КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Концепции культуры и подходы к пониманию культуры в философии
Общее понятие о народной художественной культуре. Динамика развития народной художественной культуры (4 часа)
(НХК Михайлова Л.М.)
Для определения понятия «народная художественная культура» и ее места в общечеловеческой культуре необходимо рассмотреть содержание и структуру таких основных понятий, как «культура», «художественная культура», «народ» и др. Наиболее широким и емким из них является понятие «культура», поэтому представляется целесообразным начать анализ с него и логически перейти к другим, имеющим особенный и частный характер. (1сл.) Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности, это качественная характеристика общественной жизни, жизнедеятельности людей, развития человека и общества, связи между прошлым, настоящим и будущим. Культура заполняет и насыщает собой все социальное пространство, как бы разливаясь по всему «телу» социального организма и проникая во все его поры. Она дает возможность реализовать сущностей силы человека как социального субъекта в его деятельности. (2 сл.) Человек, создавая культуру, одновременно творит и себя. Культура, таким образом, отражает степень развития и самого человека, его свободы, а также характеризует общество и его развитие с точки зрения активного участия в этом процессе творческого индивида. Специальные исследования культуры появились в середине 60-х, поручили широкий размах в 70-е годы, сейчас наметилась попытка создания единой культурологической концепции. Теоретическая значимость понятия «культура» для современной науки обусловлена глобальностью и многогранностью самой ее проблемы. Культура — одно из самых общих философско-социологических понятий высокого уровня абстракции, поскольку фиксирует саму суть исторического развития человечества. Являясь сложной системой, вбирающей в себя и отражающей противоречия реального мира, культура, естественно, в рамках различных наук рассматривается в соответствии с их задачами с разных точек зрения. В литературе можно встретить самые противоречивые, порой взаимоисключающие, толкования этого термина: от бытового понимания уровня воспитанности той или иной личности до представления культуре как всеобщем способе существования человеческого рода. Тем не менее, в этих различных воззрениях есть нечто общее: культура та или иначе рассматривается как реализация сущностного смысла бытия человека. И в этом плане 4 сл. концептуальным для нашего понимания является представление о культуре как основе развития человечества. Осуществляя отбор и накопление социокультурного опыта, участвуя в процессах социализации, она делает человека человеком. 5сл. На данном этапе развития теории отсутствует единая концепция культуры. Есть попытки ее классификации (С.Н. Артановский Е.В. Боголюбова. Е.А. Вавилин, Ю.Р. Вишневский, Н.С. Злобин Л.Е. Кертман. Л.Н. Коган, В.Ф. Фофанов, Б.Д. Яковлев и др.). Анализируя их представляется важным и необходимым выделение признаке культуры, позволяющих использовать это понятие в качестве теоретико-методологической основы исследования. Чтобы выработать такую основу, нужно, прежде всего, решить, какая концепция и трактовка понятия «культура» предпочтительнее с точки зрения соответствия целям и задачам исследования народной художественной культуры. Суммируя существующие концепции культуры, исследователи констатируют наличие нескольких подходов: аксиологического и деятельностного или деятельностного и функционального; другие выделяют четыре типа: аксиологический, деятельностный, функциональный, семиотический и даже более четырех: аксиологический, деятельностный, общественно - или личностно-атрибутивный. системно-духовный, информационно-знаковый, структурно-функциональный и т.д. Все они связаны философско-культурологическим анализом данного феномена. Аксиология - (от греч. axia - ценность и...логия), учение о ценностях. Множество существующих определений культуры Ф.И. Минюшев систематизирует и выделяет антропологический, философский, социологический подходы [1, с. 6-7]. С точки зрения цели и задач исследования не представляется необходимым останавливаться на антропологическом анализе культуры. Достаточно привести лишь пример антропологического понимания культуры определение, данное американским антропологом Ф. Боком: «Культура" в самом широком смысле слова — это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди ... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы — и ты, и они — видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности,, ощущения беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком» |2]. В этом определении подчеркнута та особенность культуры, которая характеризует отличие одного этноса от другого, одной социальной группы или общности от другой. В философии наибольшее распространение получили следующие концепции культуры: 1) как совокупности созданных материальных и духовных ценностей, что соответствует достиженческому или аксиологическому, подходу; 2) как творческой деятельности человека деятельностный подход): 3) как специфического способа человеческой деятельности (технологический, или функциональный): 4) как знаковой системы. Кроме того, понятие «культура» все чаще используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом. Такое многообразие подходов обусловлено сложностью философского осмысления этого феномена, а также различиями в исследовательских целях. Культуру можно рассматривать с разных сторон, что. естественно, допускает и плюрализм мнений. Аксиологическое понимание культуры как совокупности созданных продуктов, материальных и духовных ценностей позволяет рассматривать народную художественную культуру как специфическое социальное явление, в котором реализованы, воплощены сущностные силы человека. Однако ее нельзя считать лишь совокупностью готовых продуктов, она представляет собой непрерывный процесс возникновения, становления, самодвижения и изменения. Даже прошлое наследие культуры не остается неизменным, а находится в постоянном движении, переосмысливается, переоценивается и обнаруживает новые возможности в современном контексте. Ценности народной художественной культуры, созданные произведения которой не только претерпели изменения при исполнении на протяжении многих веков, но и как бы заново интерпретируются в русле современных знаний истории и культуры. Деятельностный подход также не может достаточно полно выражать всего многообразия проявлений народной культуры. Понимание ее как творческого аспекта человеческой деятельности представляется довольно узким, ибо отражает один лишь процесс производства, в то время как она включает в себя неразрывное единство процессов хранения, распространения, потребления и освоения. Определенную значимость имеет концепция о диалогичности культуры (М.М.Бахтин), в основе которой вместо абстрактного понятия «деятельность» используется более конкретное «взаимодействие» предполагающее наличие разных субъектов, связанных между собой о ношениями диалога, общения. По его мнению, «чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже... между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость односторонность этих смыслов, этих культур.... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются» [3]. Теория взаимодействия М.М. Бахтина позволяет рассматривать ее как процесс и результат взаимодействия разных культур. И диалог представляется плодотворным, обеспечивающим открытости культур разных народов для их взаимообогащения и самостоятельного развития. Народная художественная культура не является феноменом изолированным, ее социодинамика осуществляется во взаимодействии и взаимовлиянии с другими типами культуры. Функциональный, или технологический, подход к культуре дает возможность охарактеризовать народную художественную культуру как специфический способ деятельности и сводит ее к средствам, технике технологии. При этом под способом деятельности понимаются специфические средства, выработанные в процессе жизни для организации, регуляции и координации совместных человеческих действий, т.е. техника в самом широком смысле слова как механизм деятельности или, иначе говоря, универсальная технология (Э.С. Маркарян). Народная художественная культура с этой точки зрения представляет собой специфические способы, средства художественной деятельности и объективацию определенной информации в ее продуктах. Однако такое понимание культуры не раскрывает ее содержания. Было бы не верным сводить культуру, в том числе и народную, к средствам, технике, технологии, которые могут лишь служить способом оформления ее держания или ее хранения и передачи из поколения в поколение. Народная художественная культура и любая другая — это прежде всего духовное, содержательно-смысловое явление, оформленное тем или иным способом детерминирующим бытование в обществе, среди индивидов, различных социальных групп и общностей, у которых возможны свои специфические средства, формы, методы художественной деятельности. В семиотическом подходе к культуре как к знаковой системе она определяется как «ненаследованная память коллектива, выражающаяся определенной системе запретов и предписаний», или как естественно и исторически сложившийся механизм коллективного разума, обладающий коллективной памятью и способный осуществлять интеллектуальные операции {5]. (СЕМИОТИКА, наука о знаках.) Такое понимание наиболее близко подводит к народной художественной культуре, имеющей в основе своей коллективность как одну из характерных черт. Система запретов и предписаний, выраженная в специфической форме в продуктах художественной деятельности народа, представляет собой не что иное, как коллективный разум, коллективную память. Однако не все в народной Художественной культуре и в любой другой можно свести к знаковой системе и нельзя сводить культуру лишь к прошлому опыту. Народная культура традиционна. но она представляет собой динамичное социальное явление, постоянно развивающееся на основе прошлой памяти! Рассмотренные концепции представляют собой исследование разных способов функционирования культуры в обществе. Все они отражают последовательность культуротворческой деятельности, включающей в себя творческую переработку информации, ее накопление, воплощение новых идей, знаний, ценностей, норм, образцов в материальные фирмы, определение способов их трансляций, восприятие и освоение информации субъектом и ее превращение им в личный опыт, т.е. интериоризацию в соответствии со своей системой ценностей. Представленные выше концепции и другие характеризуют культуру как многоаспектную и позволяют рассматривать народную художественную культуру как сложное и многогранное явление. С одной стороны, это творческая деятельность народа, созидательная, в процессе и результате которой появляются новые ценности. Они зафиксированы и хранятся либо в памяти народной, либо в предметном виде (изделия декоративно-прикладного искусства), распространяются и потребляются, осваиваются из поколения в поколение через устные способы передачи. С другой стороны, народная художественная культура — определенный способ деятельности с использованием музыкально-поэтического. игрового языка, техники исполнения и других средств выразительности, это и культура, содержащая в себе определенные знаки, символизирующие нормы и образцы жизнедеятельности. Кроме того, предназначение ее состоит в том, чтобы развивать способности и возможности самого человека, формировать его мировосприятие, мироощущение, свойственные народному сознанию. В социологии также нет единого, устоявшегося определения культуры, эта наука развивалась менее интенсивно, чем философия культуры. Есть попытки в определении культуры как «репрезентативной»: "Культура является общественным фактом, поскольку она является репрезентативной культурой, то есть производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием» [6]. Таким образом, культура рассматривается как представляющая в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов. Л.Г.Ионин считает, что такой подход исключает отношение к культуре как к феномену, пассивно «сопровождающему» общественные явления и процессы и протекающему вне и независимо от них [7]. В этом он действительно прав. Однако здесь явно просматривается понимание культуры как субъектного отражения общественных явлений и процессов, что связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия, поэтому представляется недостаточно точным. От такого понимания отличаются определения, данные большинством современных социологов. Вот некоторые из них: «Культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» (Комаров, М.С.) [8]. А.И. Кравченко пишет, что культура «... есть то, что объединяет аборигенов с самыми цивилизованными народами — система убеждений и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей». При этом он считает, что «с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой—духовный мир человека» [9]. Близкое к этому дают определение культуры А.А. Радугин и К.А. Ра-дугин. которые считают, что «в социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельное-: ти и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей» [10]. Как наиболее приемлемое можно привести определение, данное Э.Тэйлором в 1871 г.: «Культура... слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [11]. К этому он считает необходимым прибавить материализованные знания, верования и умения и считает, что культура — это все. что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Наиболее логически обоснованно представлено социологическое понимание культуры у Ф.И. Минюшева. Для этого он, прежде всего, вычленяет цивилизацию и культуру, хотя они и взаимосвязаны: «Цивилизация есть искусственный мир, созданный трудом, деятельностью людей... Все, что в цивилизации направлено против человека, его жизни, физического и нравственного здоровья, не может быть отнесено к культуре. Поэтому стало очевидным, что культура — это не весь искусственный мир и что к ней относится лишь собственно человеческое в цивилизации, а именно все то. что имеет разумное основание» [12. с. 8]. По его мнению, культура «самодетерминируется знанием, ценностью, нормой и образцом, ориентирующим человека в его поведении, деятельности, взаимодействии с другими людьми» [12, с. 12]. Эти элементы культуры проявляются в повседневности и в сфере трудовой деятельности (экономике, политике, управлении, правосудии, науке, образовании и воспитании, в массовых коммуникациях, в искусстве и литературе), выполняя при этом различные функции. Во всех представленных выше определениях есть нечто общее, что позволяет взять социологический подход к культуре в качестве методологической основы данного исследования. Общим является понимание культуры как феномена, функционирующего в обществе в виде совокупного социального опыта человечества, его знаний, ценностей, норм, социальных образцов и др. Они выражены в языке, песне, танцах, обычаях, традициях, в веровании, в мировоззрении, идеологии, в морали, законах и т.п. и формируют потребности, мотивы, правила, цели и смыслы деятельности. С их помощью регулируются жизнь и взаимодействие людей в обществе, в отдельных социальных общностях и группах. Такого понимания мы будем придерживаться в дальнейшем при анализе народной культуры. Проанализировав основные концепции культуры, можно приступить к рассмотрению понятия «народная культура». Для этого, прежде всего, представляется целесообразным разобраться с понятием «народ». Слово «народ» многозначно, оно имеет множество элементов, составляющих его структуру и содержание, например, социокультурные. Религиозные и др. Поскольку это понятие широко используется в различных науках, то и интерпретация его содержания может быть различной в зависимости от объективных и субъективных составляющих.
Лекция 2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |