает, держась за опору, передвигаться от опоры к опоре. 5. В 12 мес. овладение прямохождением, что отделяет ребенка от взрослого физически и расширяет ориентировку в окружающем. Познавательное развитие На познавательную активность и отношение ребенка к миру оказывает влияние ситуативно-личностное общение в первом полугодии (занятия, на которых осуществляется эмоционально-личностное общение, вызывают значительное повышение познавательной активности). Особенности развития познавательной сферы: 1. Опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта – сначала сориентироваться, потом действовать. 2. В первом полугодии познавательная активность ребенка проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в рассматривании предметов, эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. Но это лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов (ребенок не ищет предмет после его исчезновения из поля зрения). В умственном развитии выделяют два направления: Активное подражание Самостоятельное действиям взрослого, что совершенствование лежит в основе процесса обучения множества действий С образованием предметных действий во втором полугодии зрение и слух приобретают решающее значение в развитии познавательной сферы. 3. Во втором полугодии происходит координация в системе «глаз-рука». Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. 4. К 8-9 мес. у ребенка появляется интерес к свойствам предметов: прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах. Как бы исследует его (ощупывает поверхность, переворачивает и т.д.). в 8-9 мес. на основе манипулирования ребенок начинает понимать устойчивость свойств предметов, что складывается в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления. 5. В 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с двумя предметами. Появляются соотносящие действия, благоприятно влияющие на формирование наглядно-действенного мышления. Таким образом, в период младенчества ребенок познает мир в наглядно-действенной форме. 6. Н а основе наглядно-действенного познания мира происходит развитие следующих механизмов памяти: узнавание (от 1 до 4 мес.); воспроизведение (на 8 мес.).
Развитие самосознания В первом полугодии на основе ситуативно-личностного общения ребенка со взрослым закладываются фундаментальные основы личности. Одно из них – выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Это проявляется в положительном самоощущении младенца: положительные эмоции, активность, стремление привлечь к себе внимание взрослого. Гладя на взрослого ребенок начинает выделять и чувствовать самого себя. Взрослый является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Важнейшим психологическим новообразованием является привязанность к близкому человеку, благодаря чему у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и самому себе (базовое доверие по Э.Эриксону). Во втором полугодии с развитием манипуляций у ребенка появляется способность четко воспринимать результаты своих конкретных действий и переживание себя как действующего начала. Появляется восприятие зеркального образа себя на основе положительного самоощущения, которое сложилось в первом полугодии. Психологические новообразования первого года жизни 1. Развитие ребенка происходит посредством взрослого (появление первого социального жеста – улыбки, адресованной другому человеку). 2. У ребенка развивается восприятие, представление о предметах окружающего мира, познавательная активность. 3. На протяжении всего младенческого возраста возникает и развивается потребность в общении, которое является решающим фактором, определяющим все линии развития. 4. Появляется способность к пониманию речи и активная речь как необходимое условие удовлетворения потребности в общении по поводу предметов. 5. Овладение предметными действиями, что изменяет содержание и мотивы одной ведущей деятельности (эмоционального общения) и возникает другая – ситуативно-деловое общение. Это создает предпосылки возникновения и развития наглядно-действенного мышления. 6. Овладение ходьбой как основа физического отделения от взрослого и разрушения старой социальной ситуации. Характеристика кризиса первого года Развитие ребенка в младенчестве происходит посредством взрослого, который удовлетворяет органические потребности и потребность в общении. Противоречие: ребенок нуждается в максимальном внимании, удовлетворении потребностей со стороны взрослого, и в то же время не имеет специфических средств воздействия на взрослого. Это противоречие решается на протяжении всего младенческого периода. Во втором полугодии взрослый расширяет ребенку мир предметов посредством делового общения, а ребенок производит действия с предметами.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |