Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности физической культуры




Физическая культура личности

Владея разнообразными физическими упражнениями и ак­тив­но используя их, человек улучшает свое физическое состояние и под­го­тов­лен­ность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластические свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в не­об­хо­ди­мых обществу и же­ла­тель­ных для нее видах социально-тру­до­вой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе личной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в ка­кой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и соз­да­ет условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Вот почему физическое совершенство является не только желаемым качеством будущего специалиста, но и не­об­хо­ди­мым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спор­тив­ная деятельность, в ко­то­рую включаются студенты, – один из эффективных механизмов слияния общественного и лич­но­го интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и ду­хов­ную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и прев­ра­ще­ние ее сущностных сил во внешний результат.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-пер­вых, она определяет способность к са­мо­раз­ви­тию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и ду­хов­ным опытом, обеспечивает ее стремление к твор­чес­ко­му «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вто­рых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявления творчества в ис­поль­зо­ва­нии средств физической культуры, направленных на предмет и про­цесс его профессионального труда. В-третьих, физическая культура отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в про­цес­се физкультурно-спор­тив­ной, общественной и про­фес­сио­наль­ной деятельности, т. е. «на других». Чем богаче и ши­ре круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и ду­хов­ных ценностей. К пер­вым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.

Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в про­цес­се физкультурно-спор­тив­ной деятельности, и др. В раз­ви­тых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-по­ка­за­тель­ные выступления и др.).

Результатами деятельности в фи­зи­чес­кой культуре являются физическая подготовленность и сте­пень совершенства двигательных умений и на­вы­ков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и лич­нос­ти. В со­ци­аль­ной жизни в сис­те­ме образования, воспитания, в сфе­ре организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и об­ще­куль­тур­ное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т. е. сов­местная деятельность людей по использованию, распространению и при­ум­но­же­нию ценностей физической культуры.

Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования

Физическая культура в Ос­но­вах законодательства РФ о фи­зи­чес­кой культуре и спор­те представлена в выс­ших учебных заведениях как учебная дисциплина и важ­нейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и про­фес­сио­наль­ной подготовки студента в те­че­ние периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гу­ма­ни­тар­ный компонент образования. Значимость данного раздела проявляется через гармонизацию духовных и фи­зи­чес­ких сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и пси­хи­чес­кое благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и раз­ви­ва­ющие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в це­ле­нап­рав­лен­ном педагогическом процессе физического воспитания.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

В про­цес­се физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:

● по­ни­ма­ние роли физической культуры в раз­ви­тии личности и под­го­тов­ке ее к про­фес­сио­наль­ной деятельности;

● зна­ние научно-прак­ти­чес­ких основ физической культуры и здо­ро­во­го образа жизни (ЗОЖ);

● фор­ми­ро­ва­ние мотивационно-цен­ностно­го отношения к фи­зи­чес­кой культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и са­мо­вос­пи­та­ние, потребности в ре­гу­ляр­ных занятиях физическими упражнениями и спор­том;

● ов­ла­де­ние системой практических умений и на­вы­ков, обеспечивающих сохранение и ук­реп­ле­ние здоровья, психическое благополучие, развитие и со­вер­шенство­ва­ние психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в фи­зи­чес­кой культуре;

● обес­пе­че­ние общей и про­фес­сио­наль­но-прик­лад­ной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к бу­ду­щей профессии;

● при­об­ре­те­ние опыта творческого использования физкультурно-спор­тив­ной деятельности для достижения жизненных и про­фес­сио­наль­ных целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.