Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительный материал

Известный отечественный психофизиолог К.В.Судаков, рассматривая информационный принцип работы мозга и упоминая о предложении Н.Винера рассматривать информацию как новую физическую переменную, отметил, что "... в жизнедеятельности организмов информация приобретает значение физиологической переменной ".[35,с.111] Подчеркивая, что информация не может рассматриваться абстрактно, независимо от самих информационных систем, выступающих в качестве носителей информации (об этом же говорят и Д.И.Дубровский [15,16], и Л.М.Веккер [10], несмотря на некоторое отличие в трактовках), К.В.Судаков акцентирует при этом внимание на тесной связи информационных процессов с открытыми П.К.Анохиным функциональными системами. Носителями информации при этом являются "... неоднократно трансформирующиеся физико-химические процессы от потребности к ее удовлетворению и при действии на организм внешних раздражителей. "[35,с.111]

Отмечая, что, начиная с развития зародыша, различные проявления жизнедеятельности неразрывно связаны с информационными процессами, он приводит постоянно действующее общее правило: " при непрерывной последовательной смене материальных носителей информация на всех этапах развития и построения функций сохраняется без потери ее значения. " [35,c.111]

Далее К.В.Судаков выделяет пять уровней смены материальных носителей информации:

- тканевый уровень, на котором физико-химические метаболические процессы тканей без потери информационного смысла преобразуются, с одной стороны, в процессы нервного возбуждения, поступающие в ЦНС; с другой стороны - через системы вторичных клеточных посредников они преобразуются в потоки экспрессируемых генетическим аппаратом клеток различных тканей информационных молекул. Кроме того, на тканевом уровне передача информации может осуществляться также слабыми электромагнитными полями;
- церебральный уровень, на котором информация о метаболических изменениях в тканях в форме афферентных нервных импульсаций и специфических наборов гумморально-информационных молекул также без потери информационной значимости трансформируется в организованный процесс возбуждения мозга - доминирующую биологическую мотивацию;
- поведенческий уровень, на котором осуществляется трансформация доминирующей мотивации в поведение, направленное на удовлетворение исходных потребностей организма без потери информационной значимости о ведущей потребности организма;
- межпопуляционный уровень, на котором происходит трансформация индивидуальных потребностей индивидов, составляющих популяцию, в обобщенные потребности, мотивации и поведение группы. При этом информационные свойства отдельных индивидов в популяциях сохраняются в полной мере. Кроме того необходимо отметить, что взаимоотношение индивидов в популяциях в значительной мере осуществляется на информационной основе эмоциональных ощущений отдельных особей: отношений особей в популяциях друг к другу и популяций к популяциям. На этом уровне рассматриваются информационные взаимодействия индивидов в межличностных, родовых, семейных, племенных, социально-экономических, межгосударственных и др. отношениях;
- космический уровень, на котором происходит взаимодействие индивидов и популяций с гео-, био- и информационной (по В.И.Вернадскому) сферами Земли. При этом подчеркивается, что вопросы информационного взаимодействия с информационным полем Земли еще требуют спец В рамках нашего исследования нас интересуют три из вышеупомянутых уровней: церебральный, поведенческий и межпопуляционный. Они фактически соответствуют тем уровням исследования человека и его психики, которые выделял Б.Ф.Ломов [7,c.28]:
- на предельно высоком уровне человек рассматривается в системе общественных отношений и изучается как личность или относительно cамостоятельная общность людей; на предлежащем уровне человек, личность берется с точки зрения собственных свойств, структуры и динамики, в контексте деятельности, непосредственного общения и поведения;
более низкий уровень связан с изучением процессов и состояний человека: его восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.;
самый низкий уровень - фиксирует "нишу" исследований нейродинамики или физиологического обеспечения психических процессов.

Рассматривая взаимосвязь физиологических и психических процессов с позиции теории функциональных систем П.К.Анохина, один из его ближайших учеников и последователей - В.Б.Швырков отмечал, что "... системные процессы поведенческого акта - это своеобразные информационные процессы, для которых "физиологический уровень" выступает как "материальный носитель ". Сопоставление этих информационных параметров системных процессов с "психическим" производится уже в одном и том же смысловом измерении, поскольку как информация, так и психические процессы локализованы только в пределах всего поведенческого акта и характеризуют организм как целое."[45,с37-38]

Именно благодаря теории функциональных систем появилась возможность системного решения психофизиологической проблемы, которое позволило взаимно увязать, в основном, два нижних из вышеупомянутых уровней, выделенных Б.Ф.Ломовым. " Психические процессы, характеризующие организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологичекие процессы, протекающие на уровне отдельных элементов, сопоставимы только через информационные системные процессы, т.е. процессы организации элементарных механизмов в функциональную систему. "[1,с.9]

Теория функциональных систем, которая легла также в основу системно-функционального анализа деятельности человека в эргатических системах [24], позволила использовать этот инструмент и на более высоких уровнях, выделенных Б.Ф.Ломовым. По определению П.К.Анохина под функциональной системой понимается " такая динамическая организация структур и процессов организма, которая вовлекает эти компоненты независимо от их анатомической, тканевой и физиологической определенности. Единственным критерием вовлечения тех или иных компонентов в систему является их способность содействовать получению конечного приспособительного результата, характерного для данной физиологической системы. " [цит. по 31,с.78] И далее: " Функциональная система является конкретным физиологическим аппаратом, благодаря которому осуществляется саморегуляция и гомеостазис. "[31,с.79]

В [24] предложено все функциональные системы делить на три класса по критерию длительности:
1. базовые системы, которые существуют в течении всей жизни организма, обусловлены генетически и в некоторой своей части являются как бы исходным материалом для формирования длительно существующих, онтогенетически обусловленных целевых систем;
2. долговременные функционально-целевые системы, формирующиеся на период непосредственной подготовки и реализации процесса достижения конечной цели;
3. оперативные функционально-целевые системы, формирующиеся для достижения промежуточных целей или решения частных задач.

" Базовые функциональные системы - по существу те предельные по глобальности целей системы, которые обеспечивают любые жизненные проявления организма, любые действия, направленные на сохранение целостности организма или его развитие. Таковыми для человека являются физиологические системы (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.) и психические функции (мышление, память и т.п.). Целевая функциональная система - это всегда алгоритм, т.е. такая логическая организация отдельных, более элементарных функций, которая позволяет достичь цель. "[24,с.15]

При этом, все-таки: " ...центральная архитектоника функциональных систем, осуществляющая "кванты" психической деятельности, представляет динамику информационных процессов, разыгрывающихся на структурной основе мозга и включает информационные процессы трансформации: 1) ведущей потребности в мотивационное возбуждение, 2) мотивации в деятельность и 3) подкрепляющих воздействий в деятельность акцептора результата действия, оказывающего, в свою очередь, обратные информационные влияния на процессы афферентного синтеза. Все эти процессы на каждом этапе системной организации психической деятельности возможны благодаря потокам информации без потери информационного смысла. " (Выделено мной - А.Т.)[35,с.118]

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- информация есть универсальная реалия, которая может рассматриваться как физическая, так и физиологическая переменная по отношению к жизнедеятельности организмов;
- при рассмотрении информации в совокупности с ее носителями выделяется пять уровней смены материальных носителей информации применительно к жизнедеятельности человека (без потери информационного смысла);
- в соответствии с системным подходом можно выделить четыре уровня исследования человека и его психики, которые, с позиции теории функциональных систем, могут быть сопоставлены с уровнями смены материальных носителей информации;
- функциональные системы по критерию длительности делятся на три класса; к одному из них относятся базовые системы, которые включают, в том числе, физиологические системы человека (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.) и психические функции (мышление, память и т.п.).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии. // Психологический журнал, 1998, Т.19, No 6, с.4-19
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.
3. Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта. // Кибернетика живого: Человек в разных аспектах. -М.: Наука, 1985.-с.29-43
4. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности. -1995.-No 1
5. Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Югна и введение в информационный метаболизм. // Соционика, ментология и психология личности. -1995-No 2, с.2-11
6. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. // Соционика, ментология и психология личности, 1997, No No 1-5.
7. Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф.Ломова. // Психологический журнал, 1997,Т.18, No 1, с.3-9
8. Букалов А.В. Соционика - новый подход к пониманию человека и общества. // Соционика, ментология и психология личности. -1996.-No 1
9. Букалов А.В. О четырех эволюционных стадиях развития и законе сменяемости квадр. // Соционика, ментология и психология личности, 1995, No 1, с.9-17
10. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981, -326с.
11. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. -М.: Наука, 1983.-344с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. -Собр. соч.: В 6-ти тт. Т.2. Проблемы общей психологии./Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1982. -504с.
13. Гуленко В.В. Соционика: между наукой и искусством. // Соционика, ментология и психология личности, 1997, No 1.
14. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Системотехника. -М.: Радио и связь, 1985, -200с.
15. Дубровский Д.И. Психофизиологическая проблема: информационный подход. // Методологические аспекты изучения деятельности мозга. -М.: Наука, 1986, с.108-134
16. Дубровский Д.И. Критерии существования и проблемные ситуации в науке. // Кибернетика живого: Биология и информация. - М.: Наука,1984. -с.103-110
17. Ермак В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром. // Соционика, ментология и психология личности. -1997-No 5
18. Ермак В.Д. Структура и функционирование психики человека с системной точки зрения. // Соционика, ментология и психология личности. -1998-No 5
19. Ермак В.Д., Румянцева Т.А., Букалов Г.К. ТИМ и его взаимодействие (учебное пособие) - Косторма: КГТУ, 1996.
20. Ермак В.Д. Современные основания соционики достаточно прочны. // Соционика, ментология и психология личности. -1998-No 4, с.77-81
21. Ермак В.Д. Системы, системные принципы и системный подход. - К.: рукопись, 1989-1990гг.
22. Жандр А.Л. Психоанализ личности посредством системы Арканов Таро. -С-Птб.: ЗАО "Диалог", 1997.-192с.
23. Забиров М.В. Целостная классификация психотипов и ее возможные соционические соответствия. // Соционика, ментология и психология личности. -1998-No 3, с.34-42
24. Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем. -М.: Радио и связь, 1987.-232с.
25. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. -М.: Изд-во "Совершенство", 1998 -320с.
26. Кемпинский А. Психология шизофрении. - С-Пб.: Ювента, 1998.-294с.
27. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. - М.: Персей. Вече. АСТ, 1995.- с.
28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М.: Наука, 1984. - 432с.
29. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. -319с.
30. Молодцов А.В. Соционика для менеджера (учебн. пособ.). -К.: ИСИО, 1993. -208с.
31. Платонов К.К. Теория функциональных систем, теория отражения и психология. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978. -с.62-83
32. Савченко С.В., Савченко И.Д., Негодина О.В. Личность как соционический тип в едином символьном пространстве Савченко (ЕСПС). // Соционика, ментология и психология личности. -1995-No 2,с.78-87
33. Савченко И.Д., Савченко С.В. Соционика и Таро: Матрица Социона. // Соционика, ментология и психология личности. -1995-No 3,с.85-88
34. Словарь иностранных слов. -18-е изд., стер. -М.: Рус. яз., 1989. -624с.
35. Судаков К.В. Информационный принцип работы мозга. // Психологический журнал. 1996, Т.17, No 1, с.110-127
36. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге ХХI века. /Под. ред. Р.М.Юсупова, Р.И.Полонникова. - Санкт-Петербург: СПИИРАН, Изд-во "Анатолия", 1998. -490с.
37. Тихонов А.П. Соционика и типоведение - сходство и различия. // Соционика, ментология и психология личности. -1998-No 4,с.33-35
38. Тихонов А.П. Соционика и типоведение - экстравертный и интровертный пути развития теории К.Г.Юнга. // Соционика, ментология и психология личности. -1998-No 5,с.40-45
39. Тихонов А.П., Лапина И.В. Гипотеза о совпадениях или совпадение гипотез. // Соционика, ментология и психология личности. -1998-No 6,с.39-42
40. Филатова Е.С. О соционической терминологии. // Соционика, ментология и психология личности. -1999, No 1, с.15-19
41. Филатова Е.С. Соционический психотип и темперамент. // Соционика, ментология и психология личности.- 1998, No 3, с.47-49
42. Чурюмов С.И.Два подхода к формализованному описанию соционических отношений. // Соционика, ментология и психология личности. -1999, No 3, с.23-32
43. Чурюмов С.И. Соционика как методология. // Соционика, ментология и психология личности. -1996, No 1
44. Чурюмов С.И. Соционика и философия: ничто не ново под луной. // Соционика, ментология и психология личности. -1998, No No 1-3
45. Швырков В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978. -с.11-46
46. Шульман Г.А. Аспекты, функции, ТИМы, люди. // Соционика, ментология и психология личности, 1998, No 6, с.43-57
47. Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В.Зелинского. - Мн.: ООО "Попурри", 1998.-656с.
48. Isabe" Briggs-Mayers with Peter B.Myers. GIFTS DIFFERING., Consu"ting Psycho"ogist Press, Inc., Pa"o A"to? Ca"if., 1980.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функционалистский подход | Суть, структура і тенденції розвитку світового господарства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.