Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь функций




Дискуссионные вопросы функций налогов.

Многочисленные последствия влияния налогов на экономические и социальные процессы трактуются как их разнообразные функции. Количество функций, присущих налогам как категории перераспределительных отношений, и в настоящее время является предметом дискуссий. Исходя из научного обоснования сущности, налоги следует рассматривать лишь как форму субъективного волеизъявления государства при распределении финансовых ресурсов общества, а функции налогов определяются задачами осуществления государственной политики. В итоге в рекоендациях по построению налоговой системы доминирует не сущностная (объективная) основа принудительных денежных изъятий, а их практическая целесообразность для наполнения бюджета.

Рассмотрение функций налогов необходимо также и для выявления внутреннего содержания и назначения налогов. В современной экономической литературе нет единообразия в их трактовке, что свидетельствует о неординарных подходах к определению сущности налогов. При этом имеются такие полярно противоположенные точки зрения, как налоги не выполняют ни каких функций, а функции выполняет налоговая система; налогам присуща одна единственная функция; налоги выполняют много функций – от двух и более.

Так, А.Соколов считал, что налоги как финансовый инструмент государства обеспечивают собирание денежных сумм с населения, регулирование денежных доходов и частнохозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов и прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением.[4] Нетрудно заметить, что первая функция нуждается в уточнении: налогоплательщиками являются не только физические лица, но и юридические лица. Кроме того, регулирование равновесия между спросом и предложением является больше функцией цены, нежели налогов. В целом, на ваш взгляд, такое выделение форм воздействия налогов на экономику страны в качестве их основных функций нецелесообразно.

Г.Я. Киперман, О.Ф. Тимофеева различают четыре основные функции налогов: фискальную, регулирующую, стимулирующую и распределительную. [5] В.Г. Пансков выделяет фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.[6]

В связи с тем, что налоги используются в качестве инструмента для мобилизации доходов в государственную казну, относительно первой функции больших разногласий нет. Что касается остальных, то стимулирующую функцию следует рассматривать в составе регулирующей, а распределительная функция наиболее адекватна финансам, а не налогам. На наш взгляд, налогам присущи три основных функции: фискальная, регулирующая, контрольная.

Фискальная (или бюджетная) функция налогов вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Фискальная функция обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и далее направляются на реализацию собственно государственных функций (оборонных, социальных, экологических).

Значение фискальной функции возросло в связи с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства. Это связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета, происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач. Регулярные и стабильные поступления налоговых платежей в федеральный, региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды превращают государство в самого крупного субъекта экономических отношений. Фискальную функцию характеризует степень покрытия расходов бюджета за счет налоговых поступлений и тяжесть бремени налогов для экономики в целом и для ее отдельных объектов.

Огосударствление части национального дохода посредством налогов создает объективные предпосылки для участия государства в регулировании экономики. Следовательно, фискальная функция налогов в значительной мере обуславливает реализацию их регулирующей и контрольной функций.

Итак, можно сделать выводы, что фискальная функция налогов как бы породила остальные функции: контрольную и регулирующую. Нельзя сказать, что они второстепенные. Но выделились в отдельные функции они не сразу: первоначальной функцией налогов была фискальная.

Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения.

Регулирующая функция налогов проявляется в их воздействии на масштабы и динамику воспроизводственных процессов. Изменение налогов способно вызвать снижение или расширение платежеспособного спроса и предложения товаров (работ, услуг), уменьшение или увеличение сбережений и инвестиций. Налоги также в состоянии создавать или разрушать экономические условия для трудовой активности, ресурсосбережения, инноваций, охраны окружающей среды. Поэтому налогообложение может ускорять или замедлять экономический рост, социальные преобразования. В антикризисных программах развитых стран налоги используются как обязательный инструмент государственного регулирования экономики. Регулирующая функция налогов связана с применением особого (льготного или упрощенного) порядка обложения отдельных субъектов экономики. Путем понижения общеустановленных ставок, сужение налогооблагаемой базы, введения отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, предоставление налогового кредита, консолидации нескольких видов налогов в единый обязательный налог и других аналогичных мер государственные органы управления налогообложением предоставляют в распоряжение конкретных предприятий и граждан дополнительные денежные средства. Эти ресурсы расширяют финансовые возможности хозяйствующих субъектов и физических лиц в организации производства, увеличении потребления благ. Льготное и упрощенное налогообложение является методом государственной поддержки важнейших экономических и социальных приоритетов. Его использование сродни косвенному бюджетному субсидированию национальной промышленности, мелкого и среднего бизнеса, отраслей, обслуживающих население.

Регулирующая функция налогов направлена на смягчение цикличности производства и обеспечение более устойчивого поступательного развития эономики в целом. Эта функция реализуется не путем прямого директивного вмешательства государства в воспроизводственный процесс, а посредством целенаправленного управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Данная функция налогов, с одной стороны, ориентирована на макроэкономические процессы и пропорции, а с другой – более приближена к микроэкономике и учитывает конкретную мотивацию хозяйствования на данном уровне.

Контрольная функции налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет налогово-финансовых отношений и бюджетной политики государства.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы плательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Взаимосвязь функций. Налог един во всех своих сущностных проявлениях. Его фискальная, регулирующая и контрольная функции действуют одновременно, переплетаясь между собой. Однако они не сливаются в некое аморфное общее свойство налогов, каждое из них не растворяется в других.

Недостаток сбережений и инвестиций в экономике, «уход» предприятий и граждан от налогов могут быть следствием излишней тяжести бремени налогообложения. Однако установку на его снижение на хозяйство и население не удается реализовать без учета наполнения бюджета, без замены выпадающих из него налоговых сумм другими источниками финансовых ресурсов (от внутренних и внешних заимствований, доходов от государственной собственности). Массовые нарушения налоговой дисциплины (несвоевременные взносы в бюджет, искажение налоговых расчетов)нередко вызываются усложненным порядком уплаты налогов, запутанностью правовой регламентации налогообложения.

Регулирующая функция неотделима от фискальной и находится в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективное условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками – агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.

Связь фискальной функции налогов с другими функциями можно проследить также через принципы налогообложения и инструменты их реализации. Например, одним из важнейших принципов является принцип справедливости налогообложения. В связи с тем, что возможности различных налогоплательщиков неодинаковы, то и обложение их доходов или имущества должно быть дифференцировано. Инструментом реализации этого принципа служит прогрессивная шкала налоговых ставок, которая обеспечивает как лучше(по сравнению с пропорциональной шкалой налогообложения) выполнение фискальной функции, так и участвует в реализации регулирующей функции налогов.

Функции налогов реализуются в практике через меры, предусматриваемые налоговой политикой государства.

?Покажите взаимосвязь фискальной и контрольной, а также регулирующей и контрольной функций налогов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.