Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения учения З.Фрейда




З. ФРЕЙДА

ТЕОРИЯ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ТЕМА 6. ТЕОРИИ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Психоаналитическая теория была разработана в начале ХХ века венским психиатром З.Фрейдом. Анализ ассоциаций пациентов привел его к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. З.Фрейд считал, что поведение и развитие человека определяются прежде всего биологическим фактором (сексуальное влечение).

По мнению З. Фрейда, инстинктивные потребности организма вступают в противоречивые отношения с обществом – отсюда тревога и невроз. Фрейд предположил, что корни личностных проблем человека уходят в раннее детство, когда ребенок получил психическую травму, связанную с сексуальными проблемами, т.е. неудовлетворением потребностей в течение длительного времени. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются и уходят в подсознание. Избавление от этих страданий возможно в результате специально формы терапии, в которой психотерапевт помогает осознать травмирующие события, выводя их на уровень сознания.

1) открытие бессознательного – той части психики, в которой сосредоточены влечения, инстинкты;

2) открытие сексуального начала, которое составляет основу теории психоанализа.

З.Фрейд утверждал, что личность состоит из 3-х компонентов:

- «Оно» - примитивный компонент, носитель инстинктов. Бессознательное «Оно» подчиняется принципу удовольствия.

- «Я» - данный компонент следует принципу реальности, учитывает особенности внешнего мира. Помогает снять конфликт между «Оно» и сознательными культурно-нормированными представлениями.

- «Сверх-Я» - носитель моральных норм. Эта часть личности выполняет функцию критика и цензора. Ее называют сознанием.

Взаимодействие «Оно» и «Сверх-Я» заключается в том, что «Оно» принуждает нас делать то, что противоречит «Сверх-Я». Если личность совершает действия в угоду «Оно» и в противовес «Сверх-Я», то она испытывает чувство вины, т.к. «Оно» и «Сверх-Я» несовместимы. Поэтому личность неизбежно попадает в ситуацию конфликта, что создает напряжение.

Как же происходит становление трех основных компонентов личности?

Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями, которые непосредственно удовлетворяет в своем поведении, т.е. ребенок представляет жаждущую наслаждений часть личности «Оно». Главный мотив поведения ребенка – удовлетворение инстинктивных желаний (принцип удовольствия). Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно приобретает способность задерживать удовлетворение непосредственных импульсов.

Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои желания – начинает развиваться новый принцип психической жизни – принцип реальности. Так возникает следующая часть личности «Я», основная роль которой – поиск социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктов. Примерно к концу дошкольного возраста появляется «Сверх-Я», когда требования и ценности окружающих людей становятся его собственными требованиями к самому себе (внутренняя цензура).

По З Фрейду, психика в своем развитии проходит ряд своеобразных и закономерных этапов.

1. Оральная стадия (до 1 года). Основной источник удовольствия сосредоточен в зоне рта (сосание). В первом полугодии ребенок не отделяет свои ощущения от объекта, которым были вызваны. Мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца – появляются ограничения. Таким образом, в начале жизни различия между внешним и внутренним достигаются на основе переживания удовольствия. Во второй половине оральной стадии появляются зубы и к сосанию добавляется укус, что придает действию агрессивный характер, удовлетворяющий сексуальную потребность ребенка. Так как мать не позволяет ребенку кусать грудь, возникает конфликт с реальностью. У новорожденного нет «Я» - оно постепенно формируется под влиянием внешнего мира.

2. Анальная стадия (1-3 года). Важным источником удовольствия становится анальная область, которая является объектом внимания ребенка, т.к. в это время ребенка приучают к опрятности. Предметом детской сексуальности является удовлетворение от овладения функциями выделения. На этой стадии ребенок сталкивается со многими запретами. Внешний мир выступает для него как барьер, который он должен преодолеть. Поэтому развитие приобретает конфликтный характер. На этой стадии образуется инстанция «Я», которое способно контролировать «Оно». «Я» ребенка научается разрешать конфликты между стремлением к наслаждению и реальностью. Социальные принуждения, страх потерять любовь близких заставляют ребенка мысленно представлять те или иные запреты. Таким образом начинает формироваться «Сверх-Я»

3. Фаллическая стадия (3-5 лет). Данная стадия характеризуется расцветом детской инфантильной сексуальности. Ребенок испытывает сексуальную привязанность к взрослым. Первым объектом удовольствия для ребенка выступает мать. Отношение к ней с самого начала имеет сексуальную окраску. Само отделение от матери (акт рождения) оказывается глубокой травмой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежны. Соперником в этих влечениях выступает отец, что порождает ненависть к нему, желание его смерти. Комплекс этих переживаний (влечение к матери и ненависть к отцу) получил название «эдипов комплекс». На этой стадии полностью формируется «Сверх-Я». Преодоление «эдипова комплекса» играет важную роль для дальнейшего психического развития ребенка. Главную роль на этой стадии играет «Я», т.к. борется против разрушительных принципов «Оно» и против строгости «Сверх-Я».

4. Латентная стадия (6-12 лет). Характеризуется снижением полового интереса к себе и окружающим. «Я» полностью контролирует потребности «Оно», сексуальные переживания вытесняются и интересы ребенка сосредотачиваются на общении, обучении, усвоении человеческого опыта.

5. Генитальная стадия (12-18 лет). Скрытые сексуальные чувства выходят на поверхность, и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. На этой стадии «Я» борется против агрессивных импульсов «Оно».

Если на каждой стадии удовлетворяются сексуальные потребности ребенка, то развитие происходит нормально.

По Фрейду, психическое развитие целиком зависит от другого человека, а не от окружающих предметов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.