Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сходства и различия

При рыночной экономике важнейшими видами государственных доходов являются налоги, сборы, взносы, пошлины, поступающие в бюджетную систему государства и другие внебюджетные фонды. Важнейшими с фискальной точки зрения являются лицензионные сборы, взносы на социальное страхование и во внебюджетные фонды, таможенные пошлины, государственная пошлина. Наиболее распространены административные сборы, которые взимаются за определенные государственно-правовые услуги (напрмиер, за выдачу паспорта, включение в поземельную книгу); плата за пользование (землей, водой и т.п.) и др.

В налоговом законодательстве недостаточно четко прописаны различия между налогами, сборами, с одной стороны, и пошлинами – с другой. В частности, государственная пошлина попадает под определение сбора, поскольку согласно гл.25 НК РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам, за совершение юридически значимых действий. К юридически значимым действиям приравнивается выдача документов (их копий, дубликатов.) Исключение составляют действия, совершаемые консульскими учреждениями РФ.

С другой стороны, таможенная пошлина выведена из перечня налогов и по бюджетной классификации отнесена к доходам от внешнеэкономической деятельности; между тем она больше всего тяготеет к налогу, поскольку ей присущи все его специфические признаки.

В финансовой практике различия между сборами и взносами, а так же их разграничение в зависимости от поступлений от оказания государственных услуг в большинстве случаев незначительны. В налоговом законодательстве до сих пор эти различия не проведены. Более того, в п.2 ст.8 понятия сбора и взноса полностью отождествляются, хотя с финансовой точки зрения они различаются.

Анализируя содержание ст.8 НК РФ, можно предположить, что в отличие от налога характерным признаком сбора является эквивалентность: уплата сбора – это одно из условий совершения в отношении его плательщика юридически значимых действий представителей государственных интересов. В отличие от налогов сборы, взносы и пошлины носят также регистрационный, разрешительный характер.

Государство взимает сборы и взносы как компенсацию за оказание конкретных услуг своим гражданам. Это связано, например, с необходимостью выполнения государством возложенных на него социальных функций (взносы в социальные фонды). Сборы и взносы имеют место и тогда, когда необходима государственная монополия на определенные виды деятельности, для использования преимущества от оказания государственных услуг (государственная пошлина). Государство через величину этих платежей может регулировать спрос на тот или иной вид своих услуг. Степень влияния зависит от эластичности спроса, включая цену на конкретную услугу.

Сборы взимаются за услуги государства, которые оно оказывает конкретной категории своих граждан. Это – принудительные платежи за услуги индивидуального характера. Для примера можно привести гербовый сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документов; сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за уборку территории населенных пунктов и др.

Взносы являются принудительными платежами за услуги, которые государство оказывает определенным группам своих граждан без эквивалентного обмена. В отличие от сборов они не являются индивидуальными единичными услугами государственного сектора. Это – комплексная деятельность государства по отношению к специальной группе хозяйствующих субъектов или граждан. В качестве примера можно назвать взносы в социальные фонды, (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и др.). Заметим, что с 1 января 2001 г.вступила в силу гл.24 НК РФ., В которой все эти взносы были объединены под общим названием «единый социальный налог».

Таким образом можно констатировать. Что в налоговом законодательстве не проведены четкие различия между налогами, сборами, взносами, пошлинами и другими платежами налогового характера.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и назначение налогов | Взаимосвязь функций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.