КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Распределение иностранных туристов, отдохнувших в санаторно-курортных заведениях на протяжении 2009/10 годов по регионам
Статистический метод позволяет выяснить регионы, которые представляют наибольший интерес у иностранных туристов в лечебно-оздоровительных целях (Приложение Д). Наибольшей популярностью для длительного пребывания у иностранных туристов пользуются такие города, как Саки, Судак, Феодосия. Для кратковременного пребывания – Саки, Евпатория. Наибольший удельный вес иностранных туристов от общего числа туристов приходится на Белогорский, Ленинский, Бахчисарайский и Ленинский районы. Для кратковременного пребывания – Сакский район. Стратегические и тактические ошибки управления иностранным туризмом в Автономной Республике Крым имеют объективные причины. Наиболее существенной является историческая особенность зарождения и развития туризма в бывшем Советском Союзе (табл. 2.11). До распада Союза главные функции в вертикальной системе управления выполняли Всесоюзное акционерное общество «Интурист», Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник». Его сотрудники занимались разработкой туров, рекламой национального туристского продукта, имели право заключать международные договора, выступали заказчиками при строительстве высококлассных гостиниц, укрепляли материально-техническую базу. Система распалась вместе с распадом СССР и за годы независимости не восстановлена. Согласно рекомендациям международных экспертов в 2011-2012 гг. в Украине активизировалась работа общественных организаций при государственных органах управления. Например, в Автономной Республике Крым при Верховной Раде АР Крым создана Постоянная комиссия по санаторно-курортному комплексу и туризму. В 2011 году при Совете министров АР Крым создан Общественный совет, в состав которого вошло десять комитетов по основным направлениям деятельности, в том числе Комитет по туризму и имиджевой политике. Аналогичные Общественные советы сформированы при горисполкомах. Механизм результативного управления туристским комплексом даже после этих реорганизаций не создан. Фактически вместо упрощения системы и оптимизации ее функций создана новая, сложная бюрократическая система управления, в которой общественные структуры имеют формальное значение. На фоне бездействия и полной беспомощности государственных органов управления усиливается роль общественных организаций. Ярким примером служит решение общественных организаций АР Крым объединить усилия в интересах предпринимателей, работающих в сфере туризма. Например, Крымская ассоциация турагентств в настоящее время заключила договоры и меморандумы о совместном сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой Крыма, Крымской ассоциацией гидов-переводчиков и экскурсоводов, Ассоциацией туроператоров Крыма и Севастополя (АТКиС), Республиканской общественной организацией «Слоу Фуд Крым», Общественным комитетом по стандартизации, сертификации туриндустрии Крыма. Эти процессы подтверждают усиление роли общественных организаций в формировании туристского кластера [235]. Цель корпоративного управления заключается в решении вопросов текущего и перспективного планирования, организации всего процесса «производства» туристского продукта и услуг, подбора, расстановки, обучения кадров, маркетинговой системы изучения спроса и предложения, обеспечения качества услуг и всех видов контроля. На основании зарубежного опыта по аналогии можно прогнозировать активизацию процессов формирования кластеров отдельных видов туризма и дальнейшее повышение роли в этом процессе общественных организаций так, как это сейчас происходит в сфере сельского зеленого туризма.
Тема 6. Система ресторанного обслуживания.
Тема 7.Инфраструктура Рынка товаров и услуг в туризм. Роль экскурсионных услуг в туристской отрасли наиболее полно раскрыта вработах И. С. Юньева [120], П.Г. Олдака [121], Н. А. Герцевич [122], Р. А. Дьяковой [123], Б. В. Емельянова [124-127]. В последние годы в Украине изданы многочисленные учебные пособия по организации и методике подготовки, проведения экскурсий, среди авторов: А.Ф. Боева, И. Ф. Карташевская, Н. В. Проскурина, [128]. Большинство работ посвящено методическим аспектам разработки экскурсий, их классификации. Методологические основы экскурсоведения, созданные Б. В. Емельяновым, на протяжении многих десятков лет остаются неизменными. Авторы не учитывают меняющиеся во времени экономические факторы, формирующие рыночные отношения. При решении вопросов, связанных с оптимизацией экскурсионной деятельности, мало внимания уделяется оценке состояния механизмом ее организации, подготовке кадров, необходимых для экскурсионного обслуживания. Теоретические и прикладные исследования по вопросам использования экскурсионного потенциала в условиях рыночных отношений в Украине впервые были исследованы нами [119]. Экскурсионная услуга – это специфический турпродукт, состоящий из докоммуникационной, технической части (изучение экскурсионного рынка, разработка, продвижение, реализация экскурсий, подготовка экскурсоводов) и демонстрационной части (работа экскурсовода на маршруте с группой). Экскурсионная услуга имеет все свойства, характерные для туристского продукта: неосязаема, неотделима от источника, объектов показа и потребителя, не сохраняема, обладает непостоянством качества, технология создания экскурсионной услуги и потребления разорваны во времени. Экскурсионные предприятия, оказывающие экскурсионные услуги, можно классифицировать на: - бюро путешествий и экскурсий (БПиЭ); - экскурсионные бюро (ЭБ); - организации, создающие новые экскурсии (операторы экскурсионных услуг); - частные предприниматели, физические, юридические лица, реализующие готовые экскурсии (агенты экскурсионных услуг); - экскурсоводы-предприниматели, самостоятельно реализующие и проводящие свои экскурсии [129]. Наши исследования показывают, что организацией экскурсий занимаются две группы предприятий, которые тоже необходимо разделить на фирмы-туроператоры и турагенты экскурсионной деятельности. Бюро путешествий и экскурсий – организационная структура, созданная при плановой экономике в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям. Функционировали эти предприятия согласно жесткому регламенту, включали в свою структуру пять производственных отделов: административный, приема и обслуживания, путешествий, транспортный и экскурсионно-методический. Отдел приема и обслуживания выполнял задачи, связанные с привлечением туристов на отдых и размещением на частном секторе, который назывался арендованной базой. Отдел путешествий работал с туристами, совершавшими путешествия по территории Советского Союза, а после 1990 года – за рубеж. Экскурсионно-методический имел три службы: методическую, экскурсионную и диспетчерскую. Методическая служба объединяла методические секции, такие как, например, природоведческие, исторические, искусствоведческие, производственные, курортной тематики и другие. Экскурсоводы, работавшие на постоянной основе и круглый год, были приказами закреплены за этими секциями и работали на маршрутах определенной тематики. В рамках секций постоянно проводились заседания, на которых проходили методические занятия, отрабатывались приемы показа и рассказа, изучалась новая краеведческая литература и информация. И самое главное – создавались новые экскурсионные маршруты. Для этого приказом директора закреплялся состав творческих групп. Работа над новой тематической экскурсией могла длиться не один год (рис. 2.24).
Рис. 2. 24. Система управления Бюро путешествий и экскурсий (БпиЭ)
В системе Крымского областного совета по туризму и экскурсиям ежегодно создавалось до 40 новых экскурсий, а в ассортименте всех одиннадцати бюро путешествий и экскурсий было разработано более 800 экскурсионных маршрутов. За качеством работы экскурсоводов осуществлялся систематический контроль; контрольные тексты экскурсий рецензировались специалистами, индивидуальные тексты проверялись методистами. В функции методистов входило обязательное прослушивание экскурсоводов на маршрутах с последующим анализом и написанием карточки прослушивания. Для активизации творческой работы проводились всесоюзные, республиканские и областные конкурсы на лучшую экскурсию. В задачи экскурсионного отдела входила работа по заключению договоров на экскурсионное обслуживание с предприятиями, школами, здравницами, транспортными организациями, проведение рекламных компаний. Работники диспетчерской службы вели картотеку экскурсоводов, организаторов экскурсий, выписывали документы на проведение экскурсий, держали на контроле графики работы с музеями, заказывали необходимый для поездок транспорт. Кроме экскурсионно-методической службы, предприятия имели отделы по приему и обслуживанию туристов и отделы путешествий. В настоящее время это фирмы-туроператоры, которые занимаются организацией зарубежных туров, внутренним туризмом. После распада Советского Союза методические отделы были ликвидированы, весь технологический процесс по созданию новых и тем более, тематических экскурсий был потерян, а в классификаторе профессий Украины нет профессии «методист по экскурсионно-методической работе». Название буро путешествий и экскурсий (БПиЭ), однако, сохранилось и в наши дни в системе ЗАО «Крымтур» – правопреемника Крымского областного совета по туризму и экскурсиям. Необходимо отметить, что в годы плановой экономики методические отделы играли очень важную роль, связанную с созданием новых экскурсий. Работа по созданию тематических экскурсий требует от экскурсовода многих лет практической работы и глубоких знаний методики и методологии. Появлению новых экскурсий способствовал весь механизм работы экскурсионно-методических отделов и методических секций, в которые были объединены все экскурсоводы. Экскурсионные бюро (ЭБ) отличались от бюро путешествий и экскурсий тем, что занимались только организацией экскурсионного обслуживания и, как правило, находились в крупных городах. На экскурсионном рынке функционируют частные предприятия (юридические и физические) лица, занимающиеся организацией экскурсий. В задачи этих предприятий входит обустройство торговых мест для реализации экскурсионных услуг, заключение договоров с транспортными организациями, агентами по организации экскурсий и самими экскурсоводами, имеющими специальные разрешения. Тематика предлагаемых такими предприятиями экскурсий зависит от тем, которыми овладел тот или иной экскурсовод. При этом на экскурсии, проводимые этими экскурсоводами, как правило, технологические карты не разрабатываются, индивидуальные тексты экскурсоводов никто не проверяет, тем более, что именно они рассказывают на маршруте, мало кого, кроме самих экскурсантов, интересует. Экскурсоводы – предприниматели составляют незначительную часть людей, совмещающих организацию своей экскурсии и ее проведение. Для разработки программы развития туристской отрасли необходим не только реальный статистический учет экскурсионных услуг, но и определение потенциальных возможностей полуострова по предоставлению экскурсионных услуг. В 1986-1990 годах, несмотря на незначительные перепады, объем экскурсионного обслуживания оставался на определенном уровне, отмечался лишь незначительный спад. Начавшийся процесс инфляции сказался на данном виде услуг в первую очередь. Для того, чтобы снизить продажную стоимость путевок, экскурсионные программы были исключены практически полностью из путевок туристских баз, отдыхающих на арендованной базе. Количество обслуженных экскурсантов в 1991 году снизилось до 4,6 млн. человек. В 1992 году эта цифра составила 0,6 млн. В связи с сокращением объема работы в бюро путешествий и экскурсий произошли массовые сокращения экскурсоводов, методистов, что создало предпосылки для формирования рынка труда; начался отток высококвалифицированных кадров в коммерческие структуры. При избытке кадров экскурсоводов экскурсионные услуги стало выгодно развивать там, где имелась материальная база; экскурсионные услуги стали оказывать автотранспортные организации (АТП), морские порты, аэропорты, а также музеи, раннее пользовавшиеся услугами экскурсионных организаций. Отсутствие законодательной базы сделало процесс экскурсионного обслуживания стихийным. Согласно государственной статистической отчетности по форме №1-ТУР «Отчет о деятельности туристической организации» по итогам 2010 года экскурсионные услуги в АР Крым предоставлялись 190 субъектами предпринимательской деятельности, в том числе 70 туристическими предприятиями (туроператоры и турагенты) (табл. 2.5). Таблица 2.5 Количество субъектов хозяйственной деятельности, предоставлявших экскурсионные услуги за 2010 год (согласно формы №1-ТУР)
Частных предпринимателей максимальное количество зарегистрировано в городах Ялте, Евпатории, Алуште, Феодосии, Саках. Наибольшее количество фирм-туроператоров и турагентов, оказывающих экскурсионные услуги, находится в г. Симферополе (16) и г. Феодосии (11). С апреля 2011 года Министерством курортов и туризма Автономной Республики Крым начата работа по ведению перечня экскурсионных маршрутов по территории Автономной Республики Крым. Наши исследования показывают, что после перестройки в условиях формирования рыночных отношений экскурсионное дело пришло в упадок [129]. Вопросами управления экскурсионными предприятиями стали заниматься специалисты, не имеющие специального высшего образования в сфере туризма и не знакомые с технологией создания экскурсий и организацией этой специфической работы в целом. На протяжении целого ряда лет появились нормативные документы, не стимулирующие развитие этого рентабельного вида услуг, а наоборот, всячески мешающие расширению экскурсионных услуг, формально решающие вопросы управления, контроля за качеством. Законом Украины «О туризме» неправомерно на государственные органы управления возложена функция выдачи разрешений экскурсоводам, допущенных к работе на маршрутах. В то же время, ликвидирована многолетняя практика, стимулирующая создание новых тематических экскурсий. Не создан механизм реального статистического учета за количеством работающих экскурсоводов и объемом предоставляемых ими услуг. Согласно информации, полученной автором из различных официальных источников и статистических данных Министерства курортов и туризма АР Крым, минимальное количество экскурсантов приходится на 2010 год (442 тыс. чел.), за 9 месяцев 2011года обслужено 214, 8 тыс человек. В 90-е годы на экскурсиях бывало ежегодно порядка 11-12 миллионов экскурсантов. Такое разительное отличие в показателях связано с тем, что целый ряд организаций, предоставляющих экскурсионные услуги, не показывают их в своих отчетах. Это относится, например, к санаториям, в которых созданы свои экскурсионные службы, морским портам, которые самостоятельно занимаются организацией экскурсий, водителям частного транспорта и так далее. Уменьшение количества экскурсантов произошло практически по всем курортным регионам. Наибольшее снижение отмечено по г. Саки – в 2 раза (на 31,9 тыс. чел.), г. Феодосии – на 23,6% (на 15,4% тыс. чел.), Симферопольскому району – на 13,7% (на 18,5 тыс. чел.) (рис. 2.25).
В тоже время увеличилось количество экскурсантов в г. Ялте – на 6,9% (на 5,9 тыс. чел.), Бахчисарайском районе – на 11,6% (на 0,7 тыс. чел.), г. Судаке – на 0,3% (0,2 тыс. чел.). По официальным данным Министерства курортов и туризма АР Крым в 2010 году наиболее активно работают экскурсионные предприятия и отдельные предприниматели в Симферопольском районе, г. Феодосии и г. Ялте [130]. По темпам ростапо сравнению с 2009 годом лидируют предприятия г. Саки, Бахчисарайского района и г. Судака. Необходимо отметить, что в Симферопольском районе не зарегистрировано ни одного предпринимателя, а объем экскурсионных услуг – максимальный (76 тыс. экскурсантов), что объясняется тем, что на данной территории работают предприниматели, зарегистрированные в основном в городе Симферополе. Однако экономические показатели экскурсионного обслуживания за последние годы вызывают сомнение. Это связано с тем, что в настоящее время экскурсионное обслуживание не подлежит лицензированию, следовательно, учету со стороны Министерства курортов и туризма АРК Крым. Для занятия экскурсионной деятельностью достаточно зарегистрироваться по месту проживания в качестве предпринимателя, заплатить единый налог. Информация о количестве обслуженных экскурсантов в Республиканское статистическое управление фактически не поступает. Таким образом, в настоящее время в Крыму не существует реального учета экономических показателей о предоставляемых экскурсионных услугах. Следует отметить, что на протяжении последних лет рынок экскурсионных услуг в Крыму формируется стихийно. Годами не решаются накопившиеся проблемы, затрудняющие организацию экскурсионного обслуживания. В связи с тем, что согласно новой редакции закона Украины «О туризме» с 2004 г. экскурсионное обслуживание не подлежит лицензированию, значительная часть экскурсий проводится нелегально, экскурсии проводят лица, не имеющие соответствующих разрешений. Не решены вопросы взаимодействия туристических предприятий, оказывающих экскурсионные услуги, с музеями. В разгар летнего сезона ряд музеев рано завершают свою работу, не предоставляют льготы по оплате входных билетов социально незащищенным слоям населения. В связи с высоким уровнем цен, значительная часть местного населения лишена возможности повышать свой культурный уровень. Правительством не проводится целенаправленная работа по улучшению работы музеев в интересах туристов, посещающих Крым, не выделяются необходимые средства на реставрацию памятников культуры, обустройство дорог, подъездных путей и автостоянок. Государственные органы управления не принимают активного участия в улучшении организации, повышении культуры и качества экскурсионного обслуживания, совершенствовании нормативно-правовой базы. Коммерческие структуры, занимающиеся организацией экскурсий, не могут себе позволить содержать методические службы, которые раньше занимались созданием новых тематических экскурсий, проведением секционных занятий, руководили работой творческих групп, методических советов. В современных условиях по окончании специальных курсов, будущий экскурсовод в лучшем случае осваивает и может проводить одну обзорную экскурсию. Дальнейшее совершенствование профессионального мастерства, освоение новых маршрутов предоставляется самим экскурсоводам. Но самостоятельная работа, неумение создавать профессиональные технологические карты приводит к появлению новых обзорных экскурсий или просто познавательной информации. Качество последней тоже находится в зависимости от отношения к своей работе самого экскурсовода. Анализ практики взимания денежных средств за предоставление рабочих мест с целью реализации экскурсионных услуг, вырисовывает неблагоприятную картину, связанную с нарушением прав предпринимателей и существующей законодательной базы Украины. Так, например, в гг. Феодосии, Судаке, Алуште, Саках, Евпатории, Севастополе на основании решений горисполкомов проводятся так называемые конкурсы на право занять то или иное рабочее место для реализации экскурсионных услуг в городе. Ежегодно горисполкомы перед летним сезоном определяют перечень мест, где предпринимателям выносной торговли дается право разместить торговые точки на конкурсной основе. Называется стартовая цена стоимости мест в зависимости от места расположения. Официальная сумма колеблется от 700 гривен до 5-6 тыс. гривен. Дальше начинается «аукцион»: кто больше заплатит. В Феодосии эти суммы доходят до 11тыс. грн., Межводном до 10 тыс. грн., в Севастополе – более 15 тыс. грн. В Судаке стартовая цена стоимости торговой точки на 2011 г. была предложена в размере 14 тысяч. гривен. В ряде городов предпринимателям предлагают оказать городу «материальную помощь» починить лифт, приобрести мебель для обустройства офисов. Из приведенных примеров следует, что вместо поддержки предпринимателей малого бизнеса, соблюдения существующего в Украине льготного налогообложения, работники горисполкомов занимаются скрытой коррупцией и поборами. В настоящее время туристская отрасль только формируется. В связи с несовершенством нормативно-правовой базы часть экскурсионных услуг отнесена к услугам культуры и искусства (музейные экскурсии), остальную часть услуг после распада системы Крымского областного совета по туризму и экскурсиям неправомерно отнесли к торговле. Согласно Государственному классификатору продукции и услуг Украины ДК 016, организация тематических экскурсий и т. д. – Код ДКПП- 63.30.14) относится к услугам туристических агентств, туроператоров, туристических гидов (2.7.1.4.) Это значит, что директор экскурсионной фирмы выполняет туроператорскую деятельность. То есть, он формирует новую экскурсионную услугу (специфический турпродукт), включая в него услуги транспорта, питание (на дальних маршрутах), посещение музеев, работу экскурсоводов, агентов по продаже. Один такой руководитель экскурсионной фирмы обеспечивает работой в летний сезон 30-40 человек. В бюджет города, при работе на едином налоге, перечисляется только одним, например, предприятием от 80000 до 100000 гривен налогов. Еще под разными предлогами из этих руководителей горисполкомы «выжимают» до 20000-30000 грн. на всякие благотворительные дела. Если провести анализ распределения полученной за сезон выручки от экскурсионной деятельности, то на руках у директора остается 10-15% денег от всего дохода. Эта та сумма, которая составляет заработок семьи, на которые она должна прожить до следующего сезона. Предприниматель не имеет права в межсезонье встать на учет в центр занятости и получать поддержку государства. Предприниматели, организаторы экскурсий работают 3, максимум 4 месяца. Пособие по безработице в зимний сезон руководитель предприятия может получить только при условии закрытия предприятия и своего увольнения. Успех работы каждого организатора экскурсий связан не только с хорошо оформленным стендом, но и разработанной в зимнее время новой тематикой экскурсий, новыми объектами показа, подготовленными экскурсоводами. Экскурсия рассчитана на определенную категорию экскурсантов. Каждый предприниматель, который отважился заняться организацией экскурсионных услуг, имеет многолетний опыт этой специфической деятельности. Он должен заранее знать о количестве пунктов реализации услуг, т.к. согласно этой информации еще в зимнее время заключаются договора на транспорт, набирается необходимое количество агентов по продаже экскурсионных билетов, экскурсоводов, проводятся обучающие семинары и учебные поездки. Для рентабельной загрузки только одного экскурсионного автобуса минимально необходимо взять в аренду не менее 5-6 пунктов реализации. Эти рабочие места могут находиться лишь там, где бывают группы туристов и отдыхающих, т. е. на набережных, в парковых зонах, на автовокзалах. Для улучшения организационного механизма управления экскурсионной деятельностью необходимо: - провести официальную проверку нарушений прав предпринимателей, занятых организацией экскурсионного обслуживания, с привлечением работников Министерства курортов и туризма, налоговой полиции; - до начала летнего сезона принять документ, регламентирующий общий и единый для всех курортных городов порядок выделения точек продажи экскурсионных услуг; - закрепить за туристскими фирмами постоянные рабочие места и не терроризировать их ежегодными перестановками и заменами; - передать вопросы распределения рабочих мест по реализации экскурсионных услуг из отделов торговли Министерству курортов и туризма и его структурным подразделениям в горисполкомах; - провести конкурс на лучшее торговое место по реализации экскурсионных услуг с выделением наград и призов, а по итогам летнего сезона поощрить организаторов, реализовавших наибольшее количество билетов; - требуется изменение нормативно-правовых документов и создание, так называемых туроператоров и агентов экскурсионной деятельности, которые также, как и фирмы-туроператоры фактически занимаются созданием новых экскурсий и их реализацией. Экскурсия по своему содержанию является мощным средством просветительской, воспитательной работы среди населения Крыма и ее гостей. Она дарит людям знания, любовь к родному краю, укрепляет имидж нашего полуострова.
Тема 8. Инфраструктурной фактор розвитку туризму в отечественных и международной практике..
Функционирование государственных систем и механизмов управления экономическими процессами в сфере туризма относятся к одному из актуальных направлений научных исследований в Украине, так как государство провозгласило туризм одним из приоритетных путей развития экономики и гарантировало создание условий для туристской деятельности [66]. Анализ процессов, происходящих при формировании туристского комплекса Украины, являющихся объектом исследования, позволил сформулировать научные проблемы, сдерживающие его эффективное развитие. Причинно-следственные связи нами сгруппированы следующим образом. 1. Трансформация научных подходов в понимании взаимосвязи государственной системы управления в туризме с экономическими результатами управления зависела от исторических периодов развития государства. Несмотря на то, что в годы плановой экономики туризм не рассматривался в качестве бюджетонаполняющей отрасли, созданная многоуровневая вертикальная система управления позволила достичь высоких экономических результатов к 1990 году в Украине. 2. После распада Советского Союза правительство Украины неоднократно предпринимало меры по созданию эффективной системы управления туристским комплексом. Однако многочисленные структурные изменения органов отраслевого управления не дали положительных результатов. Экономический анализ работы предприятий индустрии туризма показывает систематический спад объемов предоставляемых услуг. Поток иностранных туристов, обслуженных субъектами туристской деятельности в Украине за последние одиннадцать лет, сократился на 11%, внутренних – на 52%. 3. Низкий профессиональный уровень специалистов туристского комплекса на всех уровнях управления не позволяет сформировать целостную систему государственного управления туризмом, провести ее децентрализацию. Недостаточное финансирование туристского комплекса не позволяет привлекать к работе зарубежных специалистов. Кадровые службы государственных органов управления в туризме не занимаются мониторингом работающего персонала на предприятиях индустрии туризма и стратегией использования этого основного ресурса. 4. Многочисленные государственные и региональные программы развития курортно-рекреационного и туристского комплексов не привели к повышению эффективности функционирования предприятий индустрии туризма. По показателям объем предоставляемых услуг не достиг работы аналогичных предприятий за 2000 год. 5. Формирование нормативно-правовой базы туризма происходит в интересах олигархических структур, что приводит к стихийному освоению рекреационных земель, деформированной инвестиционной политике в сфере туризма, формальной организационной и финансовой поддержке субъектов предпринимательства со стороны государства. 6. Процессы стандартизации и сертификации в сфере туризма не носят комплексного характера. Попытки применить международные стандарты при сертификации малых гостиниц и частных домовладений не дают положительных результатов. Процессы повышения качества предоставляемых услуг усугубляются низкой компетентностью обслуживающего персонала. 7. Анализ существующих государственных систем управления в международной практике может помочь избежать ошибок и ускорить процессы создания отечественной эффективной системы управления. - Опыт Франции позволяет сделать вывод, что разграничение функций управления между различными государственными структурами оправдывает себя. Однако функция стратегического развития дает экономический эффект, если находится в ведении многофункционального министерства экономики. - Государства достигают увеличения потока иностранных туристов при условии открытия многочисленных зарубежных представительств и создавая коммерческие структуры управления со смешанным финансированием. - Важную роль в децентрализации систем управления в туризме оказывают специалисты Евросоюза. Опыт Италии по созданию региональных кластеров заслуживает пристального внимания и внедрения, например, в АР Крым. - Стихийное строительство частных гостиниц, отсутствие государственного органа, отвечающего за стратегическое развитие, например, в Греции, Испании, Турции привели к негативным последствиям. Они проявились в перегруженности отельных регионов туристскими потоками и в исчезновении эстетической привлекательности территорий. Если отнестись внимательно к этому негативному опыту управления, можно избежать аналогичных ошибок при формировании отечественного туристского комплекса. Среди основных научных результатов необходимо отметить следующие: Для решения задач оптимального размещения рекреационных комплексов и трудовых ресурсов, обслуживающих эти комплексы, необходимо использовать региональные экономико-математические модели. Статические модели позволяют найти предельное (оптимальное) состояние развития рекреационной системы, а динамические – дают возможность определить пути достижения этого состояния. Указанные модели позволяют находить пропускную способность рекреационной системы, вместимость рекреационных предприятий, как сезонных, так и круглогодичных, необходимое для развития рекреационной системы количество трудовых ресурсов, развитие населенных пунктов, индуцированных рекреационной системой, варианты размещения на территории рекреационных предприятий и обслуживающих их населенных пунктов, а также оценки дефицитности ресурсов, на основе анализа которых могут быть выявлены узкие места системы. Кроме прибыли (и др. экономических показателей) в качестве критерия эффективности статической модели развития и размещения рекреационных систем принимается рекреационный эффект, отражающий оздоровительное и познавательное воздействие рекреационного процесса на туристов. Методика формирования критерия указанного может базироваться на основе применения методов экспертных оценок и распознавания образов. Указанные модели необходимо применять при оптимизации рекреационно-туристической деятельности в Крыму: при обосновании стратегии развития ТК АРК, состоящей в рекреационном освоении глубинных территорий, при разработке схемы районной планировки побережья Крыма, при разработке схемы развития системы туризма Крыма. Эти модели могут с успехом применяться при решении подобных задач оптимизации рекреационной деятельности и в других рекреационных районах. Управление рекреационной системой должно осуществляться на основе современных компьютерных систем управления рекреационной деятельностью СППР ТК, в составе которых могут быть использованы имитационные и оптимизационные модели функционирования рекреационной системы. Дальнейшее развитие в области экономико-математического моделирования рекреационных систем должно осуществляться на пути создания оптимизационных и имитационных моделей, позволяющих учитывать развитие других, нерекреационных, отраслей в рекреационном районе, динамику трудовых ресурсов, изменение природных рекреационных ресурсов в зависимости от тех или иных рекреационных процессов, использующих эти ресурсы, природоохранные аспекты, а также воздействие ряда случайных факторов. Эффективность управления ТК достигается также через совершенствование организационных структур в сфере рекреации, выделение рекреации и санаторно-туристического комплекса с единым управляющим и координирующим центром (на уровне министерства), что позволит централизованно решать вопросы развития рекреационной системы, более эффективно эксплуатировать рекреационные ресурсы. Рациональную эксплуатацию рекреационных ресурсов могут обеспечить центры массового климатолечения и оздоровительного отдыха, создаваемые на основе объединения ресурсов ведомственных систем и рационализации рекреационного процесса. Эти центры могут до некоторой степени обеспечить организацию отдыха неорганизованных туристов. - В результате анализа научных исследований и публикаций, связанных с кластерным моделированием, предложена классификация кластерных моделей в туризме: - горизонтальные: несколько отраслей могут входить в более крупный кластер, например, курортно-рекреационный или туристский комплекс; - географические: включают пространственные кластеры с экономической активностью, например, кластер сельского зеленого туризма; - фокусные: кластер фирм-поставщиков, сосредоточенных вокруг одного центра – фирмы-туроператора. - В работе рассматривается кластерная горизонтальная модель, которая получила дальнейшее теоретическое развитие. Создана социально-экономическая кластерная модель туристского комплекса и ее схематическое изображение. Под кластерной социально-экономической моделью понимается образно-концептуальная модель, дающая представление о реальном и прогнозируемом состоянии туристского комплекса, что представляет собой совокупность систем – кластеров, состоящих из моделей отдельных видов туризма, приоритетных для данного региона в данный исторический период. Каждый вид туризма в кластерной модели представлен своим набором туристских ресурсов, специализированных предприятий, специально подготовленным персоналом, инфраструктурой. Модель позволяет определить контуры объекта государственного управления, осуществлять всесторонний экономический анализ туристского комплекса, принимать стратегические решения о развитии перспективных видов туризма конкретного региона, разрабатывать тематические целевые программы отдельных видов туризма. - При построении моделей кластеров отдельных видов туризма представляется их плоскостное изображение в форме шестиугольника, состоящего соответственно из земельно-рекреационных, туристских, трудовых ресурсов, инфраструктуры, совокупности предприятий индустрии туризма, субъектов управления и туристских потоков определенного вида туризма. Учитывая, что каждый из этих показателей имеет конкретные цифровые показатели, на модели их можно изобразить в виде луча с делениями, соответствующими результатам экспертных оценок. В работе приводятся примеры вариативности моделей кластеров в зависимости от эффективности использования ресурсного потенциала. - Одним из ключевых в туристской макроэкономике является вопрос, связанный с определением цифровых показателей экономической эффективности функционирования туристского комплекса и расчете доли туристских услуг в валовом национальном продукте. Международный опыт национальных счетов и других методов, которые применяют в различных государствах, не может быть использован в отечественной практике. Это объясняется несовершенством первичного учета показателей, необходимых для этих расчетов. Например, несовершенна методика подсчета туристских потоков, посещающих Украину, до настоящего времени не проведена ревизия реального количества малых гостиниц, частных домовладений и количества мест, временно сдаваемых туристам, отсутствуют показатели мониторинга расходов, которые делают туристы при посещении туристских центров. - На основании многолетнего наблюдения и исследования, проведенного нами, выявлено, что сразу после публикации Всемирной туристской организацией рекомендаций по статистике СИКТА в Украине была разработана методика расчета объемов туристской деятельности [76]. Документ разработан на основании Государственного классификатора продукции и услуг Украины ДК 016-97. В нормативно-правовом поле Украины произошли ключевые изменения, классифицированы характерные туристские товары и услуги. Практически все данные, отнесенные к характерным т
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |