Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Концепции культуры и подходы к пониманию культуры в философии




Общее понятие о народной художественной культуре. Динамика развития народной художественной культуры (4 часа)

 

(НХК Михайлова Л.М.)

 

Для определения понятия «народная художественная культура» и ее места в общечеловеческой культуре необходимо рассмотреть содержание и структуру таких основных понятий, как «культура», «художественная культура», «народ» и др. Наиболее широким и емким из них является понятие «культура», поэтому представляется целесообразным начать ана­лиз с него и логически перейти к другим, имеющим особенный и частный характер.

(1сл.) Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности, это ка­чественная характеристика общественной жизни, жизнедеятельности людей, развития человека и общества, связи между прошлым, настоящим и будущим. Культура заполняет и насыщает собой все социальное про­странство, как бы разливаясь по всему «телу» социального организма и проникая во все его поры. Она дает возможность реализовать сущност­ей силы человека как социального субъекта в его деятельности. (2 сл.) Чело­век, создавая культуру, одновременно творит и себя. Культура, таким образом, отражает степень развития и самого человека, его свободы, а также характеризует общество и его развитие с точки зрения активного участия в этом процессе творческого индивида.

Специальные исследования культуры появились в середине 60-х, по­ручили широкий размах в 70-е годы, сейчас наметилась попытка создания единой культурологической концепции. Теоретическая значимость понятия «культура» для современной науки обусловлена глобальностью и многогранностью самой ее проблемы. Культура — одно из самых общих философско-социологических понятий высокого уровня абстрак­ции, поскольку фиксирует саму суть исторического развития человечества. Являясь сложной системой, вбирающей в себя и отражающей противоречия реального мира, культура, естественно, в рамках различных наук рассматривается в соответствии с их задачами с разных точек зрения. В литературе можно встретить самые противоречивые, порой взаимоисключающие, толкования этого термина: от бытового понимания уровня воспитанности той или иной личности до представления культуре как всеобщем способе существования человеческого рода. Тем не менее, в этих различных воззрениях есть нечто общее: культура та или иначе рассматривается как реализация сущностного смысла бытия человека. И в этом плане 4 сл. концептуальным для нашего понимания является представление о культуре как основе развития человечества. Осуществляя отбор и накопление социокультурного опыта, участвуя в процессах социализации, она делает человека человеком.

5сл. На данном этапе развития теории отсутствует единая концеп­ция культуры. Есть попытки ее классификации (С.Н. Артановский Е.В. Боголюбова. Е.А. Вавилин, Ю.Р. Вишневский, Н.С. Злобин Л.Е. Кертман. Л.Н. Коган, В.Ф. Фофанов, Б.Д. Яковлев и др.). Анали­зируя их представляется важным и необходимым выделение признаке культуры, позволяющих использовать это понятие в качестве теорети­ко-методологической основы исследования. Чтобы выработать такую основу, нужно, прежде всего, решить, какая концепция и трактовка по­нятия «культура» предпочтительнее с точки зрения соответствия це­лям и задачам исследования народной художественной культуры.

Суммируя существующие концепции культуры, исследователи кон­статируют наличие нескольких подходов: аксиологического и деятельностного или деятельностного и функционального; другие выделяют четыре типа: аксиологический, деятельностный, функциональный, семиотичес­кий и даже более четырех: аксиологический, деятельностный, общественно - или личностно-атрибутивный. системно-духовный, информационно-знаковый, структурно-функциональный и т.д. Все они связаны философско-культурологическим анализом данного феномена. Аксиология - (от греч. axia - ценность и...логия), учение о ценностях.

Множество существующих определений культуры Ф.И. Минюшев систематизирует и выделяет антропологический, философский, социологический подходы [1, с. 6-7].

С точки зрения цели и задач исследования не представляется необходимым останавливаться на антропологическом анализе культуры. Достаточно привести лишь пример антропологического понимания культуры определение, данное американским антропологом Ф. Боком: «Культура" в самом широком смысле слова — это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди

... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы — и ты, и они — видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности,, ощущения беспомощнос­ти и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком» |2]. В этом определении подчеркнута та особенность культуры, которая ха­рактеризует отличие одного этноса от другого, одной социальной группы или общности от другой.

В философии наибольшее распространение получили следующие концепции культуры: 1) как совокупности созданных материальных и ду­ховных ценностей, что соответствует достиженческому или аксиологиче­скому, подходу; 2) как творческой деятельности человека деятельност­ный подход): 3) как специфического способа человеческой деятельности (технологический, или функциональный): 4) как знаковой системы. Кроме того, понятие «культура» все чаще используется для характерис­тики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом. Такое многообразие подходов обусловлено сложностью философского осмысления этого феномена, а также различиями в иссле­довательских целях. Культуру можно рассматривать с разных сторон, что. естественно, допускает и плюрализм мнений.

Аксиологическое понимание культуры как совокупности созданных продуктов, материальных и духовных ценностей позволяет рассматривать народную художественную культуру как специфическое социальное явле­ние, в котором реализованы, воплощены сущностные силы человека. Од­нако ее нельзя считать лишь совокупностью готовых продуктов, она пред­ставляет собой непрерывный процесс возникновения, становления, самодвижения и изменения. Даже прошлое наследие культуры не оста­ется неизменным, а находится в постоянном движении, переосмыс­ливается, переоценивается и обнаруживает новые возможности в совре­менном контексте. Ценности народной художественной культуры, созданные произведения которой не только претерпели изменения при исполнении на протяжении многих веков, но и как бы заново интерпре­тируются в русле современных знаний истории и культуры.

Деятельностный подход также не может достаточно полно выражать всего многообразия проявлений народной культуры. Понимание ее как творческого аспекта человеческой деятельности представляется довольно узким, ибо отражает один лишь процесс производства, в то время как она включает в себя неразрывное единство процессов хранения, распространения, потребления и освоения.

Определенную значимость имеет концепция о диалогичности культуры (М.М.Бахтин), в основе которой вместо абстрактного понятия «деятельность» используется более конкретное «взаимодействие» предполагающее наличие разных субъектов, связанных между собой о ношениями диалога, общения. По его мнению, «чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже... между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость односторонность этих смыслов, этих культур.... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются» [3]. Теория взаимодействия М.М. Бахтина позволяет рассматривать ее как процесс и результат взаимодействия разных культур. И диалог представляется плодотворным, обеспечивающим открытости культур разных народов для их взаимообогащения и самостоятельного развития. Народная художественная культура не является феноменом изолированным, ее социодинамика осуществляется во взаимодействии и взаимовлиянии с другими типами культуры.

Функциональный, или технологический, подход к культуре дает возможность охарактеризовать народную художественную культуру как специфический способ деятельности и сводит ее к средствам, технике технологии. При этом под способом деятельности понимаются специфические средства, выработанные в процессе жизни для организации, регуляции и координации совместных человеческих действий, т.е. техника в самом широком смысле слова как механизм деятельности или, иначе говоря, универсальная технология (Э.С. Маркарян).

Народная художественная культура с этой точки зрения представляет собой специфические способы, средства художественной деятельности и объективацию определенной информации в ее продуктах. Однако такое понимание культуры не раскрывает ее содержания. Было бы не верным сводить культуру, в том числе и народную, к средствам, технике, технологии, которые могут лишь служить способом оформления ее держания или ее хранения и передачи из поколения в поколение. Народная художественная культура и любая другая — это прежде всего духовное, содержательно-смысловое явление, оформленное тем или иным способом детерминирующим бытование в обществе, среди индивидов, различных социальных групп и общностей, у которых возможны свои специфические средства, формы, методы художественной деятельности.

В семиотическом подходе к культуре как к знаковой системе она определяется как «ненаследованная память коллектива, выражающаяся определенной системе запретов и предписаний», или как естественно и исторически сложившийся механизм коллективного разума, облада­ющий коллективной памятью и способный осуществлять интеллекту­альные операции {5]. (СЕМИОТИКА, наука о знаках.)

Такое понимание наиболее близко подводит к народной художественной культуре, имеющей в основе своей коллек­тивность как одну из характерных черт. Система запретов и предписа­ний, выраженная в специфической форме в продуктах художественной деятельности народа, представляет собой не что иное, как коллективный разум, коллективную память. Однако не все в народной Художественной культуре и в любой другой можно свести к знаковой системе и нельзя сводить культуру лишь к прошлому опыту. Народная культура традиционна. но она представляет собой динамичное социальное явление, постоянно развивающееся на основе прошлой памяти!

Рассмотренные концепции представляют собой исследование разных способов функционирования культуры в обществе. Все они отражают по­следовательность культуротворческой деятельности, включающей в себя творческую переработку информации, ее накопление, воплощение но­вых идей, знаний, ценностей, норм, образцов в материальные фирмы, определение способов их трансляций, восприятие и освоение информа­ции субъектом и ее превращение им в личный опыт, т.е. интериоризацию в соответствии со своей системой ценностей.

Представленные выше концепции и другие характеризуют культуру как многоаспектную и позволяют рассматривать народную художествен­ную культуру как сложное и многогранное явление. С одной стороны, это творческая деятельность народа, созидательная, в процессе и резуль­тате которой появляются новые ценности. Они зафиксированы и хранятся либо в памяти народной, либо в предметном виде (изделия декоратив­но-прикладного искусства), распространяются и потребляются, осваива­ются из поколения в поколение через устные способы передачи. С дру­гой стороны, народная художественная культура — определенный способ деятельности с использованием музыкально-поэтического. игро­вого языка, техники исполнения и других средств выразительности, это и культура, содержащая в себе определенные знаки, символизирующие нормы и образцы жизнедеятельности. Кроме того, предназначение ее состоит в том, чтобы развивать способности и возможности самого че­ловека, формировать его мировосприятие, мироощущение, свойствен­ные народному сознанию.

В социологии также нет единого, устоявшегося определения куль­туры, эта наука развивалась менее интенсивно, чем философия куль­туры. Есть попытки в определении культуры как «репрезентативной»: "Культура является общественным фактом, поскольку она является репрезентативной культурой, то есть производит идеи, значе­ния и ценности, которые действенны в силу их фактического призна­ния. Она охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, по­скольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пас­сивным признанием» [6].

Таким образом, культура рассматривается как представляющая в соз­нании членов общества все и любые факты, которые что-либо означа­ют для действующих индивидов. Л.Г.Ионин считает, что такой подход исключает отношение к культуре как к феномену, пассивно «сопровож­дающему» общественные явления и процессы и протекающему вне и независимо от них [7]. В этом он действительно прав. Однако здесь явно просматривается понимание культуры как субъектного отражения об­щественных явлений и процессов, что связано, прежде всего, с особен­ностями человеческого восприятия, поэтому представляется недоста­точно точным.

От такого понимания отличаются определения, данные большинством современных социологов. Вот некоторые из них: «Культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» (Комаров, М.С.) [8]. А.И. Кравченко пишет, что культура «... есть то, что объединяет аборигенов с самыми цивилизованными народами — си­стема убеждений и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью кото­рых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие лю­дей». При этом он считает, что «с цивилизацией ассоциируются матери­альные успехи, а с культурой—духовный мир человека» [9].

Близкое к этому дают определение культуры А.А. Радугин и К.А. Ра-дугин. которые считают, что «в социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодей­ствия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельное-: ти и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей» [10]. Как наи­более приемлемое можно привести определение, данное Э.Тэйлором в 1871 г.: «Культура... слагается в своем целом из знания, верований, ис­кусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [11]. К этому он считает необходимым прибавить материализованные зна­ния, верования и умения и считает, что культура — это все. что произ­водится, социально усваивается и разделяется членами общества.

Наиболее логически обоснованно представлено социологическое по­нимание культуры у Ф.И. Минюшева. Для этого он, прежде всего, вычле­няет цивилизацию и культуру, хотя они и взаимосвязаны: «Цивилизация есть искусственный мир, созданный трудом, деятельностью людей... Все, что в цивилизации направлено против человека, его жизни, физического и нравственного здоровья, не может быть отнесено к культуре. Поэтому стало очевидным, что культура — это не весь искусственный мир и что к ней относится лишь собственно человеческое в цивилизации, а имен­но все то. что имеет разумное основание» [12. с. 8]. По его мнению, куль­тура «самодетерминируется знанием, ценностью, нормой и образцом, ориентирующим человека в его поведении, деятельности, взаимодействии с другими людьми» [12, с. 12]. Эти элементы культуры проявляются в повседневности и в сфере трудовой деятельности (экономике, политике, управлении, правосудии, науке, образовании и воспитании, в массовых коммуникациях, в искусстве и литературе), выполняя при этом различ­ные функции.

Во всех представленных выше определениях есть нечто общее, что позволяет взять социологический подход к культуре в качестве методологической основы данного исследования. Общим является понимание культуры как феномена, функционирующего в обществе в виде совокупного социального опыта человечества, его знаний, ценностей, норм, социальных образцов и др. Они выражены в языке, песне, танцах, обы­чаях, традициях, в веровании, в мировоззрении, идеологии, в морали, законах и т.п. и формируют потребности, мотивы, правила, цели и смыслы деятельности. С их помощью регулируются жизнь и взаимо­действие людей в обществе, в отдельных социальных общностях и груп­пах. Такого понимания мы будем придерживаться в дальнейшем при анализе народной культуры.

Проанализировав основные концепции культуры, можно прис­тупить к рассмотрению понятия «народная культура». Для этого, преж­де всего, представляется целесообразным разобраться с понятием «на­род». Слово «народ» многозначно, оно имеет множество элементов, составляющих его структуру и содержание, например, социокультурные. Религиозные и др. Поскольку это понятие широко используется в раз­личных науках, то и интерпретация его содержания может быть раз­личной в зависимости от объективных и субъективных составляющих.

 

Лекция 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.