Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налогов и их роли в экономике




Эволюция финансовой мысли о содержании

Эволюция финансовой мысли о налогах

Лекция 2

Цель лекции: показать эволюцию финансовой мысли о налогах, а так же взаимосвязь налогов с другими экономическими категориями.

План лекции

1. Эволюция финансовой мысли о содержании налогов и их роли в экономике.

2. Взаимосвязь налогов с другими финансово-экономическими категориями.

 

Возникновение налоговой теории как отдельного раздела экономической науки следует отнести к ХV в. В это время в Италии зарождался меркантилизм. Представители этой школы (Диомеде Карафа – министр финансов Неаполитанского Королевства, Ж.Боден – французский экономист) затрагивали вопросы о месте и роли налогообложения в системе финансово-экономических отношений государства и граждан. Они рассматривали налоги как чрезвычайный источник государственных доходов, который должен применяться в исключительных случаях.

Различают частные и общие налоговые теории.

Частная налоговая теория – это теоретическое обоснование установления налогового режима в отношении отдельных налогов или в соотношении различных видов налогов, количества налогов, их качественного состава, ставки налога.

Ярким примером частной налоговой теории является теория о едином налоге, проповедуемая физиократами (от греч.слов «физис» - природа, «кратос» - власть). Основоположником этой теории является Франсуа Кенэ (1694-1774) – видный французский политэконом.

Ф. Кенэ считал, что налогом надо облагать только чистый продукт, как единственный подлинный экономический «излишек». Любые другие налоги обременяют хозяйство. Что же получалось? Те самые феодалы – земледельцы, на которых Кенэ возлагал столь важные и почетные социальные функции, должны были на деле платить все налоги. В тогдашней Франции дело обстояло как раз наоборот: они не платили никаких налогов. Ученик Ф. Кенэ, Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) – генеральный контролер (министр) финансов времен Людовика XVI, приближается к пониманию прибавочной стоимости, незаметно переходя от «чистого дара природы» к создаваемому трудом земледельца излишку продукта, который присваивает собственник главного средства производства – земли. Самой известной его работой стали «Размышления», которые представляли 48 теорем (до 31-й теоремы включительно – он физиократ, а остальные 17 теорем посвящены стоимости, ценам, деньгам).

В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839-1897), выдвинувший идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и социального мира. В своей работе причину низкой заработной платы и безработицы он видел в искусственном дефиците земли, обусловленным неравным распределением общественных земель. Он предлагает поднять налог на неиспользуемые земли, социализируя, таким образом, ренту без дополнительного налогового бремени, и отказаться от прочих налогов, называя их барьерами для торговли, занятости и формирования капитала.

Признавая положительные моменты единого социального налога,, связанные, в частности с простотой его исчисления и сбора, тем не менее следует отметить, что в чистом виде эта теория утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль. Идеи, лежащие в основе теории единого налога, частично воплощены и в налоговой системе РФ: в упрощенной системе налогообложения, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

На рубеже XVI – XVII вв. в Европе создавалась промышленность, зарождающаяся буржуазия еще не испытывала потребности в новых методах управления. Однако уже в те времена экономисты искали пути оптимизации налогообложения и ставили вопрос о поиске способов регулирования потребления. Вместе с тем эти попытки были не системными, поскольку усилия экономистов сосредотачивались на исследованиях земельных отношений. Земельная рента рассматривалась ими как основной источник богатства и налогообложения. Ни в одном государстве налоги, поступающие в государственную казну, еще не были сведены в единую систему. Их собирали откупщики, которые, уплатив в казну все суммы, далее собирали налоги с прибылью для себя.

 

Общая налоговая теория – это теоретическое обоснование необходимости и предназначения налога, об особенностях и характере налогообложения.

Первая общая налоговая теория – теория обмена. Она основывается на возмездном характере налога. Смысл этой теории: через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддерживанию порядка и т.д. Эта теория появилась в средние века.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена – атомистическая теория. Ее представителями выступали французские просветители Себастьян Ле Прет де Вобан (1633-1707) – теория «общественного договора»; Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – теория «публичного договора». Это близко к современному суждению о налоге как о цене за услуги государства.

Большой вклад в развитие экономической науки, в частности теории налогов, внесли английские философы Томас Гоббс (1588 – 1679) и Джон Локк (1632-1704). Разработанная ими теория общественного договора положила начало новому гражданскому правосознанию и сделала возможной постановку вопроса о взаимных обязательствах государства и граждан. Налоги в их понимании – это не отношения подчинения налогоплательщиков и власти, а система контрактов между ними. При этом государство в обмен на уплату налогов предоставляет плательщикам возможность использования набора оговоренных услуг, таких как защита от посягательств на жизнь и имущество, судебная защита интересов и других благ общественного характера.

Собственно о налогах Т.Гоббс упоминает достаточно кратко в гл.24 «О питании государства и о произведении им потомстве» своего труда «Левиафан». Особое внимание он уделял исследованию роли государства в экономике. В качестве основной он считал функцию государства в распределении общественного богатства. Он выделил следующие подфункции: распределение земли между подданными, установление правил внутренней и внешней торговли, создание и развитие системы денежного обращения. Среди основных налогов Гоббс признавал поземельный налог, акцизы и пошлины. При этом королевские земли ученый считал ненадежной статьей дохода.

Д.Локк развил и углубил теорию общественного договора Т.Гоббса. Основным отличием в его воззрениях было утверждение о возможности расторжения гражданами со своей стороны заключенный с верховной властью договор, в каком праве Гоббс им отказывал. В области налоговых отношений Д.Локк придерживался принципа добровольного согласия граждан с возлагаемым на них налоговым бременем.

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди (1733 – 1842) в своей работе «Новые начала политэкономии» сформулировал теорию наслаждения. По ней налог есть цена, уплачиваемая гражданином за полученные им от общества наслаждения от общественного порядка, справедливого правосудия, от обеспечения свободы личности и права собственности.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии (француз Адольф Тьер (1797 – 1877), английский экономист Джон Рамсей Мак –Куллох (1789-1864)). Налог, по их мнению, это страховой платеж, который уплачивается подданными государства на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога – обеспечить финансирование затрат правительства на оборону и правопорядок.

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве научных концепций с XVIII в.; в результате появилась общая теория налогов. Несмотря на схожесть с общей налоговой теорией, она является следующей ступенью познания. Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

Общая теория налогов – это система научных знаний о сути и природе налогов, их значении, месте и роли в экономической и социально-политической жизни общества; свод важнейших принципов и положений по формированию налогооблагаемой базы и распределению налогового бремени.

Авторами классической теории налогов (теории налогового нейтралитета) являются А.Смит и Д. Рикардо. По их мнению, налоги есть основной вид государственных доходов для покрытия затрат по содержанию правительства.[7]

Шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) в критике «единого налога», предложенного физиократами, отстаивал идею налогообложения соответственно ренте. Его принято считать основоположником теории производства и распределения. Фундаментальный труд А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», увидевший свет в 1776 г., и в настоящее время не утратил своей актуальности. Ученый провел исследование структуры доходов и расходов государства, описал основные принципы налогообложения и проанализировал современные ему налоги. Налогообложение он характеризовал в контексте высокой идеи «очевидной и простой системы естественной свободы». А.Смит развил мысль о том, что при определенных условиях частные интересы действительно могут гармонично сочетаться с интересами общества. В достижении такой гармонии налоги играют одну из определяющих ролей.

Проанализировав современные налоговые системы развитых государств, Смит выступал за систематизацию налогового администрирования, недопущение установления чрезмерного налогового бремени ввиду оказываемого им депрессивного действия на национальную экономику, сокращение или полную отмену таможенных пошлин для стимулирования внешней торговли.

Самым известным последователем и сторонником идей А. Смита был английский ученый Давид Рикардо (1772-1823). Его главный труд «Начала политической экономии и податного обложения», вышедший в 1817 г., стал классическим в экономической науке.

Из работ основоположников экономической мысли (У. Петти, А.Смит, Д. Рикардо и др.) можно извлечь практически однотипное обоснование необходимости налога. В той или иной интерпретации налогообложение объяснялось ими как добровольное подаяние во благо развития нации. Отсюда и русское слово «подать» - от слова «подаяние», т.е. добровольное пожертвование средство во имя общего блага.

Следующий этап развития теории налогообложения начинается с середины XIX в. К этому времени относится глубокое изучение финансовых процессов и формирование подлинной финансовой теории. С развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Публикуются серьезные исследования об отличиях налоговых и неналоговых форм, о возможности их сосуществования в единой структуре обложения, о влиянии неналоговых форм на процессе формирования прибыли и рост заработной платы, о переложении налогов. Формы пополнения государственной казны, не имеющие сущностных признаков налога, были названы экономистами парафискалитетами.[8] Проблемы фискалитета не избежала ни одна финансовая школа.

Предложение налогов практически во все времена было популярной темой для дискуссий среди ученых-финансистов. Развитие взглядов на эту проблему имеет свою историю. В ранние эпохи переложение имело характер откровенного принуждения. Вся последующая история переложения налогов вплоть до конца XIX в. связана с противостоянием экономических интересов. В тот период наиболее существенный вклад в развитие теорий переложения внесли Д.Милль (1806 – 1873) – абсолютная теория переложения; Н. Канар (1755 – 1833), А.Тьер (1797 – 1877) – оптимистическая теория переложения; П.Прудон (1809 – 1865), Ф.Лассаль (1825 – 1864) – пессимистическая теория переложения; К.Рау (1792-1870) – эмпирическая теория переложения, а так же представитель немецкой экономической теории К. Виксель (1851 – 1926).

Исходные посылки теории переложения сформулировал итальянский экономист М.Панталеоне (1857 – 1924), который утверждал, что переложение процесс, с помощью которого плательщик вознаграждает себя полностью или частично за уплату налога. Переложение связывается с процессом обмена и ценой. Для переложения налога необходимы два лица – первоначальный плательщик, который сделал взнос, внес налог в казначейство, и окончательный носитель налога, возмещающий его первому. Между этими двумя актами имеется промежуточное действие, именуемое переложением. В качестве связующего звена между налогоплательщиками и носителем налога выступает цена. Обмен сам по себе не порождает каких-либо фактических отношений между налогоплательщиком и носителем налога. Если такой обмен будет безвозмездным, то налог не может быть переложен.

С усилием государства начинается эпоха косвенного налогообложения, принесшая собой акцизы и таможенные пошлины. В конце XIX –начале ХХ в. при создании таможенных союзов ряда стран начала осуществляться гармонизация налогов в целях проведения единой таможенной политики. В результате углуления процессов международной экономической интеграции получили динамичное развитие тенденции по гармонизации налоговых систем и налоговой политики некоторых стран, входящих в международные региональные группировки и объединения.

В реальной практике государственного регулирования воплотились идеи двух направлений: неоклассического и кейнсианского. Родоначальником первого направления является английская классическая политэкономия, продолжателями которой принято считать представителей субъективно-психологической школы, или маржиналистов. За маржиналистской теорией утвердилось название «неоклассическая», которая в ХХ в.стала преобладающей в экономической науке. Сторонники этой теории обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступает за ограничение или даже за полный отказ от государственного регулирования экономики. Синонимом понятия «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм».

Современный консерватизм, в основе которого лежат неоклассические воззрения, можно условно разделить на два основных течения – монетаризм и экономическую теорию предложения.

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 1950-х гг. профессором экономики Чикагского университета М.Фридменом и основана на количественной теории денег. По его мнению, регулирование экономики может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентов. При этом через налоги изымается излишнее количество денег. Монетаристы считают, что государственное вмешательство в экономику блокирует действие стихийных регуляторов вместо того, чтобы дополнять их. Сами возможности государства ограничены: оно способно создавать дополнительный спрос (давать госзаказы, увеличивать налоги, заниматься эмиссией денег), но не может увеличивать товарное предложение (поскольку услуги государства есть прямой вычет из ВНП).

Экономическая теория предложения была сформулирована в конце 1970 – х гг. американским ученым М.Бернсом, Г.Стайном, А.Лэффером. Они рассматривали налоги как фактор экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность и в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому сторонники данной теории предлагали снизить налоговые ставки и предоставить всевозможные налоговые льготы корпорациям. Они считали, что снижение налогового бремени приводит к бурному экономическому росту.

Второе направление основал Джон Мейнард Кейнс (1833-1946) в 30-е годы прошлого столетия, развитое в дальнейшем его последователями. Теория Кейнса ознаменовала новый подход вопроса о роли и месте государства в общественном воспроизводстве. Кейнсианство в противоположность либералистским экономическим идеям доказывало необходимость государственного вмешательства в ход экономических процессов. Кейнс был главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования налоговых рычагов. Он сформулировал теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской, а впоследствии – неокейнсианской экономической теории. Свой вклад в разработку экономической системы Дж.Кейнса внесли А.Хансен, П.Самуэльсон, Г.Экли, Р.Масгрев и др.

*Кризис государственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, с полной силой проявившийся в 70-е гг., привел к активным поискам новых методов оздоровления экономики, которые были найдены в новых явлениях в экономической науке – экономической теории предложения.

Основным средством проведения политики новой теории являются финансовые рычаги: налоги, расходы, государственные кредиты. Одним из основных постулатов теории «экономии предложения»было уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Особая роль при этом отводилась государственным финансам, в частности, предусматривалось, во-первых, сокращение налогов; во-вторых, снижение государственных расходов; в – третьих, уменьшение количества денег в обращении с помощи соответствующей политики в области государственного кредита.

Сторонники новой финансовой стратегии считали, что предложение должно опережать спрос, поскольку оно меняется быстрее и имеет большее значение, а одним из важнейших факторов стимулирования предложения служит уменьшение налогов. С помощью налоговой кривой А.Лэффер пытался доказать, что увеличение налогов в США отрицательно воздействует на общественное воспроизводство (производительность труда, накопление, инвестиции).

Авторы новой налоговой теории сформулировали два «нравственных» вывода. Первый из них гласил, что насколько увеличился налог, т.е. настолько увеличивается стремление отдельного индивида к вложению труда сферы деятельности, не подлежащие обложению налогами. Второй вывод устанавливали зависимость между налогами и сбережениями: налоговое бремя уменьшает размеры сбережений. Нравственные выводы теории «экономики предложения» ярко свидетельствовали, что одним из главных способов регулирования экономического подъема является снижение налогов. К области финансов принадлежит и другой рычаг, которым предполагалось воздействовать на экономические процессы, - сокращение государственных расходов. Дело в том, что между инфляцией и растущими государственными расходами в рыночной экономике наблюдается тесная взаимосвязь. Кроме того, предлагался один из методов борьбы с инфляцией, связанный с контролем за ростом массы денег в обращении посредством политики высокого процента. Это были рекомендации монетаристской школы

Среди ученых неоклассической школы значительный вклад в теорию налогообложения в конце XIX – начале XX в. внес Эдвин Р.А. Селигмен, профессор политической экономии Колумбийского университета. В своих трудах «Прогрессивное налогообложение в теории и практике» и «Проблемы переложения налогов» он ратовал за использованием критерия платежеспособности. Рассмотрение вопроса о налогах в связи с проблемами производства и распределения позволило ему расширить область теории налогообложения. Селигмен разработал обоснование прогрессивного подоходного налога. Однако он осторожно подходил к использованию этого финансового инструмента, рекомендуя вначале применять пропорциональные ставки налога, а уже после вводить элементы прогрессивного налогообложения.

В налоговой теории Селигмену принадлежит заслуга проведения важного различия между «сферой охвата», т.е.местом, где окончательно взимаются налоги (в современной экономической теории этому понятию соответствует термин «база налогообложения»), и «бременем охвата», которое связано с процессом переложения налогов. Изучение проблемы охвата раскрывает результаты действия налоговой системы. Селигман также отмечал, что капитализация и трансформация служат способами уклонения от налогового бремени. Под трансформацией имелось в виду вызванное налогообложением изменение методов производства, т.е. повышение эффективности производства, которое позволяет справиться с налогом без последующего его переложения. По мнению Селигмена, не все налоги перекладываются на потребителя. Если, например, монополист стремится переложить все налоговое бремя, то это может привести к снижению продаж., которое принесет потери более серьезные, чем налоговые выплаты. В конечном счете мера переложения налога определяется различной эластичностью спроса и предложения. Эту точку зрения в настоящее время разделяют не все экономисты.

В работе «Эссе о налогообложении» Селигмен провел анализ истории налогообложения и современных ему налоговых систем. Он указывал на тот факт, что восприятие налогообложения плательщиками как естественного общественного института есть результат длительного развития экономико-политических отношений и является на самом деле недавно достигнутым результатом. Также он отмечал, что понятие справедливости в налогообложении имеет тенденцию к изменению в зависимости от изменения общественных отношений. Он пришел к выводу, что как все явления общественной жизни, налогообложение есть по сути исторической категорией.

В подтверждение собственной теории Селигман привел в частности эволюцию понятий, связанных с налоговыми отношениями граждан и государства. Исследуя этимологию понятия «налог», он проанализировал основные европейские языки, а тк же латынь, и выделил семь стадий изменения терминологии:

Подарок-содействие-одолжение-пожертвование-обязательство-принуждение-ставка.

?Какой смысл вкладывают в эти понятия граждане и государство в современной России?

В настоящее время в российской экономической литературе преобладает трактовка налога как принудительного изъятия государственной властью части денежных средству хозяйствующих субъектов и отдельных граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.