КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Врожденные рефлексы новорожденного
Внутриутробное развитие ребенка ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОРОЖДЕННОСТИ 1. Внутриутробное развитие ребенка 2. Врожденные рефлексы новорожденного 3. Психологическая сущность кризиса новорожденности Некоторые врачи и психологи приписывают еще не родившемуся ребенку вполне сознательные человеческие переживания. Пренатальная педагогика определяет своей задачей организацию наиболее полезных для внутриутробного психического развития внешних воздействий. Пренатальный период состоит из 3-х стадий: 1) предзародышевая (от 0 до 2-х недель) 2) зародышевая (с 2-х недель до 2 мес.) 3) эмбрион (с 2-х мес. до 4-х мес.) 4) плод (с 4-х мес.до рождения). С 7 мес. плод может выжить в воздушной среде. У человеческого плода около 3-х мес. обнаруживается ряд двигательных рефлексов (открывание рта, сгибание шеи, примитивный подошвенный рефлекс и др.). Эмбрион чувствителен к: - вестибулярным раздражителям при движении матери (укачивание и замирание, возобновляя движения руками и ногами в состоянии покоя); - зрительная чувствительность; - слуховая чувствительность (звук материнского голоса, биение сердца, звуки извне). Все воздействия приходят к ребенку смягченными. Рождение – это переход к новому существованию (кризисный период). Почему: - меняется температура тела - автономное дыхание (рождаясь, ребенок получает кислород по 2-м каналам: через пуповину и легкие во избежание гипоксии) - самостоятельное питание и выделение продуктов жизнедеятельности.
(биологическая основа выживания ребенка) Рефлексы позволяют приспособить организм к внешним условиям: 1. Физиологические (пищевые) (необходимы для выживания во внешнем мире). Сосательный, поисковый – готовность к новому типу питания. 2. Защитные (зрачковый, мигательный, болевой). На 12-й неделе отмечается вздрагивание, икание, чихание. 3. Ориентировочные (направлены на контакт с внешним миром – поворот головки на сильный источник света как основа потребности во впечатлениях). К 14-й неделе развит слух. В 24 недели зажмуривает глаза и отворачивается от яркого света, который проникает через стенку живота матери; чувствует вкус (активизация глотательных движений на сладкий вкус). Достаточно зрелой является тактильная чувствительность – реагирует на прикосновение уже на 7- неделе, а к 6 месяцам угадывается отношение к разным видам внешних раздражителей. 5-месячный плод двигает головкой, если погладить ее рукой; отодвигается от холодного датчика УЗИ; бьет ножками от холодной воды, когда обливают живот матери. После рождения на 2-й недели в сторону источника света или звука. 4. Двигательные: - хватательный (рефлекс Робинсона). Исчезает на 2-4 мес. - рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) – отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением в исходное положение). Исчезает после 4-х мес. - подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) – изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес. - рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Исчезает после 4-х мес. 5. Тонические: - лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве. - Рефлекс Кернига: у лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах. Рефлекс считается положительным, если сделать это не удается; исчезает после 4-х мес. Все врожденные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения. У животных – это природная необходимая основа для поведения взрослой особи. В течение 4-х недель ребенок считается новорожденным. Это время, когда ребенок наиболее беспомощен. Он еще не владеет средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших органических потребностей, поэтому складывается впечатление, что младенец чисто биологическое существо (выживание ребенка обеспечивается включением врожденных рефлексов; уход взрослого). Особенность новорожденного: большие способности к обучению, возможности к приспособлению к новой жизни на основе подражания, копирования многих действий. Взрослый человек – центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Поэтому смысл всякой ситуации для ребенка определяется прежде всего присутствием взрослого. Отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически – ситуация «пра-мы» (изначальная психическая общность матери и ребенка). Взрослый для ребенка – не внешняя среда, не объект внешнего мира, а внутреннее содержание его психической жизни. С этой особенностью связана высокая подражательность ребенка, которая порой опережает собственные возможности ребенка, что отличает его от животных. При отсутствии связи со взрослым возникает явление госпитализма.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |