Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 5. ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




Читайте также:
  1. A. Организм. Индивид. Личность. Ииндивидуальность. Теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева.
  2. I I I этап развития Медицинской этики
  3. I. Основные этапы развития дерматологии и венерологии
  4. II. Эволюционные и революционные пути развития психики в онтогенезе
  5. III. Расширение экономических связей со всеми странами мира, получение валютных кредитов для развития собственной экономики.
  6. IV этап развития Медицинской этики
  7. IV. Интеллектуальные соревнования как средство развития интереса к изучению физики
  8. J. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  9. V этап развития медицинской этики - Биоэтика
  10. V. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД И МАССИВОВ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
  11. VI Закономерности и принципы обучения
  12. Абсолютные значения эластичности по цене и факторы, влияющие на нее

 

Психическое развитие – закономерный процесс. Ядром любой теории, концепции, которые раскрывают психическое развитие, являются следующие моменты:

- раскрытие движущих сил развития;

- выявление внешних и внутренних факторов (наследственность, среда, воспитание).

По степени доминирования какого-либо из этих факторов в психологии существует множество теорий, объясняющих психическое развитие, в которых условно можно выделить два направления: биогенетическое и социогенетическое (социопсихологическое).

Сторонники биогенетического направления (Э.Геккель, З.Фрейд, С.Холл) исходят из того, что все психические особенности являются врожденными (смена периодов развития, появление различных психических свойств, качеств личности). Автор данного направления Ж.-Ж.Руссо. В своей книге «Эмиль» он описывает детей как активных участников собственного процесса развития, который задает и обеспечивает сама природа.

Ребенок рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и темп, и предел одаренности.

Среда, в которой ребенок воспитывается, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано до его рождения.

В рамках этого направления создана теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Во время своего внутриутробного существования эмбрион (зародыш) проходит путь от простейшего организма до человека. В месячном зародыше – крупная голова, жабры и хвост; в 2 месяца начинает приобретать вид человека, на его ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4-го месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Основные закономерности психического развития ребенка

Развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Л.С.Выготским определены следующие закономерности психического развития ребенка:

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность проявляется в том, что различные психические функции, свойства и новообразования развиваются не синхронно; каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность означает разновременность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Доказано, что вначале формируются более древние анализаторы, затем – более молодые. Чем нужнее то или иная функция, тем раньше она развивается (ребенок быстрее научается ориентироваться в пространстве, чем во времени).



2. Влияние двух факторов на развитие – биологического и социального.

3. Активность самого ребенка.

4. Сензитивные периоды развития – это периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Если в ходе развития упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

5. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформируясь при этом определенным образом.

6. Кризисы развития. По Л.С.Выготскому, кризис – это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущность: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Источником кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Стабильный период – прогрессивное развитие ребенка. Развитие самого кризиса носит негативный характер. Механизм протекания кризиса: в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий тип деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований (психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь). В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми – именно в этот момент наступает кризис развития. Особенности протекания кризиса:

- неотчетливость границ начала и конца;

- трудновоспитуемость ребенка;

- снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

7. Скачкообразность развития – развитие происходит не равномерно, а скачками: ребенок сначала накапливает количественные данные, а затем резко переводит их в качество.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 34.228.142.94
Генерация страницы за: 0.002 сек.