КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Понятие художественная в структуре народной культуры
Понятие "художественная" в структуре народной культуры В структуре народной культуры значительное место занимает художественная. Понятие «художественная» указывает на предмет деятельности — искусство. Многие годы это обусловило исследования народной художественной культуры как народного искусства, хотя их нельзя отождествлять. Изучались отдельные элементы народного искусства — словесного, песенного, музыкального (инструментального), танцевального, игрового (театрального) и декоративно-прикладного. Чаше всего они становились предметом исследования с искусствоведческой и эстетической точек зрения как продукты творчества с описанием и анализом конкретных произведений, что в результате приводило к ограниченности, узости анализа отдельно взятых видов и жанров без их взаимосвязи. При этом народное искусство не рассматривалось как явление культуры, т. е. как носитель духовных ценностей. Лишь в последние десятилетия появилось несколько работ, анализирующих народное искусство как явление художественной культуры и в системе общечеловеческой культуры. Это работы М.А. Некрасовой, В.Е. Гусева. В.В. Волковой и др. [311. Сам термин «народная художественная культура» используется довольно редко, преимущественно пользуются понятием «народное художественное творчество», но они не тождественны. Народная художественная культура является элементом всей художественной культуры представляющей собой часть культуры общества. Существует множество подходов и определений художественной культуры. Одни рассматривают ее как совокупность созданных обществом ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком. Ю.А. Лукин понимает художественную культуру как культуру производства искусства, культуру его распространения, пропаганды, культуру его восприятия, понимания; культуру наслаждения искусством и культуру эстетического воспитания. К.Б. Соколов, суммируя высказывания многих выдающихся ученых, определяет художественную культуру как целостную подсистему общества и выделяет в ее структуре свойства социального субъекта, его деятельность, продукты художественной культуры и институты, обеспечивающие процессы создания, сохранения и освоения художественных ценностей, а также их изучение и воздействие на них. В.Е. Гусев пишет о художественной культуре, что это совокупность Всех условий, средств и способов художественной деятельности (производства художественных ценностей), результат (или продукт) этой деятельности — произведения искусства, а также условия, средства и способы творческого восприятия (потребления), распространения и интерпретации произведений искусства, формирующих творческие способности и нравственно-эстетический облик общественного человека [32]. иными словами, продолжает он, художественная культура есть сложный многоступенчатый процесс и не сводима лишь к совокупности произведений искусства, существующих объективно и автономно как некая данность. Художественная культура вовлекает в творческую деятельность гораздо большее число людей, чем тот круг, который объединяет авторов произведений искусства, она воздействует на образ жизни и мыслей, на психологию, на художественное сознание разных слоев общества, Художественная культура каждой эпохи — это творческая деятельность не только живущих поколений, но и унаследованные ими способы и формы художественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями, унаследованные и усвоенные живущими поколениями художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, это и переданные в традиции способы и средства восприятия произведений искусства (включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды, а также формы художественного образования и методы исследования искусства). Таким образом, художественная культура — это не только художественное производство (творчество), но и хранение созданного, его распространение, потребление и освоение. Ее центральным звеном является искусство, представляющее собой, с одной стороны, продукт творчества — конкретное произведение, с другой — совокупность накопленных обществом ценностей. По выражению ВВ. Селиванова, — это предметно-вещественный фонд художественной культуры [33. с. 15], например, предметы декоративно-прикладного искусства; картины живописи, написанные художником; музыка, воплощенная в нотных знаках и изданная в сборниках; литературные произведения в виде книги и др. Но продукт творчества может быть и в форме акта деятельности — исполнение произведения, что составляет преобладающую часть народной художественной культуры. Создание предметов искусства и их исполнение есть процесс художественного творчества, который входит в систему художественной культуры, в том числе народной. С социологической точки зрения искусство следует рассматривать как накопленные обществом художественные ценности, представляющие собой совокупность знаний, норм, образцов, идей, взглядов, смыслов и т.д., опредмеченных человеком. В этом плане оно является не только компонентом художественной, но и частью всей культуры общества. Благодаря ценностному содержанию произведение приобретает социально-культурный смысл и увеличивает возможности художественных впечатлений индивида, социальных групп и общностей. Искусство как предмет, собрание конкретных произведений, совокупность накопленных художественных ценностей превращается в действительную ценность лишь через распространение и восприятие его людьми. Индивидуальный художник или народ в процессе творчества создают произведение, но чтобы оно стало достоянием общества — отдельной личности, социальной группы или общности требуется его распространение среди других людей, способных адекватно воспринимать, интерпретировать и оценивать. Именно эти процессы, связанные с потреблением, освоением составляют главное деятельностное звено художественной культуры. Для выявления отличительных особенностей и взаимосвязи искусе и художественной культуры необходимо раскрыть их природу и сущность при анализе искусства В.В. Селиванов в качестве главной связи рассматривает «действительность — художник — произведение искусства [33, с. 5]. В основе такой связи лежит теория отражения. Художник впитывает в себя всю информацию из окружающей действительности, преломляет ее через свое сознание в соответствии со своим мировосприятием и отражает в художественном произведении, в его образе как модели действительности. Такая же схема в основе процесса создания искусства народом, выступающим в качестве художника. Природу и сущность художественной культуры выражает связь иного характера — это «произведение искусства — публика — действительность» [33. с. 8]. Она означает, что художественная культура как бы начинается с восприятия и освоения созданного произведения публикой или принятия его самим народом, социальной группой, общностью, которая своей оценкой определяет его дальнейшую жизнь в обществе. Таким образом, можно говорить о художественной культуре в целом и народной в частности как о предметах искусства (произведениях) и накопленных ценностях, а также о художественной культуре субъекта как об уровне созидания, восприятия и освоения произведений. Структуру народной художественной культуры с этой точки зрения составляют: 1) произведения искусства, созданные народом; 2) совокупность знаний, ценностей, норм, образцов, составляющих содержание произведений; 3) художественные знания, восприятие, художественное мастерство и другие элементы, составляющие опыт художественной деятельности индивида, группы, общности и определяющие особенности производства, хранения, распространения, потребления, произведений искусства и актуализируемых знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности. Творцом является художник, в создании художественной культуры участвует и публика. Она извлекает из произведения все возможное, превращает его в собственное достояние, дает через себя обществу художественные ценности, делает их фактом духовной жизни, увеличивает художественные впечатления и художественный опыт, создает художественную культуру. В народной художественной культуре эти процессы составляют единое целое. Субъектом создания искусства и освоения является народ. Его художественное сознание, мироощущение, мировосприятие, миропонимание реализуются в предметах искусства в процессе их создания, когда происходит опредмечивание, а также в процессе потребления, когда осуществляется распредмечивание. Эти процессы в народной художественной культуре неотделимы друг от друга, они синкретичны, в ней нет автора-художника и отдельно публики, творцом и потребителем, хранителем и распространителем является сам народ. Некоторые исследователи выделяют в художественной культуре два Уровня: специализированное («высокое») искусство и народное («низовое»), по своему социальному генезису крестьянское. Выделяют также средний слой культуры (городской фольклор, художественное ремесло, наивное искусство или «примитив» как. тип городской культуры), который формируется *о взаимодействии с фольклором и профессиональным, иными словами специализированным, искусством. Считается, что разрыв между «высоким» и «низовым искусством» составляет трагедию культуры. С таким подходом нельзя согласиться, народная художественная культура не является «низовым» уровнем культуры, это принципиально иной тип культуры по форме и содержанию. Если бы она была «низовым» уровнем, то профессиональная, как более «высокая», должна была бы быть лишь более высоким качеством народной, приобретая это качество в процессе исторического развития. Дело в том, что та художественная культура, которую принято называть «профессиональной», «специализированной», «высокой», «ученой», так как основана на обучении, сформировалась на основе западноевропейской художественной культуры, когда-то чуждой для России, и утвердилась в высших, аристократических кругах общества лишь в XVII в., т.е. в петровское время в результате заимствования. Это был другой, чужой, иностранный тип культуры, для овладения которым требовалось специальное обучение, а поскольку своих учителей не было, завозили учителей-иностранцев. Постепенно появились люди, которые стали заниматься этим искусством профессионально. Своя же русская и других российских народов как родовая, этническая, народная художественная культура оказалась вытесненной, пренебрегаемой, стала считаться культурой плебеев. Хотя до утверждения западноевропейского искусства городская знать также развлекалась искусством скоморохов — профессионалов из народа, ибо другого не было. Народная художественная культура — это родовой, этнический тип культуры, представленный фольклором. Однако в процессе своего развития народная художественная культура претерпела изменения. Постепенно сформировался промежуточный тип культуры — городской фольклор или городской «примитив», который затем трансформировался в художественное любительство и художественную самодеятельность, превращаясь таким образом в художественную культуру народа. О последних двух можно говорить как о формах «низовой» художественной культуры, т.к. они во многом основаны на копировании продуктов профессионального искусства. В народной художественной культуре наиболее важны и значимы: а) процесс создания, творения, дающий народу возможность раскрыть свои сущностные силы; б) созданные им продукты как сокровищница ценностей; в) уровень развития самого субъекта художественной культуры — народа как творца. Наиболее полно исследованы в искусствоведении и эстетике продукты народной художественной культуры. Меньше внимания уделяется народу как творцу, его характеристике как субъекта художественной культуры. В последние годы появились работы о народном художественном творчестве как фольклоре, хотя термин использовался и раньше, но чаше всего по отношению к художественной самодеятельности или для обозначения творчества народных масс как социального явления. В фольклористике понятие «творчество» появилось давно и использовалось для обозначения искусства, создаваемого народом, «народное творчество» применялось в значении коллективного творчества народных масс. При этом довольно часто употребляются термины «народно-поэтическое творчество», «устно-поэтическое творчество», «устное народное творчество». Все эти обозначения указывают на его использование прежде всего для характеристики народной поэзии (В.П.Аникин, Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, Э.В.Померанцева, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, В.И. Чичеров и др.). В последующие годы понятие «творчество» стали применять для характеристики художественной деятельности в различных видах и жанрах: «народное музыкальное творчество», «драматическое творчество» и т.п. Словосочетание «народное художественное творчество» появилось сравнительно недавно как собирательное понятие и используется для любого обозначения художественной деятельности народа, как в традиционных фольклорных формах, так и в современных, когда речь идет о творчестве отдельных любителей или организованных формах художественной самодеятельности народных масс. При этом оно употребляется, скорее, для характеристики социального явления, форм проявления художественной активности, чем самого процесса творческой деятельности. Ф. Прокофьев, исследуя явление массового художественного творчества, включает в него три направления: народное, самодеятельное искусство типа профессионального и направление, синтезирующее первое и второе, — искусство, традиционное для самодеятельных художников и профессиональное [34]. Л. Коган и М. Иовчук понятием «народное художественное творчество» обозначают художественную самодеятельность, устное народное творчество (фольклор) и неорганизованную (любительство) художественную самодеятельность [35]. В.С. Цукерман, говоря о народной художественной культуре, выделяет четыре формы — фольклор, традиционное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, художественную самодеятельность и индивидуальное любительское творчество [30|. А.С. Каргин в своей работе исходит из признания трех основных форм народного художественного творчества — традиционного фольклора, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, художественной самодеятельности и современного любительского искусства [36]. Думается, представленных выше подходов достаточно, чтобы понять множественность взглядов, обусловленных отсутствием единых методологических позиций. Едва ли может быть успешным решение научной проблемы без определения основных ее понятий. На данном этапе для исследователей характерно использование термина «народное художественное творчество» и других, как правило, без определения их понятий, со ссылкой на определенные сложности из-за множества понятий, употребляемых даже в рамках одной работы. К числу таких относятся: «самодеятельное искусство», «народное искусство», «любительское искусство», «любительское художественное творчество», «художественная самодеятельность», «народное творчество», «народное художественное творчество», «самодеятельное творчество», «самодеятельное художественное творчество», «массовое художественное творчество» и др., разобраться в смысле и значении которых действительно не просто. Однако применение их без определения понятий представляется методологически неверным и не оправданным. Поскольку объектом исследования является народная художественная культура, целесообразно разобраться с понятиями «народное художественное творчество» и «народное искусство». Основным, определяющим характеристику народного художественного творчества и его отличие от народной художественной культуры как одного из ее элементов, является понятие «творчество». Оно относится к числу категорий, которые не поддаются однозначной дефиниции, так как отражает феномены, существующие и в материальной, и духовной сферах. Чем больше работ выходит по творчеству, тем больше сложностей с его определением. И это не удивительно, ибо творчество пронизывает все сферы жизни и виды человеческой деятельности. Одним из самых распространенных является определение творчества как преобразовательной деятельности. Большинство советских ученых придерживалось того взгляда на творчество, которое нашло отражение в Большой советской энциклопедии и в ряде философских словарей, где творчество определено как деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности (А.Г. Спиркин). В широком смысле преобразование происходит не только за счет человеческой деятельности, но и в окружающей природе, и в животном мире в результате их саморазвития, не говоря уже о преобразовании человека. Не случайно поэтому на основе исследований предреволюционного периода (Ф. Батюшков, 1901; Б.А. Лезин, 1907; П.К. Эн-гельмейер, 1910: М.А. Блок) Я.А. Пономарев подходит к пониманию творчества в широком и узком смыслах. В широком смысле слова он трактует его как появление нового применительно ко всем процессам органической и неорганической жизни и связывает с идеей общей эволюции. В узком смысле творчество, по его мнению, — деятельность человека, составляющая одну из форм эволюции. Я.А. Пономарев отмечает, что «творчество природы и творчество человека лишь разные сферы творчества, несомненно имеющие обшие генетические корни. Видимо, поэтому в основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. В таком случае следует признать, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество — необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [37, с. 16]. Таким образом, Я.А. Пономарев формулирует «гипотезу, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию» [37, с.17]. Эту же мысль высказывает и Г.А. Праздников, говоря: «Все более утверждающаяся гипотеза, согласно которой творчество есть механизм продуктивного развития, движения от низшего к высшему, позволяет рассматривать творческую деятельность человека как высшее проявление некоего общего закона материального мира» [38]. Из этих высказываний ясно, что творчество трактуется как выходящее за рамки человеческой деятельности и рассматривается как механизм развития и саморазвития материи. Общепринятым и вошедшим в различные словари на данном этапе развития научной мысли является его понимание в узком смысле слова как человеческой деятельности, в результате которой появляется нечто новое, характеризующееся: а) абсолютной новизной, оригинальностью и значимостью для Всего общества и человечества (высший уровень); б) элементами новизны, важными для коллектива или региона, предполагающими использование имеющегося опыта и расширение области их применения (средний уровень); в) новизной и значимостью лишь для самой личности, осуществляющей в процессе творчества широкую самореализацию и самосовершенствование (низший уровень) (Л.Н. Коган. Ф.И. Прокофьев и др.). Понимание творчества как внесение новизны и преобразование окружающей действительности имеет экспансионистский характер, наиболее ярко реализовавшийся в покорении природы человеком, стремящимся, во что бы то ни стало к самоактуализации через самовыражение, самореализацию, самоутверждение в различных сферах и видах деятельности. В данном смысле основной целью и основным содержанием творчества для субъекта становится стремление оставить свой след: «Важно дать себе адекватное выражение, навязать себя миру — наложить на действительность свое собственное Мерило Всем Вещам» [39]. В последнее десятилетие концепции творчества приобретают новые оттенки и нюансы. Выход науки за пределы марксистско-ленинской методологии как единственно верной усиливает востребованность трудов ряда представителей идеалистической философии, среди которых особой популярностью пользуется экзистенциалистская концепция творчества Н.А. Бердяева, связанная с пониманием трансцендентности. Творческий акт он рассматривает как возможность человека выйти за грани здешнего, реального, материального, «принудительно данного», уродливого бытия к «миру иному», свободному от «тяжести», просветленному и преображенному, как выход за пределы объективированного мира в мир непостигаемый (ноуменальный) и творение «нового бытия». Творчество представлено им как раскрытие ноуменального мира для личности, перевод высшего духа во внутренний план (субъективация), затем «экстериоризация, отчуждение духа от самого себя», воплощение его в созданных продуктах (объективация) [40, с. 64]. Творчество он трактует как экстатичный процесс, а не результат, неоднократно подчеркивает: «Повторяю, что под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к иному бытию» [41]. Им больше всего ценится сам творческий акт как внутреннее состояние экстаза и исступления, позволяющее выйти в иной мир: «Творческий акт по природе своей экстатичен, в нем есть выход за пределы, есть трансцензус» [40, с. 154]. При этом он считает, что художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого акта, ибо даже в художественном отношении уже открывается мир иной, «в художественном восприятии мир дан нам уже просветленным и освобожденным» [42]. Понимание трансцендентности творчества присуще и современным ученым, стремящимся постигнуть его природу и сущность на уровне глобального человеческого и космического сознания. Такой подход есть нечто иное, как признание подсознательных, иррациональных элементов творческого процесса, связанных с. божественным духом или, говоря на языке современных исследователей космоса, ноосферой. При этом в >ряде случаев можно встретить суждения, принижающие роль человеческого фактора и абсолютизирующие космический Разум как творца идей. У Л.Я. Вейнгеровой и Д.Д. Гурьева читаем: «... смысл научно-технического, художественного, литературного и другого творчества человека не в создании самих идей, а в умении самостоятельно и творчески переосмыслить, развить и в разных формах воплотить то, что дается космическим Разумом (из единого энергоинформационного поля, которое В.И. Вернадский назвал "ноосферой") всем, но воспринимается и осмысливается только самыми внимательными и чуткими» [43]. Внимательность, чуткость, повышенная чувствительность как крайне необходимые для художественного творчества могут быть от рождения как определенные свойства нервной системы или развиваются в процессе жизнедеятельности и проявляют себя как высшая духовность. У народа эти качества связаны с картиной мира, его ментальностью. специфика которых во многом обусловлена этнической культурной мировосприятия единства системы «природа — человек — космос», а также особенностями православной религии, возвышающей духовность в ущерб земных материальных благ. Получаемая извне информация перерабатывается наиболее чуткой частью народа в художественной деятельности в соответствии с картиной мира, воплощается в художественных образности функционирует в обществе как народная художественная культура, отражающая систему знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности. На основе представленных, столь различающихся между собой концепций, народное художественное творчество, на наш взгляд, есть духовный процесс размышления, поиска и переработки народом информации из микро-, и макрокосма, актуализируемой им в созидательной художественной деятельности в соответствии со своей картиной мира. В этом процессе народу свойственны внутренняя свобода духа как проявление творческой моши, эмоционально-чувственная раскованность как выход положительной творческой энергии, самостоятельность и самодеятельность. Многие традиционные праздники допускали полную раскованность, потому запрещались церковью. Народному художественному творчеству характерен также выход за пределы познанного и познаваемого, но в то же время проявляются тенденции придерживаться традиционных форм, сюжетов и образов, основанных на канонах и стереотипах. Со временем они осознаются им как не соответствующие изменениям объективного мира, получаемая извне информация перерабатывается по-новому. Народное художественное творчество, таким образом, представляет собой своеобразный механизм развития, процесс движения от традиции к новизне, поиска и нахождения способов художественного выражения системы социокультурных ориентации, Результатом такого движения являются не только конкретные варианты произведений, но и новые типы культуры (фольклор, городской «примитив», любительство, художественная самодеятельность), выражающие изменившуюся под воздействием новых социально-исторических условий картину мира субъекта. Представляется целесообразным отметить, что элементы новизны, как и во многих других областях, в продуктах народного творчества представлены незначительно, особенно это относится к художественно-исполнительской деятельности. Новизна в искусстве, как правило, понимается как несходство с имеющимися образцами. Такое понимание привело многих художников к авангардизму, в результате чего абсурдное заняло довольно прочное место в современной культуре. Между тем, думается, что фактор новизны не служит критерием уровня творческих достижений. Известные образцы высшего уровня художественного творчества, в том числе народного, поражают нас не новизной, а характером приобщения к вечности: к тайне жизни, к ее гармонии. Новизна заключена в самом акте порождения. Каждое творение и его результат по-своему новы, независимо от того, опирается созидание на современные вкусы, в том числе самого творца, или на строгие многовековые каноны. Новые формы творчества возникают в результате воздействия объективных причин, внешних условий и факторов. В социуме типы народной культуры или формы художественного творчества возникают в ответ на изменившиеся условия жизнедеятельности. Трансформация социально-исторической ситуации, ломка житейских стереотипов, появление новой жизненной среды, как природной, так и социальной. — все это способствует изменениям форм художественной деятельности народа. Новое в творчестве всегда имеет социальные причины, хотя и создается субъектом. В то же время результаты народного художественного творчества, как и любого другого, воздействуют на общественную жизнь, изменяя социальную и культурную среду. Это взаимосвязанный процесс, поэтому художественное творчество нельзя рассматривать только как отражение действительности, оно всегда что-то прибавляет к ней. давая конкретный результат, обогащая и развивая мировую художественную практику. Народное художественное творчество можно рассматривать не только как процесс, но и как социальное явление. Такой подход обусловлен его синкретичностыо. т.е. единством непосредственного творчества с хранением созданных ценностей^их обменом и распределением, передачей информации, которая из поколениям поколение осваивается и как бы заново перерабатывается. Синкретичность в том, что все эти процессы включены в общую канву жизни, в модель Жизнедеятельности индивида, социальных групп, общностей и не отделимы от нее. Они представляют собой видимый, доступный наблюдению социальный феномен, в котором актуализируется картина мира, составляющая основу культуры — знания, ценности, нормы, образцы жизнедеятельности народа. Результатом этой актуализации оказывается народное искусство, т.е. конкретное Произведение, представляющее собор акт художественной деятельности — исполнение или материально-вещественный предмет — какое-нибудь изделие. В этом смысле представляется нецелесообразным выделение в числе других форм народного художественного творчества, кроме фольклора, декоративно-прикладного искусства (В.С. Цукерман, А.С. Каргин и др.). Аналогичным образом можно было бы говорить народном музыкальном, танцевальном, театральном искусстве и т.д. Декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство представляют собой один из элементов фольклора, т.е. народной мудрости, воплощенной в пластические формы, имеющей, в отличие от акта деятельности, художественного исполнительства, материально-вещественное выражению. Таким образом, народная художественная культура с социологической точки зрения в русле цели и задач исследования рассматривается как совокупность знаний, ценностей, норм, образов жизнедеятельности; народное художественное творчество — как процесс их переработки и актуализации, а также как социальный феномен художественной деятельности народа; народное искусство как результат его творчества. Результатом народного художественного творчества на протяжении многих веков явились не только конкретные произведения, но и типы народной культуры и формы художественной активности народа, появившиеся под влиянием изменившихся социально-исторических условий. Народная художественная культура представляет собой постоянно трансформирующееся явление.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |