Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности принятия Парламентом конституционных законов

Подписание закона Президентом Республики Беларусь.

Рассмотрение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Рассмотрение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Законодательная инициатива. Механизм реализации законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь.

Понятие и виды законов, предмет законодательного ведения.

В действующем законодательстве определение закона закреплено в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Согласно ее положений закон выступает нормативным правовым актом, который закрепляет принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

В литературе принято выделять: конституционные, программные законы, кодексы и обычные законы. Конституционные законы — это законы, которые принимаются и изменяются в том же порядке что и Конституция. К программным законам, согласно ч. 4ст. 104 Конституции Республики Беларусь, относят законы, которыми закрепляются основы внутренней и внешней политики, военная доктрина. Такие законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат. Кодексом является законодательный акт, который объединяет и систематизирует нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений. В соответствии с положениями ст. 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

В п. 2 ст. 97 Основного Закона определен предмет законодательного регулирования. Рассматриваемый пункт содержит около 20 позиции: об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов.

Организационно-правовые аспекты реализации права законодательной инициативы регламентируются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З с изм. и доп., Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь» от 4 марта 1998 г. № 99 с изм. и доп., Законом Республики Беларусь «О порядке реализации законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» от 26 ноября 2003 г. № 248-3.

В соответствии с частью 1 ст. 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов: А) законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь; Б) законов о толковании Конституции и законов Республики Беларусь; В) новых законов Республики Беларусь и постановлений Палаты представителей; Г) законов об изменениях и дополнениях, отмене, а также о признании утратившими силу законов Республики Беларусь, актов, принятых ранее Верховным Советом Республики Беларусь и его органами; Д) постановлений Палаты представителей об изменениях и дополнениях, отмене или о признании утратившими силу постановлений Палаты представителей.

Закон Республики Беларусь «О порядке реализации законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» определяет особенности реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь.

Процедура реализации гражданами права законодательной инициативы предусматривает наличие готового проекта закона и инициативной группы для сбора подписей за предложение о внесении законопроекта в количестве не менее 100 человек.

Инициативная группа регистрируется в Центральной комиссии по выборам и проведению республиканского референдума Республики Беларусь. Инициативная группа осуществляет сбор подписей в поддержку законопроекта в течение месяца. По завершении сбора подписей и их проверки Центральная комиссия по выборам и проведению республиканского референдума Республики Беларусь готовит заключение о соблюдении требований законодательства и протокол о результатах сбора подписей, передавая их инициативной группе. Последняя обладает правом внести проект закона в Палату представителей в течении трех месяцев с момента передачи Центральной комиссией указанных документов.

Порядок рассмотрения законопроекта в палате представителей закреплен в Разделе 5 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Палаты от 4 декабря 1997 г. N 415-П/III с изм. и доп.

После поступления проекта закона в Палату представителей ее Председатель или его заместитель назначает головную комиссию для предварительного рассмотрения законопроекта и подготовки по нему заключения. Головная комиссия по законопроекту организует работу по его рассмотрению и обсуждению.

Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить в Палату представителей предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Такой законопроект рассматривается в течение десяти дней со дня его внесения.

По завершении работы над законопроектом головная комиссия выносит заключение и вместе с законопроектом направляет его в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, по общему правилу осуществляется в двух чтениях.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Палата представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект, может направить его на доработку в соответствующую комиссию..

Законопроект, принятый Палатой представителей в первом чтении, рассматривается в постоянных комиссиях Палаты представителей с целью его дополнения и подготовки поправок к нему.

Обсуждение законопроекта во втором чтении, по решению Палаты представителей, может осуществляться как по проекту в целом, так и по каждой из его частей.

Палата представителей может принять проект закон, отклонить его, направить на повторное рассмотрение в первом чтении. Принятый Палатой представителей в течение пяти дней направляется на рассмотрение в Совет Республики.

Порядок рассмотрения законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь определен Регламентом Совета Республики (утв. Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 02. 04.1998 г. N 278-СР/IV с изм. и доп.).

Переданные Палатой представителей на рассмотрение в Совет Республики законопроекты по общему правилу могут рассматриваться не более двадцати дней. При объявлении Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь законопроекта срочным, он подлежит рассмотрению в 10-ти дневный срок.

Председатель Совета Республики определяет постоянные комиссий, на рассмотрение которых передается поступивший законопроект, устанавливает срок рассмотрения и определяет ответственную за рассмотрение комиссию.

Комиссия, ответственная за рассмотрение законопроекта готовит заключение в котором дается оценка законопроекта и предлагается: 1) рекомендовать Совету Республики одобрить принятый Палатой представителей законопроект; 2) рекомендовать Совету Республики отклонить принятый Палатой представителей законопроект, по мотивам его несоответствия действующему законодательству, наличия внутренних противоречий или несоблюдения требований законодательной техники.

На заседании Совета Республики оглашается заключение постоянной комиссии, происходит голосование по законопроекту. Постановление Совета Республики об одобрении законопроекта принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.

Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики закон представляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законопроект считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики. В случае принятия Советом Республики постановления об отклонении законопроекта он направляется в Палату представителей. Для преодоления разногласий, возникших по законопроекту, принятому Палатой представителей и отклоненному Советом Республики, и выработки согласованного текста законопроекта может быть создана согласительная комиссия.

Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение Палаты представителей. В этом случае на голосование ставится законопроект в целом.

В соответствие с п. 24 ст. 84 действующей Конституции Президент Республики Беларусь подписывает законы, обладает правом подписать закон или возвратить его отдельные положения со своими возражениями в Палату представителей.

Это право Президента в науке конституционного права рассматривается как промульгация, – заключительная стадия законодательного процесса,. В соответствие со ст. 100 Конституции, закон, принятый Парламентом закон, представляется в десятидневный срок на подпись Президенту.

Президент может подписать закон. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, то закон считается подписанным.

Полномочия Президента предусматривают возможность в случае несогласия с законом наложить на него вето, возвратив его со своими возражениями в Палату представителей.

Текст закона с возражениями Президента Республики Беларусь направляется в головную комиссию по законопроекту, которая может предложить согласиться с возражениями Президента (направив закон на доработку) или преодолеть его возражения квалифицированным большинством голосов (более 2/3 от полного состава обеих палат Парламента).

Конституция Республики Беларусь и регламенты палат Парламента предусматривают особый порядок принятия законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, актов толкования Конституции. Следует заметить, что Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума. Не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Указанные вопросы регламентируются ст.138-140 Конституции Республики Беларусь, главами 20 и 21 Регламента Палаты представителей (утв. Постановлением Палаты Представителей Национального Собрания от 4.12.1997 г. № 415-П/III с изм. и доп.), главами 17, 18 Регламента Совета Республики утв. Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 02. 04.1998 г. N 278-СР/IV с изм. и доп.).

К особенностям рассмотрения данной категории законопроектов следует отнести особый субъектный состав лиц, способных инициировать внесение проектов законов о изменений и дополнений Конституции. Инициаторами рассмотрения таких вопросов могут быть либо Президент, либо не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Более того, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

 

Тема 3. Правотворческая деятельность Президента Республики Беларусь

 

Вопросы:

1. Место и роль Президента в правотворческом процессе.

2. Акты Президента, их правовая природа.

3. Взаимодействие Президента с иными органами государственной власти в сфере правотворчества

 

Литература: Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. — Мн., 1999; Дербин А.П. Значение декретов и указов Президента Республики Беларусь в системе источников конституционного права // Право и демократия: Сб. науч. тр. / Бел. гос. ун—т. –– 1999. — Вып. 10. — С. 125-137; Дубовицкий В.Н. Роль Президента республики Беларусь в процессе законотворчества // Прававая рэформа ў Рэспубліцы Беларусь: вопыт, праблемы, перспектывы: Матэрыялы рэсп. нав.-практ. канф., Гродна, 24-25 красавіка 1997 г. / Гродненскі дзярж. ун-т. — Гродна: ГрГУ. 1997. — Ч.1. — С.22-24; Лагун Д.А. Правовые акты Президента Республики Беларусь / Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. — Мн., 2002; Лагун Д.А. Процесс издания правовых актов Президента Республики Беларусь // Право и демократия: Сб. науч. тр. / Бел. гос. ун—т. –– 2002. — Вып. 12. — С. 23 – 38; Лагун Д.А. Система правовых актов Президента Республики Беларусь. // Конституционно—правовые проблемы формирования социального правового государства: Материалы междунар. науч.—практ. конф., Минск, 30 – 31 марта 2000 г. / Бел. гос. ун—т; Гл. ред. А.А. Головко. — Минск, 2000. — С.129-131; Реут В.И. Взаимоотношения Президента и Парламента Республики Беларусь в законодательном процессе // Весник Конституционного Суда Республики Беларусь. — 1999. — № 1.— С. 65-70; Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. — М.,1994; Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Изв. вузов. Правоведение. –– 1999. –– № 4. –– С. 18—27.; Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы Российской Конституции // Государство и право. –– 2000. –– № 6. –– С. 5—11.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и стадии законотворчества | Акты Президента, их правовая природа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.