КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Факторы и закономерности психического развития
Психическое развитие – закономерный процесс. Ядром любой теории, концепции, которые раскрывают психическое развитие, являются следующие моменты: - раскрытие движущих сил развития; - выявление внешних и внутренних факторов (наследственность, среда, воспитание). По степени доминирования какого-либо из этих факторов в психологии существует множество теорий, объясняющих психическое развитие, в которых условно можно выделить два направления: биогенетическое и социогенетическое (социопсихологическое). Сторонники биогенетического направления (Э.Геккель, З.Фрейд, С.Холл) исходят из того, что все психические особенности являются врожденными (смена периодов развития, появление различных психических свойств, качеств личности). Автор данного направления Ж.-Ж.Руссо. В своей книге «Эмиль» он описывает детей как активных участников собственного процесса развития, который задает и обеспечивает сама природа. Ребенок рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и темп, и предел одаренности. Среда, в которой ребенок воспитывается, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано до его рождения. В рамках этого направления создана теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Во время своего внутриутробного существования эмбрион (зародыш) проходит путь от простейшего организма до человека. В месячном зародыше – крупная голова, жабры и хвост; в 2 месяца начинает приобретать вид человека, на его ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4-го месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица. Основные закономерности психического развития ребенка Развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Л.С.Выготским определены следующие закономерности психического развития ребенка: 1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность проявляется в том, что различные психические функции, свойства и новообразования развиваются не синхронно; каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность означает разновременность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Доказано, что вначале формируются более древние анализаторы, затем – более молодые. Чем нужнее то или иная функция, тем раньше она развивается (ребенок быстрее научается ориентироваться в пространстве, чем во времени). 2. Влияние двух факторов на развитие – биологического и социального. 3. Активность самого ребенка. 4. Сензитивные периоды развития – это периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Если в ходе развития упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления. 5. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформируясь при этом определенным образом. 6. Кризисы развития. По Л.С.Выготскому, кризис – это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущность: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Источником кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Стабильный период – прогрессивное развитие ребенка. Развитие самого кризиса носит негативный характер. Механизм протекания кризиса: в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий тип деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований (психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь). В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми – именно в этот момент наступает кризис развития. Особенности протекания кризиса: - неотчетливость границ начала и конца; - трудновоспитуемость ребенка; - снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения. 7. Скачкообразность развития – развитие происходит не равномерно, а скачками: ребенок сначала накапливает количественные данные, а затем резко переводит их в качество.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |