Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натурфилософия




Античная философия.

Лекция № 2. 01.03.2006.

Античной философией называют философию Др. Греции и Др. Рима. Возникла в VI веке до н.э. и существовала до 529 г. н.э. В этом году вышел указ римского императора Юстиниана о закрытии всех философских школ.

В историиантичнойфилософии можно выделить следующие периоды:

1. с начала зарождения до 2-ой половины V века до н.э. – «досократический» или «натурфилософский».

2. «гуманистический» - связан с деят-тью Сократа – 2-ая половина V века до н.э.

3. «классический» - связан с деят-тью Платона и Аристотеля – охватывает конец V века до н.э. – до последней трети IV века до н.э.

4. «эллинистический» - начало этому периоду положила завоевательная политика Александра Македонского:

- ранний эллин. период – связан с развитием древнегреческих школ: школы Эпикура – конец IV века до н.э. – I век н.э.

- поздний эллин. период – школы получают свое развитие в Др. Риме; последней оригинальной школой античности явл. школа неоплатонизма.

К натурфилософии относ. Милетская школа (Малая Азия, г. Полис Милет; эта территория называлась Иония, поэтому философию натурфилософского периода еще называют ионистской). Основоположником Милетской школы был Фалес, также входили Анаксимандр и Анаксимен.

Натурфилософия – философия природы. Предметом их философского анализа явл. природа.

Фалес был первым, кто поставил основной вопрос: что явл. основой всего сущего.

Милетская школа давала ответ, исходя из материалистической идеи, т.к. утверждала, что основой всего сущего явл. физические стихии: Фалес – вода (как основа всего сущего), Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное) – из единого образуется множество в результате количественных изменений.

Гераклит (г.Эфес) – в основе всего сущего лежит огонь (он наиболее подвижен и явл. наиболее подходящим для объяснения изменений, которые происх. в мире.). «Все течет». Образ реки служил иллюстрацией всеобщей подвижности. Источником изменений является единство противоположности (внутреннее противоречие). Гераклита считают стоящим у истоков диалектики.

Философия в древнегреческих колониях – на юге Италии и Сицилии – италийская. Были образованы пифагорейский союз, школа элеаты. Эмпедокл продолжает традиции италийской философии. В основе лежат 4 физич. стихии: вода, огонь, воздух, земля. Но эти стихии не сходятся друг с другом. Физич. стихии не вытекают одна из другой.

Проблема единства мира решатся монизмом – в основе мира лежит одно начало.

Эмпедокл – плюрализм. В основе лежат более двух эпистанций, не зависящих друг от друга.

В школах Пифагора и Элеаты в основе лежит зарождение идеалистической тенденции в развитии философии.

Основой мира явл. идеальная сущность – число. Числа составляют сущность мира.

Особое место в развитии философии занимает Элейская школа. Ее представители – Парменид, Зенон. Значение школы в том, что впервые было дано философское представление о бытие.

Бытие, с точки зрения Парменида, явл. тождественным мышлением. Мысль о вещи и сама вещь – одно и то же. Есть только бытие, небытия нет. Бытие едино и неподвижно. Едино, т.к. чтобы разбить его на части, необходимо небытие. Бытие, постигаемое только разумом, недоступно чувственным познаниям - доказывал Зенон. Апории Зенона были направлены против движения. В своих апориях Зенон доказывал, что пространство и время бесконечно делимы. Одна из апорий – дихотомия (разрубание надвое) - утверждает, что тело, кот. должно выйти из пункта А в пункт Б не пройдет этот путь.

 
 


Летящая стрела на самом деле не летит.

Школа элеатов разделяла истину от мнения. Только разум дает нам истину.

Афинская школа. Представители – Анаксагор, Демокрит. Анаксагор считал, что для объяснения всего показателя мира четырех стихий недостаточно. В основе всего сущего лежат мельчайшие, бесконечно делимые частицы, познаваемые только разумом. Любая вещь содержит в себе имена всех других вещей. Качество вещи меняется тогда, когда в ней начинают преобладать другие имена. Демокрит утверждал, что в основе всего лежат мельчайшие частицы, но они неделимы – атом (то, что далее не делится).

Атомистический идеализм. Демокрит предугадал естественно научный атомизм. Ничто, кроме атомов, в пустоте не сущ-ет. Движение – существенная хар-ка атомов. Демокрит признавал существование Богов и души, но считал, что они также состоят из атомов.

2. Гуманистический период.

На смену натурфилософскому периоду пришел гуманистический.

Софисты – платные учителя красноречия. За деньги учили всех желающих доказывать не то, что является истинным, а то, что является выгодным, используя при этом логические уловки.

Иватл – ученик Протагора.

Философия софистов. Философия должна обращаться к самому человеку, а не к природе. Человек – существо, воспринимающее мир посредством своих чувств. То, что человеку кажется, таковым оно и является. «Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, или несуществующих в том, что они не существуют».

Принцип относительности истины – релятивизм.

Сократ считает дело познания природы не нужным. Человека рассматривают как нравственное познающее существо. Философия этического рационализма – философия Сократа. На первый план выдвигается этика. Сократ утверждал, что поведение человека утверждено знанием, что есть добро, а что – зло. Знание дано от рождения. Добродетель и знание неразрывны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.