КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Вопрос 5 Экологические правоотношения
Вопрос 5 Экологические правоотношения Вопрос 4 Экологическое право как наука и учебная дисциплина Вопрос 3 Система экологического права Вопрос 1 Предмет и метод экологического права Экологическое право и экологические правоотношения Опорный конспект лекции 1 Вопрос2 Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды 3.1. нормы и институты экологического права; 3.2. подотрасли экологического права; 3.3. соотношение экологического и иных отраслей права. 5.1. понятие и структура экологического правоотношения; 5.2. виды экологических правоотношений; 5.3.основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.
Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции. В общей теории права термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное значение. Главная цель экологической функции государства - обеспечение научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создание необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека на благоприятную природную среду. Совокупность установленных уполномоченными органами государственной власти правовых актов, призванных регулировать общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, образует самостоятельную отрасль в системе белорусского права - экологическое право. Предмет и метод правового регулирования - это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования представляет собой качественно однородный вид общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Метод правового регулирования – способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, которые являются предметом ее регулирования. Существуют различные подходы к определению предмета экологического права. По мнению В.В. Петрова предмет ЭП - это отношения в сфере взаимодействия общества и природы. С.А. Боголюбов определяет предмет ЭП как общественные отношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды. Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» объектами отношений в области охраны окружающей среды являются: · земля (включая почвы); · недра; · воды; · атмосферный воздух; · озоновый слой; · околоземное космическое пространство; · леса; · растительный и животный мир в его видовом разнообразии; · особо охраняемые природные территории; · типичные и редкие природные ландшафты; · климат; · естественные экологические системы; · иные природные объекты, а также право природопользования. В силу положений статьи 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» субъектами отношений в области охраны окружающей среды являются: · Президент Республики Беларусь; · Совет Министров Республики Беларусь; · специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды; · местные Советы депутатов; · исполнительные и распорядительные органы; · иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции; · общественные объединения; · юридические лица Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее – граждане). Правила, установленные Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь. Таким образом, предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Наиболее полное определение предмета экологического права дано М.М. Бринчуком. Согласно данному подходу, предмет современного экологического права образуют общественные отношения: · собственности на природные объекты и ресурсы (статья 13 Конституции Республики Беларусь); · по природопользованию (Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Кодекс Республики Беларусь о земле, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах и др.); · по охране окружающей среды от деградации; · по защите экологических прав и законных интересов Методами современное экологическое права являются: 1. императивный (административно-правовой); 2. диспозитивный (гражданско-правовой); 3. метод экологизации (исключительный, присущи только экологическому праву). Императивный метод правового регулирования представляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является наличие элементов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения. Например, согласно статье 11 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» при проведении государственной экологической экспертизы рассматривается заключение общественной экологической экспертизы. Диспозитивный метод дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона, основан на равноправии сторон. В настоящее время в экологическом праве диспозитивный метод начинает получать определенное распространение. Например, предоставление земельного участка в аренду, в силу статьи 17 Кодекса Республики Беларусь о земле. В данном случае заключается договор аренды земельного участка. Метод экологизации является исключительным методом экологического права. Под экологизацией законодательства понимается процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность Современная практика экологизации законодательства оценивается как довольно интенсивная. Во многих нормативных правовых актах имеются экологические положения. Экологизация законодательства является потенциально прогрессивным, полезным процессом, изначально направленным на совершенствование, усиление правового механизма природопользования и охраны окружающей среды, осознанным специалистами и властью. Профессор Реймерс Н.Ф. полагает, что экологизация представляет собой процесс неуклонного и последовательного внедрения технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или сохранением качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях. Экологизацию считают важнейшим требованием современности Цель экологизации - использование средств других, «неэкологических», отраслей законодательства для решения задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, Экологическое право как комплексная отрасль права содержит систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Т.о. можно сделать вывод о сложившихся объективных условиях, позволяющих утверждать, что ЭП является самостоятельной отраслью в системе права. На основании вышесказанного экологическое право - это отрасль права, регулирующую отношения в области использования и охраны окружающей среды, а также по защите экологических прав физических и юридических лиц.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |